Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства и функции организационной культуры




http://h1ppy.narod.ru/89.htm

Термин "организационная культура" воспринимается многими как система общего мнения, и эта характерная черта отличает одну организацию от другой. Существуют много подходов к выделению различных атрибутов, характеризующих и идентифицирующих ту или иную культуру как на макро-, так и на микроуровне. Так, С.П. Роббинс предлагает рассматривать организационную культуру на основе десяти характеристик, наиболее ценящихся в организации:

  • личная инициатива, т.е. степень ответственности, свободы и независимости, которой обладает человек в организации;
  • степень риска, т.е. готовность работника пойти на риск;
  • направленность действий, т.е. организация устанавливает четкие цели и ожидаемые результаты выполнения;
  • согласованность действий, т.е. положение, при котором подразделения и люди внутри организации координирование взаимодействуют;
  • управленческая поддержка, т.е. обеспечение свободного взаимодействия, помощи и поддержки подчиненным со стороны управленческих служб;
  • контроль, т.е. перечень правил и инструкций, применяемых для контроля и наблюдения за поведением сотрудников;
  • идентичность, т.е. степень отождествления каждого сотрудника с организацией;
  • система вознаграждений, т.е. степень учета исполнения работ, организация системы поощрений;
  • конфликтность, т.е. готовность сотрудника открыто выражать свое мнение и пойти на конфликт;
  • модели взаимодействия, т.е. степень взаимодействия внутри организации, при которой взаимодействие выражено в формальной иерархии и подчиненности.

Оценивая любую организацию по этим десяти характеристикам, можно составить полную картину организационной культуры, на фоне которой формируется общее представление сотрудников об организации.

Организационная культура выполняет целый ряд функций:

во-первых, она формирует определенный имидж организации, отличающий ее от любой другой;
во-вторых, она выражается в чувстве общности всех членов организации;
в-третьих, она усиливает вовлеченность в дела организации и преданность ей;
в-четвертых, она усиливает систему социальной стабильности в организации. Организационная культура - своего рода социальный клей, который помогает сплачивать организацию, обеспечивая присущие для нее стандарты поведения;
в-пятых, она является средством, с помощью которого формируются и контролируются формы поведения и восприятия, целесообразные с точки зрения данной организации.

Организационная культура - это неуловимый, неосязаемый, не выражаемый прямо феномен, не требующий доказательств. Каждая организация разрабатывает набор правил и предписаний, управляющих повседневным поведением сотрудников на своем рабочем месте. До тех пор пока новички не освоят эти правила поведения, они не смогут стать полноценными членами коллектива. Следование этим правилам поощряется со стороны администрации соответствующими вознаграждениями и продвижением по службе.

Например, неслучайно сотрудники компании "Disney" воспринимаются всеми как обаятельные, всегда подтянутые и всем улыбающиеся люди. Таков имидж компании, поддерживаемый всеми ее сотрудниками. Именно поэтому совершенно очевидно, что, получив работу в компании, вновь пришедшие сотрудники будут стараться вести себя в соответствии с теми правилами, которые в ней приняты.

Каково же влияние организационной культуры на организацию и ее членов?

Большинство функций организационной культуры ценны как для организации, так и для каждого ее члена. Ценность организационной культуры для организации состоит в том, что она усиливает организационную сплоченность и порождает согласованность в поведении сотрудников. С точки зрения работников, организационная культура служит своеобразным компасом для выбора правильного типа поведения, необходимого для успешной работы в организации.

Однако не следует игнорировать некоторые негативные аспекты организационной культуры, которые во многом влияют на достижение организационных целей. Здесь имеется в виду следующее: организационная культура иногда может приходить в противоречие с окружающими организацию условиями среды. Так, например, если окружающая среда подвержена быстрым изменениям, то выработанная годами организационная культура становится не соответствующей этим изменениям, и тогда компании придется приспосабливаться к новым внешним условиям, формировать новую организационную культуру и пересматривать систему регулирования трудовых отношений в организации.

Свойствами организационной культуры являются:

Динамичность - в своем развитии культура проходит стадии зарождения, формирования, поддержания, развития, совершенствования, замены.

