Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления современного западного искусства




 

Модернизм (фр. modernisme, от moderne — новейший, со­временный) — главное направление западного искусства XIX— XX вв. Первым признаком начинающегося кризиса художествен­ной культуры Запада было воспроизведение — как академичес­кое, так и салонное — старых стилей и прежде всего наследия Возрождения. Однако это обращение к классическим образцам не было определено исторической необходимостью, а скорее, наоборот, свидетельствовало о некоторой растерянности и от­сутствии отчетливо различимой цели искусства. В подобной си­туации единственным ориентиром, усиленным престижностью традиции, было, безусловно, классическое искусство. Но этот путь не был достаточно продуктивным, и вскоре поворот к клас­сике сменяется резким ее отрицанием. Данная ситуация отдаленно напоминает ту, которая способствовала формированию сти­ля романтизм, явившегося антитезой просветительского класси­цизма. В начале же XX в. подобным противопоставлением тра­диции становится модернизм.

Прежняя вера в «вечные истины» сменяется релятивизмом, согласно которому истин столько же, сколько мнений, «пере­живаний», «экзистенциальных ситуаций», а в историческом мире каждая эпоха и культура имеют свою неповторимую «душу», особое «видение», «коллективный сон», свой замкнутый стиль, не связанный никаким общим художественным развитием с дру­гими стилями, одинаково ценными и просто равными. Модер­низм исторически сложился под знаком восстания против высо­кой оценки классических эпох, против красоты форм и реально­сти изображения в искусстве.

В теории модернизма отражение действительности счи­тается устаревшим принципом, уступая место ее отрицанию. На практике это выражается в исчезновении изобразительных черт искусства, заменяемых системой знаков, максимально свободных от зрительных ассоциаций и определяемой самим художником. В поэзии слово теряет свое смыслов содержание, обретая новую ценность как фактора физическо­го — акустического — воздействия, в музыке уничтожается специфика звучания, и эстетической ценностью наделяются ато­нальные созвучия и различные бытовые шумы, трансформи­руются такие основные понятия музыкальной эстетики, как ме­лодия, гармония, тембр, ритм и т.п.

Таким образом, модернизм XX в. становится в определен­ном смысле революцией художественной культуры. Однако довольно скоро практика художников-авангардистов начала проч­но осваиваться культурным бытом капиталистического общества, и выдвижение новых течений стало определяться не внутрен­ней логикой развития искусства, но коммерческими или ины­ми, отнюдь не художественными целями. Если «Черный квад­рат» К. Малевича, который сам художник называл «зародышем всех возможностей, создавался в 1910 г. как декларация нового направления — супрематизма (от лат. supremus — совершен­ный), воплощая крайнюю степень отхода от реальности как в области цвета, так и формы, и был новаторским произведением, то масса аналогичных работ 30—40-х гг. теряет свою ценность первооткрытия и продолжает использовать уже испытанные ху­дожественные методы. Такое «искусство» поддерживается рек­ламой, создающей иллюзию потребности и искусственный спрос на художественные артефакты (например, на обладание тран­шеей в пустыне Невада, вырытой художником). Естественно, что эти предметы, не представляющие подчас художественной ценности, имеют иной ценностный эквивалент в форме прести­жа, выступая в качестве символов финансового могущества и свидетельства состоятельности владельца. И даже такие дей­ствительно бунтарские движения модернизма, как движение «новых левых» 60-х гг., были интегрированы буржуазным ис­кусством и, по замечанию Г. Мартсузе, превращены в товар.

Абстракционизм — направление в искусстве XX в., от­казывающееся от изображения реальных предметов и яв­лений, проявившее себя в живописи, скульптуре и графике. СаМ термин «абстракционизм» свидетельствует об отчуждении этого искусства от действительности. Абстракционизм сформулировал свои позиции в 10-х гг. как анархический вызов общественным вкусам, в конце 40-х — начале 60-х гг. это направление принад­лежало к наиболее распространенным явлениям западной куль­туры. Абстракционисты считают своими духовными наставника­ми импрессионистов. Однако работы последних, несмотря на не­который отход от принципов реализма, не были беспредметны. Так, Ван Гог писал: «Если бы я... попробовал отойти от реальнос­ти и начал бы цветом создавать наподобие музыки... но мне доро­ги и правда, и поиски правды. Что ж, все-таки предпочитаю быть сапожником, чем музыкантом, работающим красками».

В абстракционизме существуют два основных направле­ния.

Первоепсихологическое. Его основателем считают В. Кандинского, в своих произведениях сумевшего передать лиризм и музыкальность своих интуитивных озарений. Здесь ос­новными средствами выразительности становятся не форма пред­мета и особенности пространства, а колористические особен­ности последнего. Своей задачей В. Кандинский ставил выраже­ние в искусстве духовного и осмысление высших интуитивных чувствований:

«Рождение подлинного произведения искусства есть тай­на. Если жива душа художника, ей не нужны костыли головных рассуждений и теорий. Она сама найдет, что сказать, сам художник при этом может в ту минуту и не сознавать, что именно. Ему подскажет внутренний голос души, какова нужна ему форма и где ее почерпнуть (из внешнего ли или внутреннего «естества»). Всякий художник, руководствующийся так на­зываемым чувством, знает как внезапно и неожиданно для само­го себя ему может опротиветь вымышленная им форма и как «сама собою» первую, отвергнутую, заменит другая, верная. Беклин говорит, что подлинное произведение искусствавели­кая импровизация, т.е. что рассуждения, построение, предва­рительная композиция должны быть всего лишь подготовитель­ными ступенями, ведущими к цели. И даже цель эта может возникнуть перед ним неожиданно для него самого»2.

В природных формах Кандинский видел препятствие для искусства, а реалистическое искусство считал не досто­верным, не способным выразить всю полноту и разнообразие переживаний уникальной личности — художника. Все общество Кандинский вслед за Платоном представлял в виде пирамиды основание которой составляют люди материальные, вершину —. духовно богатые, а увенчивает ее художник, направляющий взгляд не на мир, а на самого себя.

Вторая линия развития абстракционизма — геомет­рическая (или интеллектуальная, логическая). Ее родоначаль­ником является голландский художник П. Мондриан, представ­лявший в своей живописи соотношения плоскостей, окрашенных различным образом.

Некоторые течения абстрактного искусства, следуя линии развития этого направления (супрематизм, неопластицизм), перекликаясь с исканиями в архитектуре и художественной про­мышленности, создавали упорядоченные конструкции из линий, геометрических фигур и объемов, другие (ташизм) в русле психологической тенденции стремились выразить стихийность, бессознательность творчества в динамике пятен или объемов. Талантливые представители абстракционизма (В. Кандинский, К. Малевич, П. Мондриан, В. Татлин) обогатили ритмическую динамику живописи и ее палитру, однако решение глобальных вопросов и экзистенциальных проблем, всегда стоящих перед человеком, в рамках абстракционизма оказалось невозможным.

Сюрреализм. К началу 20-х гг. предвоенный модернизм исчерпал себя как творческая деятельность. В отличие от страдаю­щего своей внутренней болью модернизма довоенных лет, новые иррациональные течения — сюрреализм, дадаизм, экспрессио­низм — сами стремились причинить людям боль, внушая им мысль о том, что весь мир фатально несчастен, бессвязен и бессмыслен. Иррациональные тенденции искусства сконцен­трировались в сюрреализме, возникшем как художественное дви­жение в европейской живописи 1925—1926 гг.

Наиболее типичные сюрреалистические полотна создали бельгиец Р. Магритт и каталонец С. Дали. Эти картины пред­ставляют собой иррациональные сочетания сугубо предмет­ных фрагментов реальности, воспринятых в натуральном виде или парадоксальным образом деформированных. Изображение человеческой фигуры с картотечными ящиками в животе (С. Дали, «Антропоморфный шкаф»), ботинки с человеческими пальцами или охотник, засасываемый кирпичной стеной (Р. Магритт, «Крас­ная модель»), содержат в себе программное отношение худож­ника к миру и к своему творчеству. Ощущение причудливости, неожиданности явлений этого мира порождает в таком искусст­ве представление о его непознаваемости, об абсурдности бытия, которое является художнику в пугающе-кошмарном или забавно-фантасмагорическом обличьях. Теоретическое обоснова­ние нового движения в художественной культуре принадлежит французскому поэту и психиатру Андре Бретону. В его «Пер­вом манифесте» (1924) излагаются отличительные признаки и задачи сюрреализма: «Сюрреализм представляет собой чистый психологический автоматизм, с помощью которого — словами, рисунком или любым другим способом — делается попытка вы­разить действительное движение мысли. Это запись мышления, которое совершается вне всякого контроля со стороны разума и по ту сторону каких-либо эстетических или моральных сообра­жений. Сюрреализм основан на вере в высшую реальность опре­деленных, до этого игнорировавшихся форм ассоциаций, во все­могущество сна, в нецеленаправленную игру мышления. Его цель — окончательное уничтожение всех других психологичес­ких механизмов, чтобы на их место поставить решение важней­ших проблем жизни».

Огромное влияние на развитие сюрреализма оказало твор­чество 3. Фрейда и его концепция психоанализа, где психи­ка трактована как подчиненная непознаваемым, иррациональным, вечным силам, находящимся за пределами сознания. Глубинным фундаментом психики, влияющим на реальную, сознательную жизнь человека, по 3. Фрейду, становится бессознательное. И по его убеждению, бессознательное выступает с наибольшей Непосредственностью в сновидениях и искусстве, и именно в них открывается истинный путь познания «естественной сущно­сти» человека.

Развитие сюрреализма шло стремительно: к рубежу 20— 30-х гг. он проникает в живопись других стран Европы — Анг­лии, Швеции, Чехословакии. В 30-е гг. достигает Латинской Америки, Австралии, Японии, причем проявляет себя не толь­ко в живописи, но и в скульптуре.

Искусство поп-арта. Название поп-арт (от англ. popular art — общедоступное искусство) было введено Л. Элоуэем в 1965 г. Само же течение возникло в 50-х гг. XX в. в США и Англии. Первоначально роль поп-арта ограничивалась задачей замены абстракционизма, так и не принятого широкими мас­сами населения, на понятное широким народным массам искус­ство. Поп-арт провозгласил себя новым реализмом, так как широко использовал реальные бытовые вещи и их копии, фотографии, муляжи. Поп-арт идеализировал мир материаль­ных вещей, который через организацию определенного контек­ста их восприятия наделялся художественно-эстетическим ста­тусом. Но подобное освоение предмета не обрело значения ху­дожественного открытия. Обратимся к историческим сопостав­лениям художественного освоения мира вещей.

Мир этот, представленный, к примеру, фламандским на­тюрмортом, не только прославляет щедрость и богатство при­роды, но и сочетается с языком традиционных аллегорий четы­рех стихий, времен года и пяти чувств. Голландский же натюр­морт, отражающий неповторимые свойства и индивидуальность вещей, связанных между собой скрытым смыслом, провозгла­шает бренность земного бытия и бессмертие искусства. Эпоха Просвещения в своих произведениях, в частности, в рассматри­ваемом жанре, воспевает деятельную и активную личность и пред­меты — как продукты его творческого труда.

В поп-арте же вещь эстетизируется как предмет массо­вого потребления, а произведение становится материализо-ванной мечтой потребителя. И думается, что стремление найти эпическое в будничных предметах и будничных взглядах (как выразил цель своего творчества поп-художник Р. Гамиль­тон) в реальности становится утверждением человека-приобре­тателя, для которого красота вещи заменяется ее утилитарной полезностью, творческая потенция — финансовыми возможнос­тями, а духовные устремления — жаждой материального по­требления.

Среди разновидностей поп-арта выделяют оп-арт, харак­теризующийся широким использованием оптических эффектов,

цветовых пятен, эл-арт с движущимися конструкциями и окр-арт с предметами, окружающими зрителя. Однако разновидно­сти поп-искусства не отличаются друг от друга по смыслу. Стиль этот похож на стиль оформления товаров на витрине или рекламу. Рекламная эстетика поп-арта заключается в прямой фетишизации вещи или демонстрации старой вещи, которую дол­жна сменить новая. Поп-арт идеально подходит для «человека толпы», ориентированного на потребление, воспитанного на рек­ламе и средствах массовой коммуникации.

2. Культура России XIX века.

 

 

В россии романтизмкак идейно-художественное направление в литературе начала xix в. Был порожден глубокой неудовлетворенностью передовой части россиян российской действительностью. Становление романтизма связано с поэзией василия андреевича жуковского(1783-1852). Его баллады “людмила”, “светлана” и другие проникнуты идеями дружбы и добродетели свободных от пороков личностей, их долга и любви к отечеству. Ярчайшим представителем гражданского романтизма был поэт-декабрист кондратий федорович рылеев(1795-1826). В поэмах “войнаровский”, “наливайко”, в сборнике стихов “думы” содержится призыв к собратьям по перу осуществлять в своих писаниях идеалы высоких чувств, мыслей и вечных истин. Романтическое направление проявлялось и в прозе, в частности, в исторических романах м.н.загоскина (1789-1852) “юрий милославский”, или русские в 1612 году”, “рославлев, или русские в 1812 году”, “аскольдова могила”. К романтикам принадлежат такие известные поэты как а.и.одоевский (1802-1839),в.к.кюхельбеккер(1797-1846),д.в.веневитинов(1865-1827) и.и.козлов (1779-1840),д.д.давыдов(1784-1839),а.и.полежаев(1804-1838)идр. С идеями романтизма связано раннее творчество а.с.пушкина (поэмы “цыгане”, “руслан и людмила”; сказки; цикл драматических произведений “маленькие трагедии”) и м.ю.лермонтова (поэма “мцыри”, драмы “испанцы”, “маскарад”). К романтизму относятся также повести а.а.бестужева-марлинского (1797-1837), драмы н.в.кукольника (1869-1888). Представителем романтического направления в живописи был русский художник и рисовальщик орест кипренский (1782-1836). В портретах кипренского находят воплощение духовность, сложная внутренняя жизнь человека, его творческая индивидуальность. Это портреты д.н. хвостовой, е.п.ростопчиной, мальчика а. Челищева и другие. Ему позировал в.а. жуковский. В итальянский период кипренский создал один из лучших прижизненных портретов а.с. пушкина. Существенное влияние оказал романтизм на формирование русского пейзажа (работы с.ф.щедрина (1791-1830), м.н.воробьева (1787-1855). В работах к.п.брюллова (1799-1852) особенно остро проявилась борьба с системой академического классицизма (“последний день помпеи”, “вирсавия”, “всадница”, многочисленные портреты). К романтикам относят обычно и известного художника-мариниста и.к.айвазовского (1817-1900). Романтические тенденции в русской музыке - это прежде всего творчество композиторова.а.алябьева(1787-1851)иа.н.верстовского(1799-1862). Отчасти, к этому направлению можно отнести и ранние произведения основоположника русской классической музыки михаила ивановича глинки (1804-1857). Его оперы “жизнь за царя” (“иван сусанин”), “руслан и людмила”, симфонические сочинения - “комаринская”, “испанские увертюры”, а также романсы широко известны во всем мире. Выдающийся русский композитор а.с. даргомыжский (1813-1869) - один из основателей русской классической музыкальной школы также отчасти связан со стихией романтизма. Не случайно его лучшие оперы созданы по мотивам известнейших литературных произведений романтизма -”русалка” и “каменный гость” (по одноименным произведениям а.с.пушкина) и “эсмеральда” (по роману в.гюго “собор парижской богоматери”). Традиции романтизма ощущались в русской художественной культуре на протяжении всего xix века. Наряду с этим, уже в 30-е гг. Начинает складываться мощное направление реалистического искусства. Во второй половине xix в. Реализм был господствующим направлением и в русской литературе. Его основы были заложены еще а.с. пушкиным (1799-1837), м.ю. лермонтовым (1814- 1841), н.в. гоголем (1809 - 1852). Такие гиганты, какл.н. толстой (1828 - 1910),ф.м.достоевский (1821-1881),и.с.тургенев (1818-1883), м.е.салтыков-щедрин (1826 - 1889), а.п.чехов (1860-1904) изобразили целые пласты жизни россиян, с их радостями и печалями, светлыми и темными сторонами жизни. Часть 2 Гениальное творчество л.н. толстого (автора романов “война и мир”, “анна каренина”, “воскресенье”, трилогии “детство”, “отрочество”, “юность”) оказало огромное влияние на мировую литературу. В романах “униженные и оскорбленные”, “преступление и наказание” “идиот”, “братья карамазовы” ф.м. достоевский реалистически изобразил столкновение ярких, самобытных русских характеров, страстный поиск героями человеческого счастья, гармонии. В прекрасных творениях и.с.тургенева показаны высокие духовные качества и Одаренность русских крестьян (“записки охотника”), образы “лишних людей” и новых героев эпохи (“отцы и дети”, “рудин”), самоотверженность русских женщин (“накануне”, “дворянское гнездо”). Творчество м.е. салтыкова-щедрина направлено против самодержавно-крепостнического строя (“губернские очерки”, “помпадуры и помпадурши”, “пошехонская старина”); в его произведении “история одного города” создана гротескно-сатирическая галерея образов градоправителей, в социально-психологическом романе “господа головлевы” изображен духовный и физический распад дворянства. В творчестве а.п. чехова отражены идейные искания русской интеллигенции, недовольство обывательством, душевной “смиренностью” (“ионыч”, “дама с собачкой”); он создал новаторские пьесы (“чайка”, “дядя ваня”, “три сестры”, “вишневый сад”). Тонкое психологическое мастерство, органичное сочетание юмора и лиризма чехова оказали огромное влияние на развитие русской и мировой литературы и театра. Развивалась русская национальная музыкальная школа. Традиции м.и. глинки унаследовали и продолжили композиторы ”могучей кучки”,созданной м.а.балакиревым(1827-1910).внеевходилиталантливыекомпозиторы:ц.а. кюи(1835-1918), м.п.мусоргский(1839-1881), а.п. бородин(1833-1887), н.а. римский-корсаков(1844-1908). Они собирали и обрабатывали русские народные песни, затем использовали их в своих симфонических и оперных произведениях. Они обращались и к русской литературе. Так, в основе оперы “борис годунов” м.п. мусоргского драма а.с. пушкина; по мотивам “слова о полку игореве” а.п. бородин написал оперу “князь игорь”, н.а.римский-корсаков создал оперу-сказку по пьесе а.н. островского “снегурочка”. Произведения русских композиторов вошли в сокровищницу мировой музыкальной классики. Они не сходят со сцены оперных театров многих стран мира и по сей день. В xix в. Всемирную славу получил русский балет.На сцене петербургского большого театра с 1847 г. Работал танцовщик, впоследствии знаменитый балетмейстер мариус иванович петипа(1818-1910). В россии им поставлено более 60 балетов, среди которых “дочь фараона” (1862), “царь кандавл” (1868), “баядерка” (1877) и др. Вершиной и итогом творчества петипа явилось сотрудничество с великими русскими композиторами - петром ильичом чайковским(1840-1893) и александром константиновичем глазуновым(1862-1936). Непревзойденные примеры поэтичности, обобщенной образности танца достигнуты петипа и чайковским в балете “спящая красавица” (1890). В балете “раймонда” (1898) на материале трех музыкальных сюит новаторски разрешена проблема взаимодействия классического и характерного танцев. Шедевром русской хореографии является па-де-де одиллии и принца зигфрида в “лебедином озере” п.и. чайковского, поставленном в петербурге в 1895 г. В лебединых сценах, созданных балетмейстером л.и. ивановым(1834-1901), получило воплощение сочетание симфонизма и действенности, кордебалета и сольного танца. Л.и. ивановым поставлен последний балет п.и. чайковского “щелкунчик” (1892), где основная тема - преодоление зла победоносной силой любви и человечности, хотя и претворяется она через детские образы. Реалистическое направление в русской живописи особенно ярко выразили передвижники.Это художники-реалисты, входившие в товарищество передвижных художественных выставок, созданное в 1870 г. Идейными вождями и вдохновителями передвижников были и.н.крамской(1837-1887) и критикв.в. стасов(1824-1906). Порвав с академизмом, передвижники обратились к правдивому изображению жизни и истории народа, родной природы, обличали порядки самодержавия россии, пережитки крепостничества, пороки капитализма. Однако реалистические традиции сформировались и ярко проявились в русской живописи значительно раньше. Достаточно вспомнить творчество а.г.венецианова(1780-1847), одного из основоположенников бытового жанра (“на пашне”, “захарка”, “на жатве” и т.д.) И п.а.федотова (1815-1852), родоначальника критического реализма в русской живописи (“завтрак аристократа”, “вдовушка”, “сватовство майора” и т.д.). Нельзя не упомянуть и о творчестве в.а.тропинина (1776-1857) поэтическом и тонком (портрет а.с.пушкина, “кружевница” и т.д.). Таким образом, рождение сначала артели независимых художников с ее отрицанием условности и однообразия классических сюжетов и композиций, стремлением к широте и разнообразию в живописи (1865), а позднее -товарищества передвижных выставок, стремящегося донести достижения русской реалистической живописи до широких зрительских масс в самых разных городах россии, было предопределено всем ходом развития изобразительного искусства в россии. В товарищество передвижных выставок входили, помимо инициативного и талантливого и.крамского, не менее даровитые и известные мастера. Это г.г.мясоедов, н.н.ге, в.г.петров, а.к. саврасов, и.м. прянишников, к.а.савицкий, в.м.касаткин, в.м.максимов. Позднее в товарищество вступили и.е.репин, в.и.суриков, и.и.левитан, в.м.васнецов, в.д.поленов, с.а.коровин, а в 1900 году - в.а.серов. Передвижники ежегодно устраивали новые смотры своих работ, на которых можно было увидеть самые разные эпизоды российской действительности. Картины передвижников стали основой коллекций русского музея и будущей третьяковской галереи. (ее основатель, п.м. третьяков, поддерживал художников, приобретая у них картины для своего частного собрания, которое потом подарил государству). Культурная жизнь россии xix века - это бесконечная череда ярчайших имен в самых разных сферах художественного, философского и литературного творчества. Упомянутые имена - это лишь малая часть из тех, которые заслуживают упоминания.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1089; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.