КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виртуальная реальность: сущность, особенности
В исследованиях по проблеме виртуальной реальности выделяются следующие ее особенности: ♦ актуальность существования, т.е. существование без прошлого и будущего. В частности, утверждается, что медитация как разновидность виртуального существования открывает динамическое настоящее, бесконечное и безвременное, «вечное сейчас», а переживание виртуальности родственно переживанию вечности. В духовном мире не существует разграничения на прошлое, настоящее и будущее, которые сливаются в одном мгновении животрепещущего бытия. В подобном опыте Х.Л. Борхес видел озарение духа, некий прорыв вечности, воплощаемой не последовательностью новых прибавлений, а полнотой присутствия в любом из мгновений, бесконечность же при этом воспринимается как способ относиться к миру и пребывать в нем. Таким образом, виртуальная реальность как «атом вечности» понимается автором и как культурный символ, в котором осуществляет себя личность. Она предполагает: ♦ включенность в события, когда человек непосредственно проявляет себя действующим или пребывает в иллюзии действия; ♦ центрацию культурной перспективы, фокусирующейся в пространстве человека, где весь мир воспринимается ориентированным на него; ♦ сходство с состоянием сна, возможность ее осмысления через метафору сновидения; ♦ порожденность — продуцируемость виртуальных объектов взаимодействием человека и компьютера или активностью человека. Однако, по существу, все признаки виртуальной реальности можно свести к двум основным: ♦ динамической непрерывности настоящего, полному присутствию в нем, когда бытие здесь-и-сейчас подразумевает непричастность длительности, а человек пребывает лишь там, где он есть; ♦ снятию противоположностей между жизнью и смертью, реальным и воображаемым, прошлым и будущим. Благодаря компьютерной виртуальной реальности человек погружается в искусственный мир, полностью имитирующий реальный. При этом программа, создающая виртуальную реальность, отличается от традиционных систем машинной графики по крайней мере по трем позициям: ♦ данная программа не только передает зрительную информацию, но и воздействует на иные органы чувств, включая слух и осязание, причем это воздействие воспринимается виртуалом как исходящее от субъектов и объектов виртуального мира; ♦ данная система интерактивно взаимодействует с человеком; ♦ при этом средства виртуальной реальности становятся нетрадиционными генераторами ощущений. Пользователь мож ет ощутить прикосновение к предмету, существующему исключительно в памяти компьютера, лишь надев перчатку, снабженную датчиками. В виртуальной реальности распознаваемы такие виды движения, как перемещение (вертикальное, боковое и сагиттальное), вертикальный наклон, боковой крен, вращение. Виртуальная реальность обладает определенными особенностями, которые исследователи называют особенностями пяти «i»; intensive, interactive, immersive, illustrative, intuitive (интенсивность, интерактивность, иммерсивность, иллюстративность, интуитивность). Интенсивность системы связана с тем, что в виртуальной реальности пользователь должен активно взаимодействовать со средой — принимать информацию и реагировать на ее изменения. Интерактивность задается взаимодействием пользователя с компьютером, точнее, со средой, смоделированной им. Иммерсивность определяется степенью погружения субъекта в виртуальный мир, которая может быть проверена своеобразным «тестом увертывания», предложенным Майроном Крюгером. Достоверность виртуального мира доказывается инстинктивным стремлением человека увернуться от летящего в его голову камня, несмотря на осознание им ирреальности данного объекта. Иллюстративность виртуальной реальности проявляется в том, что информация, представляемая пользователю, является в максимально наглядной и эмоциональной форме, облегчающей ее восприятие, происходящее в идеале не на интеллектуальном, а на чувственно-эмоциональном, интуитивном уровне. При вхождении в условное пространство компьютерной реальности человек практически не имеет возможности отличить реальный мир от мира виртуального, так как последний обладает высокой степенью достоверности. И иллюзорность виртуального мира по отношению к миру константному является относительной, достоверной лишь для внешнего наблюдателя, для виртуала же, находящегося внутри этого пространства, последнее обладает абсолютной реальностью и действительностью кроме того, само сознание имеет специфику достраивать, конструировать внешний мир, структурировать данный ему предметный материал, вносить в него определенный порядок, логику, удерживать разворачивающийся мир и ограждать его от разрушения, посторонних воздействий, планировать и ожидать дальнейшего развития событий. Необходимо отметить, что различение типов реальностей является сложной философской проблемой. Дилемма реальностей, как известно, осмысливалась еще китайским мудрецом Чжуанцзы, который однажды после пробуждения задался вопросом о том, кем он является — бабочкой, которой снится, что она — мудрец Чжуанцзы, или мудрецом Чжуанцзы, которому снится, что он — бабочка. Р. Декарт считал, что не существует точных признаков, по которым можно было бы отличать, к примеру, реальность бодрствования от реальности сна. Единственным основанием для подобного различения философ считал связность событий, происходящих во сне и наяву. При этом" событийность, явленная во сне, характеризуется фрагментарностью, мозаичностью, в то время как события яви могут быть соотнесены друг с другом без нарушения целостности, последовательности и причинности. Г.В. Лейбниц утверждал, что при различении реальностей основным аргументом может являться обусловленность будущих событий событиями прошлыми и настоящими. Однако связанность переживаний не может являться единственным основанием для распознавания сна и яви, реальности виртуальной и реальности истинной, так как существуют ситуации (к примеру, в случаях раздвоения личности), где субъект перестает существовать как целостность и проживает эпизоды двух автономно существующих реальностей, чередующихся между собой. Причем, каждая из этих возникающих реальностей «задает сознанию человека определенный мир и отделена от других реальностей рамками условности (логика и события, действующие в одной реальности, теряют свою силу и жизненность в других). Несколько упрощая, можно сказать, что одна реальность отличается от другой событиями и их характером, логикой и закономерностями, порядком вещей и отношений»1. Более того, данные реальности соотносятся друг с другом по принципу иерархичности, где одна реальность может выступать как базовая для другой, в то время как последняя становится константной для виртуальности следующего порядка2. В этом контексте особым смыслом наполняется вопрос о границах между реальностями, которые обозначаются именно в момент нарушения этих границ, т.е. в момент выхода из реальности. Системой данного нам мира, мира материального, является система жизнеобеспечения, границей — нарушение целостности этой системы, т.е. смерть, и если сознание не всегда оказывается готовым к различению реальностей и их границ, то биологическая жизнь возможна лишь в константной реальности, что и является отличительной особенностью последней. Ученые отмечают, что стремление к выходу из действительной реальности, за пределы мира материального с его детерминизмом и взаимообусловленностью событий, его физическими законами, ограничивающими возможности и экзистенциальные потребности человека, и создание условного пространства, сакрального, лишенного будничности, наполненного особым смыслом, является антропологическим свойством.
Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |