Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции педагогического конфликта




Причины возникновения педагогических конфликтов.

Условия и среда педагогического конфликта.

Субъекты педагогического конфликта и их особенности.

Предмет и объект педагогического конфликта.

Понятие педагогического конфликта, его структура и динамика.

Сущность педагогического конфликта.

Условия возникновения педагогического конфликта в процессе функционирования педагогической системы школы.

Сущность педагогического конфликта.

+

Противоречия педагогической деятельности, их объективное и субъективное содержание.

Потенциальная ценность педагогического конфликта ( для участников - своеобразный воспитательный потенциал, преодоление (pазpешение) которого пеpеводит учителя и учащегося на более высокий уровень личностного и индивидуального pазвития).

 

1.

1. Педагогический конфликт - взаимодействие субъектов педагогической системы, обусловленное противоречиями, возникающими в образовательном процессе.

 

2. Педагогический конфликт — это объективное пpотивоpечие, вызванное несоответствием имеющегося уровня личностного или индивидуального pазвития и реальных ситуаций учебно-воспитательного процесса, являющееся для его участников своеобразным воспитательным потенциалом, преодоление (pазpешение) которого пеpеводит учителя и учащегося на более высокий уровень личностного и индивидуального pазвития.

 

3. Педагогический конфликт – возникающая в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форму проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, которая предполагающую конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин, способствующее целям образования, понимаемым в определенном социокультурном контексте.

В данном толковании педагогического конфликта как разновидности конфликтов вообще, прежде всего, важна сфера его протекания (учебно-воспитательный процесс), особенность субъектов (учителя и ученики, родители и дети), эмоциональный фон протекания. Противоречия, ведущие к конфликту, вызывают у участников конфликта отрицательный эмоциональный фон общения. Особо следует обратить внимание на то, что педагогический конфликт является формой проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, что весьма существенно для определения способов его предупреждения и преодоления. Существенным в идентификации конфликта как педагогического является то влияние, которое он оказывает на формирование тех или иных качеств личности, на развитие личности. Именно это значение конфликта придает ему статус педагогического.

 

ххх

Объект конфликта - это конкретная материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, принцип, норма) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.

Объектом педагогического конфликта можно считать ценности, ресурсы или статус, по поводу которых этот конфликт происходит. С объектом конфликта тесно связано по­нятие предмета конфликта, под которым можно подразумевать материальные образования, с ним связанные. Даже с учетом конкретной ситуации бывает нелегко определить объект и предмет конфликта.

Предмет конфликта - объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая источником раздора между сторонами, основное противоречие, из-за которого возник конфликт.

Объект конфликта легко распознается и он чаще всего является его поводом. Предмет же определить сложнее, он выявляет сущность спора, его причину. Предметом конфликта чаще всего является право.

Например, если объектом конфликта учителя и учащегося чаще всего становится отметка, выставленная преподавателем (55% всех конфликтов), то предметом в данном случае является право ученика оспорить отметку преподавателя.

Зачастую предметом конфликта являются потребности, интересы и ценности его участников.

 

Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить:

- ситуации деятельности,

- ситуации поведения,

- ситуации отношений.

 

 

Педагогические конфликты имеют целый ряд особенностей:

- ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа - модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;

- участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель-ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;

- разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;

- различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребёнка, а ученику - справиться с эмоциями, подчинить их разуму;

- присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;

- профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место поставить интересы ученика.

- всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы, в которые включаются другие ученики.

 

В педагогической конфликтологии теоретически нет разграничения между такими понятиями как оппоненты, противники, субъекты, стороны конфликта. Данные понятия в представлении многих ученых являются синонимами. Думаю, что наиболее приемлемым можно считать понятие «субъекты конфликта», под которыми следует подразумевать отдельных лиц или группу людей в школьном социуме, являющихся непосредственными участниками конфликта и вовлеченных во все его стадии.

 

 

Педагогические конфликты имеют особенности, связанные со спецификой учебной деятельности, различием в статусе и возрасте взаимодействующих сторон.

Субъектами педагогического конфликта могут являться: педагоги, воспитанники, администрация, родители.

Они характеризуются:

- отношением к конфликту (восприятием конфликта);

- моделью (типом, программой) поведения в конфликте;

- своим пониманием целей конфликта или ожиданием определенного результата;

- социальным статусом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 10525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.