Системность - оргкультура представляет собой сложную систему, объединяющую отдельные элементы в единое целое.

Структурированность - элементы иерархически соподчинены и обладают своей собственной степенью приоритетности.

Относительность - соотносит свои элементы, как с собственными целями, так и с окружающей действительностью.

Неоднородность - внутри культуры могут быть локальные субкультуры, могут присутствовать и контркультуры, отвергающие общую культуру.

Разделяемость - сила воздействия культуры на работников.

Адаптивность - способность оставаться устойчивой и противостоять негативным изменениям внешней среды.

 

74. Этапы инновационного менеджмента.

http://investobserver.info/etapy-razvitiya-innovacionnogo-menedzhmenta/

Инновационный менеджмент – это процесс управления коренными изменениями в результатах и способах производственно-хозяйственной деятельности. Для него, как и для общей науки менеджмента, характерно эволюционное развитие основных теоретических положений и концепций. Выделяют четыре относительно самостоятельных этапа развития инновационного менеджмента: факторный подход, функциональная концепция, системный и ситуационный подходы. Факторный подход предполагает изучение инноватики как одного из важнейших средств развития экономического потенциала страны, факторов формирования материально-техничес­кой базы организации, а также разработку оценочных критериев для каждой составляющей развития производственного потенциала предприятия, фирмы, связанных с количественным расширением инновационной деятельности. Для этого подхода характерно появление глубоких исследований и практических разработок в области научно-технического потенциала, его оценки и прогнозирования. В области моделирования для управления инновационными процессами преобладали статистические факторные модели, построенные на основе корреляционных и регрессионных зависимостей. Получили распространение нормативные методы планирования, основанные на тщательно обоснованных расчетах трудоемкости, материало — и фондоемкости инноваций. Использование нормативных методов способствовало обоснованию поэлементных составляющих норм, характеризующих: а) удельный расход элемента нормирования на единицу массы, площади, объема, производительности, мощности, численности и т. п. при выполнении производственных заданий; б) размеры технологических отходов и потерь по видам производственных процессов; в) размеры отчислений от прибыли – экономические нормативы; г) состав и структуру социальных потребностей работающих – социальные нормативы. Функциональная концепция рассматривает инновационный менеджмент как совокупность управленческих функций и процессов принятия управленческих решений. Существуют различные классификации функций управления инновациями, основанные на разных принципах. При этом под функцией управления понимаются относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять определенные управляющие воздействия на инновационный процесс, планирование, организацию и контроль инноваций, а также на прогнозирование. Функциональная концепция базируется на рациональном разделении труда в управлении инновациями, специализации управленческих звеньев и оптимизации каждого принимаемого управленческого решения. Для функциональной концепции характерно тщательное регламентирование процедурных аспектов управления инновациями на основе специальных положений об отделах и службах, должностных инструкций, делегировании полномочий и обязанностей. В рамках данного этапа наибольшее развитие получило экономико-математи­ческое моделирование процессов принятия решений. В практике управления научно-исследовательскими и опытно-конструк­торскими работами широко использовались оптимизационные модели формирования тематических планов организаций, календарного планирования работ, в том числе сетевые методы планирования, модели оптимизации организационных структур. Чаще всего эти модели не носили системного характера и позволяли находить локальные оптимизационные решения для отдельной функции управления инновациями. Системный подход к инновационному менеджменту предполагает рассмотрение организации как сложной системы, состоящей из совокупности взаимообусловленных элементов, ориентированных на достижение определенных целей развития с учетом его эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) факторов. Системный подход обеспечивает динамичный учет множества влияющих на управленческое решение факторов и рассмотрение их во взаимной связи с внешними и внутренними тенденциями развития инновационной среды. Современная ситуация в инновационной сфере требует существенной трансформации традиционных взглядов на инновационный менеджмент, так как значительные изменения претерпевает сам объект управления, инновационные процессы приобретают прерывный характер, повышается комплексность решаемых проблем, усиливается их зависимость от быстро меняющихся внешних факторов. Трансформация представлений о проблемах инноваций в современных условиях обеспечила развитие ситуационного подхода к инновационному менеджменту. Такой подход синтезирует достижения каждой из перечисленных концепций для конкретных инновационных ситуаций. Под ситуацией понимается совокупность факторов, влияющих на функционирование предприятия или развитие определенного инновационного проекта в конкретный период. Ситуационный подход предполагает анализ внешних и внутренних факторов успеха инноваций, систематизацию вероятных вариантов поведения и синтез оптимальных для сложившейся ситуации управленческих решений. Значительным вкладом этой управленческой концепции в теорию инновационного менеджмента является то, что на ее основе сформулированы рекомендации по применению конкретных методов принятия решений в определенных условиях. Ситуационный подход открывает широкие возможности для творческого использования разнообразного разработанного наукой и применяемого на практике инструментария. Деятельность менеджера в инновационной сфере в сложившейся ситуации требует от него активного творчества, глубокой профессиональной подготовки и даже интуитивных прозрений, что делает ее сходной с искусством. В настоящее время возрастает потребность в применении в инновационном менеджменте и таких научных подходов, как маркетинговый, воспроизводственный, комплексный. Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы менеджмента при решении любых задач на потребителя. Например, выбор стратегии фирмы должен осуществляться на основе анализа существующих и прогнозирования будущих стратегических потребностей в данном виде товара или услуг, стратегической сегментации рынка, анализе конкурентоспособности своих товаров и товаров конкурентов. Воспроизводственный подход ориентирован на постоянное возобновление производства продукции для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими, по сравнению с лучшим аналогичном объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта. При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, а при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из обязательных аспектов менеджмента, то проблема не будет решена.

