КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие дизонтогенеза. Типы дизонтогенеза, их общая характеристика
Онтогенез – нормальный ход индивидуального психического развития. Дизонтогенез – различные нарушения нормального хода индивидуального психического развития. Аномальный ребенок – дети, у которых физическое или психическое отклонение приводит к нарушению нормального хода общего развития, в зависимости от характера имеющихся нарушений одни дефекты могут быть полностью преодолены, другие скорректированы, третьи лишь компенсированы. Дефекты могут быть самые разные и помощь разная. Различия болезни и дизонтогенеза: При наличии одного заболевания ход болезни у 2- х различных детей может пойти по-разному. Заболеванием – занимается врач. Дизонтогенезом – психолог. Типы дизонтогенеза по Лебединскому. I. Психическое недоразвитие. Различные варианты олигофрении. Этиология: · Эндогенная: - более 50% имеют генетич. Болезнь Дауна, патология хромосом, нарушение обмен. процессов - фенилкетонурия. Полигенный тип наследования. · Экзогенные: травмы, инфекции во время беременности в первом триместре, интоксикации (лекарственная, алкогольная). Внутриутробные и до 2-3 лет, в родах (щипцы), рентген, радиация. Факторы риска: - эндокринные заболевания у матери -резус конфликт. Олигофрения. Характерно два клинико – психологических закона: 1) Закон тотальности нерв- Ψ недоразвитий. 2) Закон иерархического (чем сложнее Ψфункции, тем сильнее пострадает вербально – логическое мышление). Наблюдается необратимое недоразвитие мозга в целом, с преимущественно недоразвитием коры головного мозга. Таких детей до нормы довести нельзя. Проявления: · Бедность и недостаточность восприятия · Бедность движения · Неловкость производимых движений и действий · Бедность мимики, жестов. · Страдает одновременность и координация в движениях. Чем сложнее движение, тем сильнее оно пострадает. Лучше воспринимается: величина, цвет. Хуже: материал, форма. · Внимание: слабость фиксации, снижение скорости. · Память: страдает смысловая, логическая. · Мышление будет конкретное · Малодифферецир. Эмоций · Бедность оттенков переживаний · Слабая способность подавлять эффект · Импульсивность · Вспышки гнева · Общее недоразвитие волевой сферы · Слабость борьбы мотивов · Сиюминутные раздражители · Низкий уровень познавательных интересов · Отсутствует любознательность · Повышенная внушаемость Легкая степень – Дебильность (легкая, средняя, тяжелая) механическая память, речь есть. Проблема с мелкой моторикой, их можно адаптировать. Имбецильность. Простейшие фразы понимает, элементарные формы самообслуживания, зачатки самооценки. Идиотия. Поражена даже функция восприятия. Улавливают не смысл, а интонацию. II. Задержка психического развития (ЗПР). Это обратимо, чем раньше обнаружено, тем лучше. После коррекции. При поступлении в школу чаще всего диагностируют. Используют помощь взрослых. Ограниченность представлений выражается: в недостатке общего запаса знаний, незрелость мышления, малоинтеллектуальная направленность, абсолютное преобладание игровых мотивов. Этиология: хронические заболевания ребенка, остаточное явление после ЦНС, педагогическая запущенность. 4 варианта ЗПР по происхождению: 1) Конституционального происхождения: · Гармоничный инфантилизм (задержка физического развития соответствует задержке психического развития). · Дисгармоничный инфантилизм (физическое развитие в норме, Ψ - задержка). У ребенка. Задержка эмоционально – волевой сферы, непосредственное поведение, преобладают игры, они неутомимы в игре. В игре идет коррекция. Внушаемы, недостаточно самостоятельны. 2) Соматогенного происхождения · Эмоциональная незрелость на первом плане, т.к. наличие длительных хронических заболеваний (астма, диабет). · Ограниченная возможность получения, накопления жизненного опыта. · Маленький круг общения · Находится в состоянии физической и Ψ астении. (робость, низкая самооценка, замкнутость, неуверенность в своих силах, ипохондрия) 3) Психогенного происхождения. В следствии неблагоприятной социализации, безнадзорность, условие гиперопеки, психологические травмы, может доходить до психопатии. 4) Церебрально –органического происхождения – наиболее тяжелый вариант ЗПР. III. Искаженное психическое развитие. Сочетание общего недоразвития, задержанного развития, поврежденного отчасти ускоренного развития Ψфункций. Аутизм. Этиология: · Эндогенная причина (как у шизофр.). · Органическая гипотеза (органич. повреждение мозга). · Ψ причина (нарушение отношений между матерью и ребенком) Аутизм: А) Болезнь Каннера (тяжелая форма детского аутизма + умственная отсталость) Б) синдром Аспергера (интеллектуальное развитие иногда превышает возрастные нормы, много вундеркиндов). Признаки аутизма: 1) аутизм как предельное («экстремальное») одиночество ребенка, формирующее нарушение его социального развития вне связи с уровнем интеллектуального развития; 2) стремление к постоянству, проявляемое в виде стереотипных занятий, сверхпристрастия к различным объектам, сопротивления изменениям в окружающем; 3) особая характерная задержка и нарушение развития речи, также вне связи с уровнем интеллектуального развития ребенка; 4) раннее проявление (до 2,5 лет) патологии психического развития, в большей степени связанной с особым нарушением психического развития, чем с его регрессом. Раннее проявление синдрома до 2,5 лет - Каннера; до 3-4 лет – синдром Аспергера. Все, что возникает после 4-х лет это не аутизм. Клиническая картина аутизма: · Отсутствие или низкий уровень межличностных контактов (уход во внутренний мир). Содержание внутреннего мира для взрослого загадка. · Эмоциональная холодность. Ведет себя как – будто он всегда один. Аутизм хорошо корректируется: (холдинг – терапия Мартин - Уэлдч).сверхчувствительность к сенсорным раздражителям (человеческое лицо, не может смотреть в глаза). Много страха => искажает восприятие. Сложности в навыках самообслуживания. Хорошая механическая память (смысл не понимают0. Мышление от речи изолировано. IV. Дисгармоническое психическое развитие. Психопатия, патохарактерологическое развитие личности. Критерии дифференциальной диагностики психопат. и акцентуаций. 1) Наличие тотальности патологического склада личности при психопатии и отсутствие этого при акцентуациях. 2) Наличие относительной стабильности во времени патологических проявлений черт характера при психопатиях и отсутствие при акцентуациях. 3) Отрицательное влияние на уровень социальной адаптации при психопатиях и отсутствие при акцентуации. (описание акцентуаций характера взять у Личко). V. Поврежденное психическое развитие. Это приобретенное слабоумие, органическая деменция. Этиология: инфекции, интоксикации, травмы, заболевания головного мозга (менингит), но после 3-х лет. Выделяют: · Прогрессирующая динамическая деменция. (нарастающее слабоумие, при протекающем хроническом менингитах, энцефалитах, опухолях головного мозга, прогрессирующих склерозах). · Резидуальную динамическую деменцию. (остаточное явление после повреждения головного мозга, травмы). Классификация по этиологии: · Эпилептическую · Постэнцефалическую · Травматическую · Склеротическую Органическая деменция не может рассматриваться как аномалия развития, т.к. речь идет о нарастающем распаде Ψ функций (тяжелая органическая деменция). Резидуальную можно рассматривать, как органическую деменцию. Клинические проявления: парциальные расстройства (грубые, локальные, корковые, подкорковые нарушения восприятия, моторика, речь. Мышление обычно не нарушается). Нарушается механическая память, страдает целенаправленность мышления, нарушается критичность. Сухарева выделила 4 типа органической деменции у детей: 1. Нарушение критики, целенаправленности мышления, грубое расстройство внимания, отвлекаемость, полевое поведение. Двигательная расторможенность, действия по первому убеждению, выраженная эйфория, кратковременные агрессивные вспышки, эмоции примитивны, поверхностны. Отсутствует способность к волевой саморегуляции. Расторможенность влечений (прожорливость, сексуальность). Таким детям сложно учиться даже во вспомогательной школе. 2. Недостаточность побуждений к деятельности (ярче всего выражена). Сопровождается – вялостью, апатией, снижением активности мышления, медлительностью, пассивностью. Отсутствуют навыки опрятности, общедвигательная заторможенность, но есть и двигательная. 3. Грубые нейродинамические расстройства. Резкая замедленность, плохая переключаемость мыслительных процессов, истощаемость, неспособность к продолжительному напряжению. 4. Нарушение мышления обусловленное низким уровнем обобщения. VI. Дефицитарное психическое развитие.
1) Нарушение слуха. Этиология (причины): · Генетические факторы (недоразвитие внутреннего уха и т.д.). · Экзогенные факторы (инфекции плода, отиты, опухоли височных долей). В зависимости от возраста, детей подразделяют: · Глухих (стойкое двухстороннее нарушение слуха (врожденное или приобретенное)) до речевой период до 3-х лет. Истинно глухонемые. · Поздно оглохшие (потеря слуха от 3-х лет и позже). Меньше влияния на развитие речи. · Слабослышашие дети (потеря слуха частично). Сказывается на развитие речи. Клиника: · Когнитивная и эмоциональная депривация · Затруднение получения информации из окружающего мира. · Затруднена переработка и хранение · Отрыв от сверстников · Снижение мотивации к обучению · Незаинтересованность в контакте с окружающими людьми. Глухонемых воспитывают в интернатах. 2) Нарушение зрения. Этиология: - эндогенные; - экзогенные (травмы, кровоизлияния, ЦНС - приобретенные). Классификация: · Незрячие (слепые) полностью отсутствует зрительное ощущение, но светоощущение сохранно. Чем раньше ослет, тем больше будут проблемы в Ψ развитии. · Слабовидящие (зрение остается основным каналом восприятия), зрительное внимание, зрительная память, наглядно – образное мышление (вторичные нарушения). 3) Нарушение опорно – двигательного аппарата. (последствия ДЦП). Этиология: · Различные поражения двигательных областей головного мозга (лоб). · Приобретенные поражения (инфекции, интоксикации, недоношенность, асфиксия). Выделяют 4 формы ДЦП: 1) Болезнь Литтля (двигательные нарушения верхних и нижних конечностей, больше поражены ноги). Диагностируется в возрасте 1 месяца. 2) Атонически – астеническая форма. Выраженная мышечная недостаточность. Ребенок не может долго держать голову, сидеть, стоять, ходить. 3) Гиперкинетическая (избыток непроизвольного движения, иногда паралич). Проявляется после 1 года, психическое развитие нарушается не глубоко. 4) Двойная гемиплегия. Двигательные нарушения во всех конечностях, но больше в руках. Самостоятельно не ходит, не сидит. Вторичные: · Недостаточность пространственного гнозеса (восприятия). · Трудности восприятия формы, пропорции, перспективы, соотношение элементов в пространстве, нарушение схемы тела. · Недоразвитие · Затруднение навыков письма, чтения, счета. высокая психическая истощаемость, задержка речевого развития (в очень раннем возрасте). Эмоциональные нарушения, высокая возбудимость, колебания настроения, множество страхов, дефицит общения, совместной деятельности.
42. Психологические механизмы аномального развития личности. Классификация личностных ра сстройств.
Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 7735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |