Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современной западной культуры: гуманизм, сциентизм, европоцентризм




Социокультурные доминанты развития

ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

(середина XVIII - начало XIX века)

Во второй половине XVIU в., когда спорадически возникавшие с XVII в. буржуазные элементы начали формироваться в капиталистический уклад, Российское самодержавие достигло своей кульминации, вступив в эпоху "просвещенного абсолютизма". В наибольшей мере влияние идей Просвещения в политике абсолютизма проявилось в области культуры. Именно в это время в общественном сознании формировалось более широкое понимание значения всех сторон культурного процесса, возрастал интерес к гуманитарным и мировоззренческим его аспектам. Многовековой процесс развития русской культуры вступал в новую стадию, преодолевая локальность и сословную ограниченность, придавая общенациональную значимость наиболее ценным региональным и сословным особенностям культуры. Складывавшееся единство выявлялось» в форме национальной культуры. Под термином " национальная культура " подразумевается достигшая определенной степени общности культура нации, формирующаяся в условиях возникновения и утверждения капиталистического уклада. В становлении национального самосознания, национальной культуры большая роль принадлежала лучшим представителям дворянства, формирующейся интеллигенции, которым было присуще глубокое постижение самобытной народной культуры и, вместе с тем, осознание единства с мировой культурой.

 

 

Ведущей отличительной особенностью современной европей­ской культуры стала ее гуманистическая ориентация, но это не элитарный гуманизм Возрождения, значимый для из­бранных, а универсальный, демократический, ориентиро­ванный на каждого, любого человека и провозглашающий пра­во каждого на жизнь, благосостояние, свободу. Гуманистичес­кая ориентация культуры проявляет себя во всех областях: экономике, искусстве, нравственности. В области политической куль­туры эта тенденция отразилась в создании Всеобщей декларации прав человека, основные идеи которой были выработаны во Фран­ции эпохи революции и зафиксированы в Декларации прав чело­века и гражданина (1789).

Существенной чертой культуры этого времени является сци­ентизмпредставление о научном знании как о наивыс­шей культурной ценности, а о науке как о способной ре­шать все проблемы, стоящие перед человечеством. Эта тенден­ция оформилась уже в XVIII в., в эпоху Просвещения, в XX в. наука превращается в производительную силу, что при­водит к резкому ускорению научно-технического прогресса и феномену НТР. Мировая научная целостность следствием имела экономическую целостность мира, образование транснациональ­ных корпораций и компаний (на их долю приходится более 1/3 промышленного производства, более 1/2 внешней торговли, по­чти 80% новой техники и технологий).

В то же время вера в безграничные способности науки не является всеобщей и формируется антисциентистская ус­тановка - принижение научного знания, обвинение науки в том, что она вызвала кризисы: экономический, экологический, национальный, а сама наука воспринимается как «чума XX века». Данная ситуация обрисована Ч.-П. Сноу в книге «Две культу­ры», где автор противопоставляет художественной интеллиген­ции интеллигенцию научную — в частности, ученых-физиков.

Характерно, что в XX в. многие истины и ментальные ус­тановки обращаются в свои противоположности — такие измене­ния наблюдаются по отношению к европоцентризму — культурфилософской и мировоззренческой установке, согласно ко­торой духовный уклад Европы является центром мировой куль­туры и цивилизации. Подобные культурцентристские воззрения характерны для любой культуры, особенно же отчетливо они проявили себя еще в Древней Греции, для которых разграни­чение Запада и Востока было формой обозначения противопо­ложности эллина и варвара, цивилизованности и дикости. В эпо­ху Средневековья Европа воспринималась как «крут земель, воз­рожденных духом Христовым», и это ощущение религиозной исключительности привело к Крестовым походам, Великим гео­графическим открытиям и христианизации новых земель, коло­ниальным войнам.

Для Просвещения характерна вера в прогресс и человечес­кие знания, где под прогрессом понималось проникновение ев­ропейской цивилизации во все регионы мира. Идея европоцент­ризма исходила из мысли, что все народы рано или поздно пройдут путем западной культуры, Восток мыслился как зона ^недовыполненного человечества», а дикие народы — как несо-боявшиеся европейцы.

На рубеже XIX —XX вв. наблюдается кризис европоцен­тризма. О. Шпенглер в своей книге «Закат Европы» отмечал, что Европа вступила в стадию цивилизации, характеризующую ся высоким развитием науки и техники, но падением уровня литературы и искусства, потерей народом «души культуры» омассовлением всех сфер жизни. Европоцентризм в XX в., с точки зрения Шпенглера, не имеет смысла, так как Европа -— небольшое пятнышко на карте мира, и китайский историк мо­жет построить всемирную историю, исключив из нее, к приме­ру, Крестовые походы или эпоху Возрождения.

37. Социокультурные доминанты развития современной западной культуры:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 819; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.