http://coollib.com/b/173864/read ↓

Инновационный менеджмент – наука, направленная на стимулирование и эффективное управление инновационными процессами на макро– и микроуровнях. В отличие от традиционного менеджмента управление инновациями связано с нестабильными внутренними и внешними условиями организации, высокой степенью неопределенности и рисков, поэтому в данной области разрабатываются особые подходы и методы принятия управленческих решений.

Целью инновационного менеджмента является изучение методов и технологий управления организацией для обеспечения ее развития и усиления конкурентных позиций на рынке путем создания, освоения и коммерциализации новшеств в различных отраслях экономики.

Основными задачами инновационного менеджмента являются следующие: 1) определение тенденций развития научно-технического прогресса в конкретных секторах экономики; 2) организация управления развитием организаций; 3) определение перспективных направлений инновационной деятельности; 4) оценка эффективности инновационных процессов; 5) выявление и оценка рисков, возникающих в процессе создания и использования нововведений; 6) разработка проектов внедрения нововведений; 7) создание системы управления инновациями; 8) формирование благоприятного инновационного климата и условий для адаптации организации к нововведениям; 9) принятие решений, направленных на стимулирование инновационной активности организации; 10) обоснование инновационных решений в условиях неопределенности и риска. В развитии инновационного менеджмента как области науки выделяют четыре этапа. 1. Факторный подход. Характерные особенности этапа: 1) наука и техника являются основными факторами экономического развития страны; 2) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – главный фактор развития производственного потенциала предприятия; 3) управление инновационными процессами базируется на использовании статистических факторных моделей, нормировании трудоемкости, материало-, фондоемкости научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. 2. Функциональный подход. Характерные особенности этапа: 1) рациональное разделение труда; 2) специализация управленческих функций; 3) экономико-математическое моделирование инновационных процессов; 4) использование методов сетевого планирования, оптимизационных моделей. 3. Системный подход. Характерные особенности этапа: 1) рассмотрение предприятия в качестве сложной организационной системы, состоящей из взаимосвязанных элементов; 2) учет факторов внешней конкурентной и внутренней организационной сред, влияющих на инновационный процесс. 4. Ситуационный подход. Характерные особенности этапа: 1) систематизация наиболее вероятных вариантов реализации инновационного процесса; 2) анализ внешних и внутренних факторов, определяющих успех инноваций; 3) выработка управленческих решений, оптимальных для конкретной инновационной ситуации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 853; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.