Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семейное воспитание, его правовые основы




Самостоятельная работа №2

Подласый И.П. Педагогика. М., 2001. С. 190-252.

Самостоятельная работа №1

План изучения темы

Тема 8. Взаимодействие школы с семьёй

  1. Семейное воспитание, его правовые основы.
  2. Принципы семейного воспитания. Задачи семьи в воспитании детей.
  3. Тактики воспитания в семье и типы семейных взаимоотношений.
  4. Проблемы современной семьи. Типичные ошибки и противоречия семейного воспитания.
  5. Условия успешного воспитания в семье.
  6. Возможности усиления воспитательного влияния при взаимодействии педагога с семьёй. Формы и методы работы педагога с семьёй.

 

Изучить условия успешного воспитания ребёнка в семье:

Ø знание родителями своих детей, их индивидуальных особенностей;

Ø авторитет родителей;

Ø режим дня;

Ø чтение литературы;

Ø учёт возраста и пола в воспитании;

Ø единство требований в воспитании;

Ø правильное применение методов воспитания;

Ø атмосфера семьи;

Ø любовь и уважение к ребёнку.

 

Литература:

1. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.

2. Макаренко А.С. О родительском авторитете. Педагогика: Хрестоматия по педагогике для педучилищ / Сост. С.Н.Полянский. М., 1967.

3. Педагогика: Хрестоматия / Сост. А.Е.Дмитриев. М., 1985.

4. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников. М., 1986.

Подготовиться к семинару по вопросу «Формы работы образовательного учреждения с семьёй» по следующему плану:

а) индивидуальные: посещение семьи, индивидуальная беседа, консультация, индивидуальные поручения, переписка с родителями;

б) групповые: групповые беседы, родительский комитет, попечительский совет, собрания матерей (отцов);

в) коллективные (родительское собрание, вечер вопросов и ответов, день открытых дверей, конференция, диспут, практикум, совместные праздники, ролевые игры).

Литература:

1. Воспитание = семья +школа. Книга для педагогов и родителей. Серия «Семья +школа». Выпуск 1. Нижний Новгород, 2002.

2. Гребенников И.В. Школа и семья. М., 1988.

3. Крупская Н.К. Педагогическая консультация. Педагогика: Хрестоматия по педагогике для педучилищ / Сост. С.Н.Полянский. М., 1967.

4. Маишева В.А. Работа с родителями. М., 1982.

5. Методика воспитательной работы. / Л.Н.Бойкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Ерёмкина и др. Под ред. В.А.Сластёнина. М., 2002.

6. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников. М., 1986.

7. Формы работы учителя с семьёй // Классный руководитель. 1998. №6.

 

В настоящее время каждый взрослый человек прямо или косвенно является наставником, воспитателем детей, подростков, молодежи. В Конституции РФ говорится о том, что граждане страны должны заботиться о воспитании детей, готовить их к жизни в разных сферах.

В соответствии со ст.72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что семейно-правовые акты могут приниматься не только на федеральном уровне, но и субъектами Российской Федерации. Таким образом, обеспечивается единообразие семейного законодательства, учет местных традиций и особенностей, существующих в различных регионах.

Семейное законодательство состоит, прежде всего, из Семейного кодекса РФ и других федеральных законов РФ и ее субъектов. К источникам семейного права относятся и международно-правовые нормы, к которым присоединилась Россия, подписав международные документы. В их числе Конвенция ООН о правах ребенка, документы Совета Европы, Конвенция стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам и др. При этом, если положение международного договора вступает в противоречие с положениями Семейного кодекса РФ или иного российского правового акта, применяются нормы международных документов.

Особенность норм семейного права состоит в их тесной связи со сложившимися веками и принятыми обществом нормами морали. Нормы семейного права и нравственные требования сближает то, что они являются регуляторами поведения участников семейных отношений. Например, правовые нормы, касающиеся прав и ответственности родителей за воспитание детей в семье, их духовное и нравственное развитие, заботу о здоровье, защиту их прав, своими корнями уходят в область нравственности, традиций.

Взаимосвязь норм семенного права с нормами морали подчеркивает их важную особенность в жизни общества – они призваны решать воспитательные задачи. Свое воспитательное воздействие они оказывают не только утверждением определенных семейно-правовых норм, но и созданием модели нравственного поведения, соответствующего требованиям современного общества.

29 декабря 1995 г. принят новый Семейный кодекс РФ. Данный документ содержит правовые нормы, которые влияют на регулирование семейных отношений, конкретизируют их по следующим направлениям:

- общие положения (семейное законодательство, осуществление и защита семейных прав);

- заключение и прекращение брака (условия и порядок заключения брака, прекращение и недействительность брака);

- права и обязанности супругов (личные права и обязанности супругов, ответственность супругов по обязательствам и др.);

- права и обязанности родителей и детей (права несовершеннолетних детей, права и обязанности родителей);

- алиментные обязательства членов семьи (алиментные обязательства родителей и детей, других членов семьи);

- формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление (удочерение) детей, опека и попечительство над детьми, приемная семья).

В Семейном кодексе РФ предусмотрено существенное усиление гарантий прав детей в семейных отношениях. В Кодексе выделена специальная глава «Права несовершеннолетних». Статья 56 «Право ребенка на защиту» указывает, что ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих. При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка, либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд.

В соответствии с Семейным кодексом РФ требуется обязательное согласие ребенка, достигшего 10 лет, при решении вопроса об изменении его имени, фамилии на фамилию другого родителя, а также при изменении его фамилии, имени, отчества при усыновлении и при его отмене. Согласие 10-летнего ребенка требуется также для восстановления в родительских правах родителей, ранее лишенных этих прав, а также для усыновления и передачи ребенка, оставшегося без родительского попечения, в приемную семью.

Ребенку предоставлено право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Глава 21 Семейного кодекса РФ является новой. Она посвящена приемной семье – принципиально новой форме устройства по воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей.

Расширение прав и обязанностей родителей в области семейного воспитания отражено в законе РФ «Об образовании». Так, в ст.10 «Формы получения образования» говорится, что с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы могут осваиваться в форме семейного образования. Статья 18 «Дошкольное образование» гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем детском возрасте». В этой же статье говорится о том, что органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

Статья 40 «Государственные гарантии приоритетности образования» фиксирует, что государство выплачивает родителям (законным представителям) государственные пособия по уходу за ребенком до определенного законодательством РФ возраста, пособия на детей малообеспеченным семьям, многодетным и одиноким матерям (отцам), пособия на несовершеннолетних детей в период розыска их родителей. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачивается дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении.

Закон РФ «Об образовании» значительно расширяет права родителей (законных представителей) в образовании и воспитании детей. Так, в ст.52 фиксируются следующие права:

- родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением;

- родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.

В то же время данная статья предусматривает, что родители обучающихся воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения. Кроме того, они несут ответственность за воспитание детей, получение последними полного (среднего) общего образования.

Особого внимания заслуживает Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. В этом законе государство подтверждает свою поддержку семье, где должно быть обеспечено полноценное воспитание детей, чтобы подготовить их к жизни в обществе. Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, которые предусмотрены Конституцией РФ. Закон также гарантирует социально-экономические условия для того, чтобы ребенок мог реализовать свои законные права и интересы, в том числе и в семье.

Следует подчеркнуть еще одно положение закона, направленное на защиту прав ребенка в семье. Если суд установит вину родителей или лиц, их заменяющих, в нарушении прав и законных интересов детей, то с родителей будет взята сумма компенсации с учетом мер, необходимых по социальной реабилитации и адаптации ребенка.

Нарушение исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних родителями, а также педагогами или работников учреждений, осуществляющими надзор за несовершеннолетними, подлежат уголовной ответственности. В новый Уголовный кодекс РФ включена специальная глава «Преступления против семьи и несовершеннолетних». В ней содержится регламентация ответственности взрослых за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления, систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничество, попрошайничество. При этом при совершении перечисленных преступлений родителями или педагогами они подлежат более строгой ответственности. В эту главу включена новая для российского законодательства норма – неисполнение родителями, педагогами, иными работниками образовательного либо лечебного учреждения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, соединенная с жестоким обращением с ними.

Упомянутые выше и другие законодательные акты позволяют утверждать, что в последнее время происходят положительные изменения на политическом, законодательном, программно-целевом и организационно-управленческом уровнях по реализации в РФ возможностей семьи в воспитании детей. Однако в силу ряда как объективных, так и субъективных причин требования законодательства о семье осуществляются крайне медленно, не всегда имеются четкие механизмы их реализации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.