Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социокультурный статус и функции философии. Философия и мировозрение




Формы производственой гимнастики (краткая характеристика).

Определение, цель и задачи производственной физической культуры.

Тема 11. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста

Професионально-прикладной спорт.

Целостное применение прикладных видов спорта основано на отборе их по преимущественному влиянию на студентов. Каждый вид спорта способствует совершенствованию определённых физических и психических качеств. И если эти качества, умения и навыки, осваиваемые входе спортивного совершенствования, совпадают с профессиональными, то такие виды спорта считаются профессионально-прикладными.

В связи с этим, для студентов различных специальностей произ­водится соответствующий отбор, например, для геодезистов – туризм, спортивное ориентирование; для летчиков – планерный, самолетный, парашютный спорт; для строителей – гимнастика, акробатика, альпинизм; для работников сельского хозяйства – лыжный спорт, спортивное ориентирование, силовые виды спорта; для инженеров, управляющих многопозиционными пультами дистанционного управления – длительный кроссовый бег, плавание, лыжный спорт, баскетбол, борьба.

Например, для совершенствования координа­ции движений рекомендуются акробатика, гимнастика, прыжки в воду, городки и др., т.е. виды, способствующие совершенствованию перцептивного анализатора, ориентировке в пространстве.

Для воспитания общей выносливости применяются длительный кроссовый бег, лыжный спорт, плавание, туристские походы, гребля и т.д.

Элементы состязательности, сопряженные с повышенными физическими и психическими нагрузками, позволяют широко использовать спорт в процессе совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки студентов.

Производственная физическая культура - система физкультурно-оздоровительных мероприятий, формы и содержание которых определя­ются особенностями трудового процесса.

Цель производственной физической культуры - способствовать ук­реплению здоровья и повышению производительности труда работающего.

Основными задачами производственной физической культуры яв­ляются:

§ подготовить организм человека к включению в трудовой процесс;

§ оптимально поддерживать уровень высокой работоспособности в течение рабочего дня и обеспечить восстановление организма после окон­чания работы;

§ профилактика влияния неблагоприятных факторов труда, способ­ствующая повышению устойчивости организма к их воздействию.

В основе производственной физической культуры лежит теория ак­тивного отдыха. Русский физиолог И.М. Сеченов доказал, что переключение деятельности в процессе работы с одних мышечных групп и нервных центров на другие ускоряет восстановление утомленной группы мышц. Переключение с одного вида работы на другую, чередова­ние умственной деятельности с легким физическим трудом устраняет чув­ство усталости и является своеобразной формой отдыха.

Методика производственной физической культуры находится в за­висимости от характера и содержания трудового процесса и имеет "кон­трастный" характер (В.И. Ильинич, 1999):

§ чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем меньше она в период активного отдыха, и наоборот;

§ чем меньше в активную деятельность включены большие мышеч­ные группы, тем в большей степени они подключаются при занятиях раз­личными формами производственной физической культуры;

чем больше нервно-эмоциональное и умственное напряжение в профессиональной деятельности, тем меньше оно должно быть в разнообразных физических упражнениях производственной физической культу­ры.

Производственная физическая культура - система физкультурно-оздоровительных мероприятий, формы и содержание которых определяются особенностями трудового процесса. Непосредственно в рамках трудового процесса физическая культура представлена главным образом производственной гимнастикой, которая имеет следующие формы:

§ вводная гимнастика - комплекс специально подобранных физических упражнений систематическое выполнение которого помогает сокра­тить период врабатывания организма к предстоящему виду деятельности, с нее рекомендуется начинать рабочий день;

§ физкультурная пауза - проводится в начале периода снижения ра­ботоспособности; оздоровительный эффект физкультурных пауз достигается с помощью упражнений, вовлекающих в работу ранее бездействующие части тела, и упражнений на расслабление утомленных мышц;

§ физкультминутки общего или локального воздействия - применяются в течение рабочего дня по мере необходимости в активном отдыхе (до 5 раз и более);

§ микропаузы активного отдыха - это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20-30 секунд. В микропаузах активного отдыха используются мышечные напряжения динамического, а чаще изометрического (без движений) характера, расслабление мышц, движения головой, глазами, приемы самомассажа, дыхательные упражне­ния, ходьба по помещению и т.д. На протяжении рабочего дня они могут применяться многократно, по мере необходимости. При построении комплексов упражнения необходимо учитывать:

1) рабочую позу (стоя или сидя), положение туловища;

2) рабочие движения (быстрые или медленные, однообразие или разнообразие);

3) характер трудовой деятельности (нагрузка на органы чувств);

4) степень и характер усталости по субъективным показателям (рассеянное внимание, головная боль, ощущение болей в мышцах, раздражительность);

5) возможные отклонения в здоровье;

6) санитарно-гигиеническое состояние места занятий.

3. Вводная производственная гимнастика: задачи, типовая схема.

Вводная гимнастика - комплекс специально подобранных физичес­ких упражнений систематическое выполнение которого помогает сокра­тить период врабатывания организма к предстоящему виду деятельности. С нее рекомендуется начинать рабочий день.

Типичный комплекс вводной гимнастики состоит из 6-8 упражнений, близких к рабочим движениям и оказывающих разностороннее влияние на организм, выполняемых в течение 5-7 минут. Цель вводной гимнастики – активизировать физиологические процессы в тех органах и системах организма, которые играют ведущую роль при выполнении конкретной работы.

Типовая схема вводной гимнастики (Л.Н.Нифонтова):

1. Упражнения организующего характера (ходьба).

2. Упражнения для мышц туловища, рук и ног

3. Упражнения общего воздействия (приседания, бег, прыжки).

4. Упражнения для мышц туловища, рук, ног с маховыми элемен­тами.

5-8. Специальные упражнения, которые по своей структуре, характеру близки к действиям, выполняемым во время работы.

4. Физкультурная пауза на производстве: задачи, типовая схема.

Физкультурная пауза проводится в начале периода снижения ра­ботоспособности. При 8-ми часовом рабочем дне пик снижения работоспособности возникает через 3 и 6 часов после начала работы. Оздоровительный эффект физкультурных пауз достига­ется с помощью упражнений, вовлекающих в работу ранее бездействую­щие части тела, и упражнений на расслабление утомленных мышц.

Физ­культурная пауза состоит из 5-7 упражнений и проводится в течение 5-7 минут.

Физкультурная пауза для людей, занятых умственным трудом, состоит из физических упражне­ний с широкой амплитудой движений, выполняемых стоя. Необходимо включать упражнения для мышц ног, которые создают условия для улуч­шения кровообращения во всем организме, ликвидируют застой крови в области нижних конечностей и малого таза. При подборе упражнений обя­зательно необходимо включать наклоны в стороны, прогибания назад, вращения туловища для улучшения осанки и снятия нагрузки с позвоноч­ника.

Типовая схема для этой группы профессий следующая:

1.Упражнение в потягивании.

2. Упражнение для мышц туловища, ног и рук.

3. Упражнение для мышц туловища, ног и рук более динамичное, с большей нагрузкой.

4. Упражнение общего воздействия - приседание, бег, прыжки.

5. Упражнение для мышц ног, рук и туловища и их комбинации с акцентом на движения ногами.

6. Упражнение на расслабление мышц рук.

7. Упражнение на внимание, координацию движений.

Для более точного определения места физкультурных пауз необхо­димо учитывать динамику работоспособности в процессе рабочего дня.

5. Физкультурная минутка на производстве: задачи, типовая схема.

Физкультминутки могут быть общего или ло­кального воздействия, они применяются в течение рабочего дня по мере необходимости в активном отдыхе (до 5 раз и более). Состоят из 2-3 уп­ражнений, выполняемых в течение 1-2 минут.

В физкультминутках общего воздействия первое упражнение обычно бывает связано с распрямлением спины и отведением плеч назад. Второе упражнение - наклоны или повороты туловища, в сочетании с дви­жениями рук и ног, третье - маховые движения.

Физкультминутки локального воздействия направлены на отдых тех анализаторов или мышечных групп, в которых ощущается усталость. Как правило, при этом используются упражнения на расслабление. Одно­временно можно использовать элементы самомассажа для усиления вос­становительного эффекта.

Физкультминутки можно проводить в любых условиях, даже там, где по санитарно-гигиеническим условиям не допускается проведение физкультурной паузы.

6. Микропаузы активного отдыха на производстве: задачи, типовая схема.

Микропаузы активного отдыха -это самая короткая форма произ­водственной гимнастики, длящаяся всего 20-30 секунд. В микропаузах ак­тивного отдыха используются мышечные напряжения динамического, а чаще изометрического (без движений) характера, расслабление мышц, движения головой, глазами, приемы самомассажа, дыхательные упражне­ния, ходьба по помещению и т.д. На протяжении рабочего дня они могут применяться многократно, по мере необходимости.

В определении философии как рефлексии над универсалиями культуры, в которую сама культура как бы ищет новые пути своего развития, снимается та неопределенность этого понятия, которая была связана с многообразием обликов философии в ее историческом развитии. Это многообразие определений философии, которые давали ей мыслители прошлого, связано тем, что философия каждый раз выдвигала те задачи, которые стояли перед культурой на определенном этапе ее развития. Решая эти задачи, философия приобретала такие черты, которые были характерны именно для данного этапа развития культуры. Поэтому понятие философии отождествлялось с понятием знания и науки в досократической философии и с понятием метафизики в философии Аристотеля; с понятием искусства жизни в эллинистический период развития античной философии и с богопознанием в неоплатонической и средневековой философии; с методологией научного познания в Новое время с проблемами кризиса техногенного общества в современный период. Кроме того, данное определение понятия философии связывает ее социальную значимость с представлением о философии как сущностной характеристики бытия человека. По сути, и великий мыслитель, создающий грандиозную философскую систему, и «простой» человек, задумывающийся о смысле собственной жизни, ставят и решают одни и те же вопросы. Отличие между ними заключается лишь в том, что великий мыслитель, ставя перед собой эти вопросы, не удовлетворяется расхожими ответами на них, которые содержатся в культуре его времени. Он, находясь в состоянии мучительного поиска ответов на фундаментальные вопросы о смысле бытия, начинает критику оснований доминирующей культурной традиции, в результате которой происходит изменение смыслов универсалий культуры, проясняются альтернативные пути развития человеческого общества. Вот почему острая потребность в философии возникает всякий раз в переломные периоды истории, когда перед обществом открываются неизведанные пути его дальнейшего развития.

Данное определение понятия философии выводит нас и на решение проблемы роли социальной философии в системе современного философского знания. Поскольку изменения смыслов основных философских понятий в этом определении связываются с динамикой развития культуры и общества, постольку социальная философия, круг проблем которой непосредственно связан с анализом этой динамики, является ключом к пониманию меняющейся проблематики других философских дисциплин - онтологии, гносеологии и философской антропологии. Наконец, в современном глобализирующемся мире, в котором существует и долгое время еще будет сохраняться культурное многообразие различных народов и регионов земного шара, актуальной становится задача диалога культур, культурного взаимопонимания между народами. Поэтому для преодоления культурных и социальных кризисов современности требуется диалог культурных традиций. В этом диалоге решающую роль должна сыграть философия как рефлексия над универсалиями культуры. В процессе этой рефлексии будет осуществлен возможный синтез культурных традиций различных регионов и народов земного шара. Впрочем, до второй половины XX в. проблема диалога культур стояла перед самим Западом, поскольку очагом двух мировых войн первой половины XX в. являлась именно Западная Европа.

Еще одну причину кризиса современной западной культуры, имеющую пагубные последствия, приводит один из выдающихся социальных мыслителей современности Иммануэль Валлерстайн.

Вот уже двести лет мы живем в мире, где философия и естествознание рассматриваются как различные и чуть ли не антагонистические формы знания. Этот раскол между так называемыми двумя культурами также является относительно новой социальной конструкцией, хотя он и возник чуть раньше, чем обществоведение распалось на отдельные дисциплины.

Однако «разрыв» между наукой и философией порождал важную проблему. И теология, и философия традиционно претендовали на постижение как того, что есть истина, так и того, что есть благо. Эмпирическая наука считала, что не располагает средствами, позволяющими отделять хорошее [от плохого], она считала своей прерогативой только установление границы между истинным [и ложным]. Люди науки изящно снимали эту проблему с повестки дня, утверждая, что намерены заниматься только поиском истины, а поиск блага готовы полностью отдать на откуп философам (и богословам). Это разделение истины и блага и лежит в основе «двух культур». Философия (или, говоря более широко, гуманитарные науки) должна была заниматься исключительно поиском блага (и совершенства). Наука же настаивала на том, что имеет монополию на поиск истины.

Вскоре возник вопрос о том, кто способен рассудить спор между соперничающими искателями истины. Ученые отвечали, что это право может принадлежать исключительно научному сообществу. Но коль скоро научное знание с неизбежностью и необратимостью становилось все более специализированным, оказывалось, что лишь узкие сообщества ученых (представлявшие отдельные дисциплины) считались частью той широкой группы, которая была «уполномочена» определять истинность научного знания. Однако эти сообщества были столь же замкнутыми, как и круг философов, ранее считавших себя вправе судить о способностях друг Друга проникать в суть естественного закона или законов природы.

И [наконец], существовала третья проблема, обусловленная этим разрывом. Очень многие не желали жестко отделять поиск истины от поиска блага. Усилия ученых, направленные на четкое разграничение этих двух видов деятельности, наталкивались на психологический протест, особенно если объектом исследования становилась социальная реальность. Стремление воссоединить эти поиски исподволь проявлялось в работе как представителей науки, так и философов, даже если они решительно отрицали желательность или даже возможность такого воссоединения. И. Валлерстайн.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.