Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация как система управления




Школы человеческих отношений и поведенческих наук (1930-1970 гг)

Классическая (административная) школа управления (1920-1950 гг)

Эволюция концепций менеджмента

1.1 Школа научного управления

Появление школы научного управления связано прежде всего с теоретической и практической деятельностью американского инженера Фредерика Уинслоу Тейлора (1856-1915). Можно сказать, что как теория А.Смита дала начало всем ветвям политэкономии, так и система Тейлора послужила основой всем последующим теориям менеджмента. В центре внимания школы научного управления стояла проблема научной организации трудового процесса.

Наряду с Тейлором основоположниками данной школы можно считать Френка и Лилию Гилберт, Генри Гантта и др.

Создатели школы исходили из того, что используя наблюдения, замеры, логику и научный анализ, можно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения.

Формирование школы базировалось на трех основных моментах:

1) рациональная организация труда

2) разработка рациональной структуры организации в связи с четкой организацией труда, т.е. разграничение исполнительских и управленческих функций;

3) определение мер по сотрудничеству управляющих и рабочих.

 

Приблизительно в то же время в Европе и в Америке начала формироваться другая школа управления, получившая название административной, или классической.

Основополжники:, Анри Файоль (1841-1925), Линдолл Урвик, Гаррингтон Эмерсон, немецкий философ Макс Вебер, Генри Форд I

Основная идея, лежащая в основе деятельности сторонников административной школы управле­ния, - стремление разработать универсальные принципы управления, следуя которым любая фирма должна прийти к успеху. «Классики» старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить их общие характеристики, закономерности рациональной струк­туры управления и организационной структуры.

Прежде всего, Файоль разбил на шесть групп все операции, которые встречаются на предпри­ятиях:

1. Технические операции (производство, выделка и обработка).

2. Коммерческие операции (покупка, продажа и обмен).

3. Финансовые операции (привлечение средств и распоряжение ими).

4. Защитная деятельность (защита собственности и личности).

5.Учетные операции (бухгалтерский учет, калькулирование себестоимости, статистика и т.д.).

6.Административные операции (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

По Файолю, в составе управления можно выделить пять основных элементов (или, как теперь принято говорить, функций управления). «Управлять значит - предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать»

Еще одним автором, внесшим фундаментальный вклад в развитие классической школы управления был немецкий философ и социолог Макс Вебер. Он развивал институциональный аспект менеджмента, т.е. рассматривал сами организации и пытался их классифицировать с позиций особенностей управления ими.

он, в частности, рассматривает проблемы лидерства и структуру власти в организации. Вебер выделяет три основных типа организаций в зависимости от характера власти, которой обладает руководитель: харизматический, традиционный и идеальный (или бюрократический).

Эмерсон –предложил понятие эффективности – это соотношение затрат к полученному результату. Он сформулировал 12 принципов производительности.

Основоположники: Мэри Паркер Фоллетт, Э.Мэйо

Основоположниками школы «человеческих отношений» считаются профессора Гарвардского университета Э.Мэйо (1880-1949) и Ф.Ротлисбергер, а непосредственным толчком - эксперименты, проводившиеся в 1924-1932 гг. группой исследователей на предприятиях «Вестерн электрик» в г. Хоторн - пригороде Чикаго, принадлежащих компании АТТ. Основные выводы, обобщающие итоги экспериментов, можно представить следующим образом:

1. Выработка рабочего определяется скорее групповыми нормами, чем его физическими возможностями. Все нормы, характеризующие определенные стандарты поведения или позицию человека, поддерживаются групповыми санкциями (например, угрозой социального остракизма). Групповые нормы, по существу, являются неписанными правилами, регулирующими неформальную организацию.

2. Рабочие гораздо чаще действуют или принимают решения как члены группы, нежели как индивиды; поведение их в большинстве случаев обусловливается групповыми нормами.

3. Значение неформальных лидеров для достижения целей группы, установления и поддержания группо­вых норм очень велико. Лидер группы - это человек, чья деятельность в наибольшей степени совпадает с групповыми нормами, т.е. человек, чье поведение воспринимается как наиболее соответствующее достиже­нию целей группы.

Цель сторонников этой школы состояла в том, чтобы попытаться управлять, воздействуя на систему социально-психологических факторов. Достижением Мэйо и его последователей в анализе неформальной структуры было доказательство необходимости расширения границ организационного зализа за пределы должностной структуры.

1.4 Математическая (количественная) школа (1950 гг)

Количественная школа управления зародилась в начале 1950-х годов в связи с обобщением опыта решения проблем эффективного использования ограниченных ресурсов в военных операциях Второй мировой войны. Затем эти методы были применены в управлении гражданскими организациями. Такие фирмы, как Дюпон, Дженерал Электрик начали пользоваться математическими методами при найме служащих, при расстановке оборудования на производственных площадях, при планировании складских операций.

Математическая школа характеризуется использованием в менеджменте методов исследования операций, статистических методов, теории математического моделирования и принятия решений. Для решения управленческих и производственных проблем эта школа использует количественные методы. Она акцентирует свое внимание на принятии решений в области эффективного использова­ния ограниченных ресурсов в рамках достижения поставленных целей, формальных математических моделях и использовании компьютеров.

