Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процессы урбанизации в мировом хозяйстве




 

Одной из важных особенностей развития и взаимодействия хозяйственных и демографических факторов в мировой экономике в последние десятилетия стала урбанизации. Урбанизация – это процесс опережающего роста городского населения и усиления роли городов, городского хозяйства и городского образа жизни в развитии экономики и общества в целом. Этот процесс получил развитие при переходе к индустриальной стадии цивилизации, но особенно усилился во второй половине ХХ века. Если в 1900 г. В городах проживало примерно 14% населения мира, то в 70-е гг. – уже около 40%, а в настоящее время – 48%. Городское население преобладает в Европе, Америке и Австралии. При этом наиболее высокие показатели урбанизации наблюдаются в развитых странах, глее доля городского населения (коэффициент урбанизации) составляет около 80%, в том числе в Великобритании и Германии – более 90%, в Швеции и Австрии приближается к этому уровню, в США, Японии, Канаде, Франции – около 80%. В Латинской Америке коэффициент урбанизации превышает 70%, в России он, по данным переписи населения 2002 г., равен 73,3%. В Азии и Африке преобладает сельское население, за исключением некоторых развитых и новых индустриальных стран. В целом в развивающихся странах доля городского населения составляет, по разным оценкам, от 34 до 40%.

Урбанизация имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительные обусловлены возможностями ускорения процессов научно-технического прогресса в условиях городского типа хозяйства на базе индустриальных и постиндустриальных технологий. В городах выше уровень образования и профессиональной квалификации работников, шире возможности реализации трудового и, в целом, жизненного потенциала личности. Унификация городского образа жизни ведёт к осознанию единства мировой цивилизации, к глобализации менталитета городских жителей. В то же время, концентрация большого количества людей на ограниченных пространствах имеет и много отрицательных сторон, особенно с экологической точки зрения. Сложнейшей проблемой городов является интенсивное загрязнение природной среды и возникновение больших объёмов производственных и бытовых отходов. Негативной особенностью городского образа жизни являются также стрессы, постоянное психологическое перенапряжение в служебной и во внеслужебной обстановке, различные формы дискомфорта, обусловленные чрезмерными скоплениями людей и т.д. В некоторых развивающихся странах, кроме того, получили распространение формы экономически неэффективной, или «ложной» урбанизации, при которой доля городских жителей в общем населении страны ощутимо превышает их долю в экономически активном населении; в городах концентрируются значительные массы безработных, бездомных, растут уровни преступности, наркомании, иждивенчества, паразитизма и других негативных явлений.

Во второй половине ХХ в. резко усилился рост крупных и свехкрупных городов, возникло большое количество городских агломераций и мегаполисов. Соотношение понятий «агломерация» и «мегаполис» в современной литературе является неоднозначным; исходно под агломерацией понималось скопление городов, а под мегаполисом – крупнейший город, но в настоящее время на практике грани между этими явлениями стираются, что и находит отражение в неопределённости терминологии. В течение минувшего века изменилось и само понятие сверхкрупного города, или мегаполиса – в начале столетия под таковым понимался город с населением свыше 1 млн чел., к настоящему времени, когда таких городов в мире уже сотни, к мегаполисам относят города, в которых проживает более 10 млн чел. В некоторых странах возникают сплошные комплексы урбанизированных территорий, тянущиеся на десятки километров. Условность границ агломераций и мегаполисов ведёт и к различиям в оценке общего количества их населения. К числу крупнейших современных агломераций (мегаполисов) относятся Токийская, Нью-Йоркская, Большой Мехико, Сан-Паулу – в них проживает более 20 млн чел. По прогнозам, к 2020 г. в мире будет не менее 15 мегаполисов с населением более 20 млн чел.; особенно быстро их количество вырастет на Индостанском субконтиненте – в Индии, Бангладеш и Пакистане (Бомбей, Калькутта, Мадрас, Дакка, Карачи). Кроме того, продолжается рост сплошных массивов урбанизированных территорий (также определяемых в некоторых источниках как мегаполисы); среди них выделяются получившие особые названия: Токайдо – скопление агломераций от Токио до Осаки с общим населением более 60 млн чел; Бостваш (Бостон-Вашингтон), Чипитс (Чикаго-Питсбург), Сансан (Сан-Франциско – Сан-Диего), комплекс Лондон-Ливерпуль, Рейнско-Рурский комплекс – в каждом из них проживают десятки миллионов человек. В США в подобного рода урбанизированных комплексах проживает около половины всего населения страны.

В настоящее время в мегаполисах концентрируется основной научно-технический, информационный, производственный, торговый и финансовый потенциал современного мирового хозяйства, что превращает их в территориально-организационные «базы», в центры сосредоточения транснационального капитала. Вместе с тем, крупнейшие города и урбанизированные комплексы становятся своеобразными и относительно автономными социально-экономическими субъектами глобального масштаба, сопоставимыми по экономической мощи со средними и даже крупными государствами. Например, в Чикаго производится столько же товаров и услуг, сколько во всей Мексике (а в этой стране половина валового продукта создаётся в мегаполисе Мехико); Токио вдвое превосходит по объёмам производства такое крупное государство, как Бразилия и т.д. В мегаполисах на базе глобального информационного единства, унификации производственных, деятельностных и потребительских стандартов формируется особая интернациональная субкультура, образ жизни, характеризующийся общими чертами на разных континентах, но заметно отличающийся от образа жизни за пределами крупнейших городов в границах одной и той же страны. Некоторые исследователи сравнивают мегаполисы со своего рода «островами» постиндустриальной цивилизации в «море» отставших социумов; при этом коммуникации между «островами» осуществляются так, будто между ними «ничего нет».

Процессы урбанизации развиваются неоднозначно; в последнее время проявляются и противодействующие им тенденции, особенно в высокоразвитых странах. Отмечено, что при достижении в некоторой стране уровня урбанизации порядка 70%, дальнейший рост доли городского населения замедляется, а при превышении 80% - почти прекращается. В Западной Европе и на северо-востоке США процессы урбанизации стабилизировались, а в некоторых западноевропейских мегаполисах началось и сокращение населения. Хорошо известен получивший широкое распространение в США эффект «зелёной волны» - переселение жителей крупных городов в пригороды и в населённые пункты сельского типа, при сохранении их рабочих мест в центральных районах крупных городов. В «одноэтажной Америке» проживает две трети населения страны, значительная часть которого, тем не менее, осуществляет свою трудовую деятельность в хозяйственных комплексах мегаполисов. Подобный образ жизни возможен на базе современных систем коммуникаций, особенно транспорта, что позволяет осуществлять ежедневное перемещение от места проживания к месту работы на достаточно значительные расстояния. Развитие же современных информационных технологий во многих случаях делает излишним и это перемещение, т.к. становится возможным исполнение трудовых функций посредством подключения ПК к компьютерным сетям, в результате чего проблема расстояния между местом жительства, местом фактического процесса труда и местом работы (в юридическом смысле слова) теряет свою актуальность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.