Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В.М. Межуев




И.Т. Касавин

Л.А. Микешина

Понимание судеб философии должно быть другим: как и культуру, мы имеем всю историю философии «здесь теперь», это навсегда приобретенное человечеством богатство, в значительной мере им еще не освоенное и часто доступное только профессионалам, специалистам. Этот интеллектуальный фонд всегда должен быть в «живом» (а не инкапсулированном!) состоянии, постоянно привлекаемым для понимания происходящего сегодня, как история, опыт человеческой мысли, морали, знания. Исторически и критически осмысливаемые идеи и концепции мы должны принимать в режиме диалога и вероятного синтеза, менять свои представления о проблеме под воздействием рациональных аргументов.

Итак, не «конец философии», но смена ее образов, парадигм, «расширение разнообразия форм», диалог различных подходов и, соот­ветственно, преодоление фундаменталистских (фундационалистских), абсолютистских представлений с сохранением рациональных идей, наработанных при этом подходе.

Философия, на мой взгляд, немыслима без понимания ее как своеобразной игры в бисер, как элитарной интеллектуальной забавы, если хотите, которой человек может предаваться на определенном уровне интеллектуального и общего развития, до которой надо дорасти, которую надо иметь возможность себе позволить.

Тезис о возможном конце философии следует все-таки воспринимать как предупреждение о том, что есть в нашем обществе люди, которым философия глубоко чужда и не нужна, которые бы и по возможности не прочь ее, так сказать, из культуры и вычеркнуть. И в э смысле довольно трудно апеллировать, желая сохранить философию, тем людям, которым философия чужда. То есть к политикам. Мы вынуждены здесь апеллировать к самим себе, к нашей любви к жизни, нашей способности к выживанию, если мы хотим ее сохранить.

Я бы определил философию как мышление человека в свободе — по­литической и духовной. Расцвет философского знания неслучайно пада­ет на те периоды в истории, когда происходил переход от тиранических и деспотических режимов к гражданскому обществу, или демократии.

Философия - не только особый способ познания, но и особый способ общения людей по поводу общей для них истины. Важно то, что потребность в таком общении возникла впервые в про­странстве греческого полиса, называемом публичным. В сфере публичной политики люди объединены между собой не только какими-то общими верованиями и убеждениями, но и необходимостью совместно принимать согласованные решения, вступать друг с другом в диалог.

Философы не живут, а мыслят в пространстве публичной жизни. Я никого не призываю философствовать на площадях и улицах. Разве речь об этом? Можно философствовать, что называется, и в тиши ка­бинета, но ведь даже при самом уединенном существовании, философ обращается не только к себе, но и к другим. Философия, создаваемая ис­ключительно для собственного пользования, не имеющая общественного признания и отклика, - не философия, а частное мнение, интересное только его автору. Сам философ может и не ходить на выборы, но не может не задумываться о мотивах, которыми руководствуются люди,

делая свой выбор.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.