Кроме того, необходимо воздать должное количественной школе, отметив ее решающую роль в развитии современного подхода к использованию компьютеров, других технических средств и ин­формационных технологий для информационного обеспечения управленческого процесса. В конеч­ном итоге современные персональные компьютеры, объединенные в сети и снабженные разнообраз­ным программным обеспечением для накопления и многоаспектного использования огромных мас­сивов информации, встроенные в адекватные организационные системы в значительной степени воз­никли, как результат и этого направления в развитии управленческой мысли.

2. «Синтетические» учения об управлении

Для отдельных учений об управлении характерно наличие упора на какое-то ключевое с точки зрения данного учения направление (цели, внешняя среда, структура и т.п.). Однако их принципиальное отличие от «одномерных» учений состоит в том, что все они исходят из многомерности организации и управления ею и из необходимости учета в управленческой деятель­ности влияния и взаимодействия множества факторов, находящихся как внутри, так и вне организации и оказывающих прямое и косвенное воздействие на ее функционирование.

2.1 Системный подход

Основой для большинства учений в самом общем смысле является так называемый системный подход к организации, который рассматривает ее как многоплановое явление, связывающее в органичное единое целое цели, ресурсы и процессы, протекающие в организации и вне ее. Система — это совокупность связанных элементов, объединенных в одно целое для достижения определенной цели

Системы бывают открытыми и закрытыми. Закрытая система – это самосдерживаемая система, игнорирующая эффект внешнего воздействия.

Открытая система предполагает динамическое взаимодействие с окружающим миром. Все системы имеют вход, трансформационный процесс, выход.

 

2.2 Процессный подход

Процессный подход рассматривает функции управления как связанные. Сумма функций представляет собой процесс управления. Все функции связаны следующими процессами: коммуникациями и принятием решений. Руководство рассматривается как самостоятельная деятельность, оно предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы таким образом, чтобы они работали в направлении достижения цели.

 

2.3 Ситуационный подход

Среди «синтетических» учений об управлении заметное место занимают ситуационные теории. Суть данных теорий состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга. Поэтому, осуществляя все необходимые управленческие действия, такие, как планирование, или распорядительство, или контроль, менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют.

При рассмотрении моделей управления обычно выделяют два их вида: японскую и американскую.

Японская модель менеджмента формировалась под влиянием двух факторов:

  1. Творческое освоение зарубежного опыта в области организации и управления;
  2. Последовательное сохранение национальных традиций.

В связи с вышесказанным, интерес представляет анализ черт японского характера. Важнейшие из них: трудолюбие, сдержанность и дипломатичность, восприимчивость к новому, бережливость.

Американская модель менеджмента утрачивает лидирующее положение в мире, а в последнее время начинает приобретать отдельные черты японской модели.

Во многом особенности этой модели обусловлены национальными особенностями американцев: способностью бороться до конца, утверждать свое превосходство и жизненность. Они подчеркивают свою исключительность, "богоизбранность", стремятся добиваться быстрого и большого успеха.

Существуют различные трактовки термина «организация». В одних случаях он употребляется для обозначения деятельности по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и пространстве. Такое толкование близко к понятию организовывать. В других случаях организацию рассматривают как объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой.

Организация – это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей.

Под словами «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» – то, что организация состоит из отдельных людей или групп людей, взаимодействующих между собой. Модели взаимодействия, которым служат индивидуумы, являются преднамеренными, оргпроцессы содержат в себе социальную сущность, а взаимодействие членов групп должно быть сбалансировано и предполагает необходимость в координации. О-ция имеет относительно определенные границы, которые могут меняться со временем. Члены организации, на которых возлагаются определенные обязанности, вносят свой вклад в достижение установленных целей. Преимущество организованных групп заключается в том, что человек, входя в состав коллектива, может более успешно достичь своих целей, чем индивидуально. Различают формальные и неформальные организации.

Организация
Неформальная
Формальная
Спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействие друг с другом
Организация, обладающая правом юридического лица, цели деятельности которой закреплены в учредительных документах, а функционирование – в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников организации

Рис. 3.2. Виды организации

Объем продаж
Стадии
1. Возник-новение
2. Раз-витие
3. Рост
4. Зрелость
5. Кризис (затухание)

 

 


Классическая теория организации построена на четырёх ключевых опорах: разделение труда, линейные и функциональные процессы, структура и норма управляемости.

Неоклассическая теория организации принимает постулаты классической школы и разрабатывает следующие основные направления: вводит поведенческие науки в интегрированном виде в теорию организации; систематически обращается к неформальной организации, показывая её влияние на формальную структуру; разрабатывает теорию мотивации, координации и руководства; а так же проблему делегирования полномочий и ответственности.

Современная теория организации (СТО) к стратегическим частям системы относит: человека, формальную структуру, неформальную организацию, стиль работы и физическую среду работы. К числу связующих процессов СТО относит: коммуникации, баланс и принятие решений. Целями организации являются рост, стабильность и взаимодействие.

Методологической основой теории организации является системный подход, общая теория систем и кибернетика. Логика структурообразующей модели теории организации предусматривает её реализацию в трёх определяющих аспектах системного подхода: функциональном, элементном и организационном. Элементами организации являются: функциональные области деятельности организации; элементы производственного процесса; элементы управления.

Категории теории организации - наиболее общие и функциональные понятия, отражающие существенные всеобщие свойства и устойчивые отношения (связи) в процессах и структуре организации. К числу основных категорий теории организации следует отнести: понятия и сущность организации, виды организаций, общие характеристики организаций, миссия организаций, принципы функционирования организаций, внешняя и внутренняя среда организаций и организационная структура.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.