Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие метода и методологии. Общенаучные методы познания




Понятие метод (от греч. methodos – путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.

Учение о методе начало развиваться еще в науке Нового времени. Ее представители считали правильный метод ориентиром в движении к надежному, истинному знанию. Так, видный философ XVII века Ф. Бэкон сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте. А другой известный ученый и философ этого же периода Р. Декарт изложил свое понимание метода следующим образом: "Под методом, – писал он, – я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых... без лишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно". Основная функция метода – регулирование познавательной и иных видов деятельности в качестве простого и доступного "инструмента" научного открытия. Известный отечественный физик, лауреат Нобелевской премии Л. Д. Ландау говорил, что: "Метод важнее открытия".

Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов, которую принято именовать методологией. Методология дословно означает "учение о методах" (ибо происходит этот термин от двух греческих слов: methodos – метод и logos – учение). Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.

Прежде чем говорить о методах научного познания, следует определиться в том, что является общим в объектах различных наук.

Это общее – научный факт. Под фактами в науке понимаются результаты особого вида идеализации, которые можно выделить из окружающей действительности, воспроизвести многократно, проверить разными способами и однозначно использовать практически. Именно при выделении, отборе и проверке фактов используются различные философские подходы, идеи и гипотезы, изменяются и уточняются теоретические понятия наук, строятся научные теории.

Методы научного познания – это те приемы и операции, которые используются в науке для выделения, воспроизведения, проверки и использования научных фактов. Оснований для классификации научных методов на группы может быть несколько. В настоящее время в науке успешно работает многоуровневая концепция методологического знания. Так, в зависимости от места и роли в процессе научного познания можно выделить эмпирические и теоретические методы. К ним относятся: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, различного рода сравнения, классификация, рассуждения по аналогии, выдвижение гипотез, использование и построение теорий, анализ и синтез, индукция и дедукция и др.

Наблюдения, эксперимент и измерение относятся к методам эмпирического уровня научного познания. Эффективность методов эмпирического познания определяется прежде всего легкостью проверки достоверности выделяемых фактов при определяемых условиях.

Теоретические методы исследования эффективны по критерию их достоверности, поскольку теоретические результаты всегда распространяемы и на те факты, которые выделяются в силу разных причин в условиях неполной определенности. Вместе с тем следует отметить, что деление методов на "эмпирические" и "теоретические" в значительной мере условно, поскольку любой метод разрабатывается на основе какой-то теории, а теория обязательно должна пройти пусть и сверхсложную и опосредованную, но проверку на эмпирическом уровне.

Одним из наиболее распространенных и простейших методов образования общих теоретических положений является метод обобщений, т.е. исследование таких связей, свойств и отношений предметов и явлений, которые характеризуют не один какой-то предмет или процесс, а целый класс однородных в данном отношении фактов (этот метод реализуется через анализ соотношения единичного, особенного и общего).

Большое значение в теоретическом познании имеют исторический и логический методы. Диалектический принцип познания предполагает единство исторического и логического, поскольку исходит из понимания, что сложное явление может быть раскрыто и понято, если выяснено, при каких обстоятельствах и в каких условиях оно возникло, какие этапы исторического развития прошло, каким оно было в прошлом. Только в таком случае откроется возможность определить то, чем оно является в настоящем и как оно будет развиваться в будущем.

В тесной связи с историческим и логическим методами находятся индуктивный и дедуктивный методы познания. Индуктивным называется такой метод познания, при котором общий вывод делается из частных посылок. В процессе познания в этом случае наше мышление совершает восхождение от частного, единичного, конкретного к общему. Например, И.М. Сеченов (1829–1905) приводит следующее индуктивное доказательство положения о том, что все высшие проявления мозговой деятельности могут быть сведены на мышечное движение: "Смеется ли ребенок при виде игрушки; улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине; дрожит ли девушка при первой мысли о любви; создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге – везде окончательным фактом является мышечное движение... Итак, все внешние проявления мозговой деятельности, действительно, могут быть сведены на мышечное движение".

Индукция широко применяется в научном познании и ее основой является опыт. Суть этого метода – в переносе свойств известных фактов на неизвестные. Главная проблема индуктивного метода – установить право знания отдельных фактов переносить на другие факты того же рода. Для решения этой проблемы необходимо использовать другие методы познания, например, дедуктивный. Дедуктивным называется научный метод получения частного вывода из более общего положения. Дедукция и индукция только тогда дают достоверные результаты, когда применяются совместно и дополняют друг друга на разных этапах научного исследования.

Аналитический и синтетический методы. Анализом называется такой метод познания, при помощи которого исследуемый факт мысленно расчленяется на составные части для изучения их в отдельности. Синтезом называется такой метод познания, когда происходит мысленное соединение составных элементов изучаемого факта и их свойств с целью познания факта как единого целого. Анализ и синтез взаимно дополняют друг друга и требуют своего последовательного применения на всех этапах научного исследования.

Восхождение от абстрактного к конкретному. Выше уже говорилось о значимости процедуры абстрагирования для осуществления процесса познания. Способность человеческого мышления абстрагироваться от целостного (конкретного) восприятия является предпосылкой формирования знания о существенных связях, отношениях и сторонах изучаемого факта. Но процедура абстрагирования имеет максимальную значимость лишь в том случае, если полученные в результате первичного анализа абстракции впоследствии будут синтезированы в целостность (познанную, с выявленной структурой и функциями, с определенным содержанием и формой и т. д.).

Метод формализации (и его разновидность – аксиоматический метод) позволяет в символьной форме выявить количественные отношения и пространственные формы таких научных фактов, которые невозможно зафиксировать в языке иным способом (например, математические формулы).

Таким образом, существуют различные классификации научных методов, и каждая из них основана на разных критериях: есть классификации по критерию "содержательные – формальные", "методы исследования и изложения", "количественные и качественные", "методы непосредственного и опосредованного познания", "оригинальные и производные" и т. д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.