Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они классифицируются по различным критериям: по количеству учащихся (коллективные, групповые, индивидуальные); месту учебы (школьные, внешкольные); продолжительности учебных занятий (45 мин., 90 мин. и т.д.). История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации: индивидуально-групповой (в школах средневековья), взаимного обучения (белл- ланкастерская система в Англии), дифференцированного обучения по способностям учащихся (Мангеймская система), бригадное обучение (20-е годы в советской школе), американский «план Трампа» (40% времени в больших группах (100 - 150 человек), 20% - в малых (10 - 15 человек) и 40% времени отводилось на самостоятельную работу). Наибольшее распространение получила классно-урочная система обучения, возникшая в 17 веке. Ее контуры очертил нем. пед. И. Штурм, разработал теоретич. основы и воплотил Я. А. Коменский. Особенности классно-урочной формы обучения: - постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс); - каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения); - учебн процесс в виде отдельных взаимосвязанных, следующих 1 за другой частей (уроков); - каждый урок посвящается только одному предмету (монизм); - постоянное чередование уроков (расписание); - руководящая роль учителя (педагогическое управление); - примен. Различ. виды и формы познавательн. деятельности учащихся(вариативность деятельности). Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ: - отличается строгой организационной структурой; - является экономичной, 1 учитель работает одновременно с большой группой учащихся; - создает благоприят. предпосылки для взаимообучения, коллект. деятельности, воспитания и развития учащихся. - Обучающе-образовательная (создание условий для передачи знаний, умений, навыков, формирования мировоззрения и др.). - Воспитательная (последовательное введение учащихся в разнообразные виды деятельности, формирование взглядов и убеждений). - Развивающая (многообразие форм в учебном процессе, условия для умственной, трудовой, игровой и других видов деятельности). - Организационная (четкая организация подачи материала, учет возрастных особенностей). - Психологическая (биоритм, работа в одно и то же время). Основная форма обучения - урок. Другие формы обучения: экскурсия, практикумы и семинары, факультативные занятия, консультации, дополнительные занятия, домашняя учебная работа, внеклассные и внешкольные занятия (кружки, клубы, олимпиады, конкурсы, игры, выставки). Нетрадиционные формы обучения. Требования, к формам процесса обучения - содержательная наполненность, информационная насыщенность, научность, духовно-нравственная направленность передаваемых знаний, прочность отрабатываемых навыков; - обеспечение полной ясности, понимания и усвоения всеми учащимися основных обобщений, навыков и приемов умственных действий, методов самостоятельной работы; - активно-деятельностный характер взаимного общения, обучающего взаимодействия учителя и учащихся; - развитие интеллектуальной сферы и всех сущностных сил в процессе обучающей деятельности: ощущений, представлений, восприятия, теоретического и образного мышления, памяти, воображения, речи, чувств, а также зрения, слуха, физических сил; - эмоциональная насыщенность обучающего взаимодействия учителя и учащихся, формирующая эстетическое отношение к изучаемому предмету и процессу познания; - динамика структуры форм обучения, переход из одной формы в другую в зависимости от меняющихся обстоятельств процесса познания, уровня подготовленности, успешности продвижения учащихся в усвоении материала; - сочетание коллективно-массовой, групповой и индивидуальной работы, обеспечение взаимообучения; - сочетание обязательных учебных заданий с добровольной, по интересам и способностям коллективной, групповой и индивидуально-творческой деятельностью; - формирование навыков работы с компьютером, самостоятельной обработки и анализа научной, художественной и политической информации; - применение передовых, адекватных характеру научного материала и избранной форме методов обучения. Выполнение этих требований дает возможность наиболее полно исчерпывать обучающие и воспитывающие резервы форм процесса обучения.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление