Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постмодерн как культурная эпоха




Постмодерн — это эпоха, которая сменяет эпоху модерна и разворачивается «после времени современности». Постмодер­низм же является философской рефлексией на ситуацию пост­модерна.

Термин «модерн» (современный) употребляется начиная с V в., означая новую христианскую эпоху, сменившую старую, римскую, языческую. Однако в науке принято считать эпохой модерна ту культурную ситуацию, которая была связана с эпо­хой Просвещения. Главным пафосом Просвещения стало вос­приятие собственной культуры как новой, основанной на разуме и отказавшейся от оснований прежней средневековой культуры, культивирующий религиозное чувство. Иными словами, культу­ра Нового времени и есть культура модерна. Однако в XIX в. эта культура начинает испытывать кризис, который проявляет­ся в крушении ее основных идеалов, и прежде всего — идеалов разума, что и вызывает потребность отказаться от ее основных постулатов. Невозможность и нежелание воспроизводить данную культурную матрицу отразил знаменитый аформизм Ф. Ницше о смерти Бога, который означал крушение идеалов прежней эпо­хи. Этот отказ от прежней культуры воплотился в посткласси­ческой философии, первыми представителями которой стали А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Желание оттолкнуться, отказаться от доминирующих идеалов воплощается и в искусстве модер­низма, в противовес классическому искусству, отказавшемуся от отображения реальности и социально-политической ангажи­рованности, а также абсолютизирующего новые художествен­но-выразительные средства.

Однако необходимо осознавать, что, в отличие от модерна. постмодерн не демонстрирует декларативного отказа от принципов предыдущей эпохи, а принимает как равное и принадле­жащее прошлому и формирующееся рядом с ним. Именно поэто­му можно говорить о принципиальной внеисторичности постмо­дерна, отказавшегося от логики эпохи Нового времени, тяготе­ющей к новому и новейшему. Основным принципом постмодерна стал лозунг «Приемлемо все!».

Переход к «постмодернистской» культуре особенно интен­сивно проявляется со второй половины 70-х гг. XX в., когда начинают прослеживаться внутренние смысловые «черты смены парадигмы» культуры. Они проявляются в следующих тенден­циях:

1. В исчерпанности проекта Просвещения, одухотворенно­го верой в прогресс и человеческий разум, иллюзорности упова­ния на науку и технику как оптимальное средство цивилизаци-онного развития.

2. Б новой социально-экономическая ситуации, связанной с процессами глобализации и обострении глобальных проблем.

3. В сосуществовании в едином пространстве семантически несоединимых и аксиологически взаимоисключающих культур­ных традиций, т.е. невозможности единого взгляда на мир.

4. В представлении о том, что современный мир — это то­тальная множественность — классовая, расовая, этническая, культурная, которая воплощается в принципе «мультикультура-лизма». Эта эклектичность, совмещение в конкретных культур­ных контекстах различных национальных традиций приводит к ситуации, когда, как писал Ж.-Ф. Лиотар, по радио слушают регги, в кино смотрят вестерн, на ленч идут в «Макдоналдс», на обед — в ресторан с местной кухней, употребляют парижские Духи в Токио и одеваются в стиле ретро в Гонконге. Интерес к множеству ранее не изучавшихся, маргинальных объектов и фе­номенов — таких, как этнические меньшинства, различные суб­культуры, разнообразные типы сексуального поведения и иден­тичности, поп-музыка и телевизионные новости, семиотика со­временных торговых центров (моллов), комиксы о супермене, фильмы ужасов, реклама, урбанистическая утопия Диснейленда, «феномен Барби» — характерен для междисциплинарной сферы Исследований культуры, связанной с созданием Бирмингемского Центра культурных исследований. Кроме того, разнообразные «меньшинства» или те, кто к таковым себя причисляет, получили академическую трибуну для выражения своих взглядов (поэтому «культурные исследования» называют «дискурсом меньшинств»). Зачастую именно с этим направлением связывают рост популярности принципа «политической корректности».

5. В деградации культуры, где начинают доминировать хал­тура, китч, культура телесериалов и дайджестов, рекламы и мотелей, шоу и голливудских фильмов, паралитературы с ее одноразовыми рыцарскими романами и любовными историями, популярные жизнеописания, кровавые истории, научная фан­тастика, а эстетическое производство встраивается в товарное производство.

6. В индустриализации, модернизации, урбанизации, уси­ливающейся дезинтеграции локальных общин, коллапсе запад­ных колониальных империй и развитии новых форм империа­лизма и неоколониализма, развитии массовых коммуникаций и повсеместном распространении массовой культуры, возникно­вении новых форм экономически и идеологически мотивирован­ной миграции и возрождении национализма, расового и религи­озного притеснения.

7. В изменении субъекта культуры, который обретает прин­ципиально новые черты, связанные с теми социокультурными обстоятельствами, в которых он пребывает. Эти условия харак­теризуются:

увеличением количества информации, изоляция от кото­рой практически невозможна; обилие информации неизбежно приводит к поверхностности — сначала восприятия, затем, воз­можно, и мышления;

♦ соответственно изменению количественных параметров информации — изменяются и способы ее существования, где полиграфический вариант фиксации текста замещается цифро­вым, а логоцентричная книжная культура — экранной; это са­мым непосредственным образом отражается на особенностях мыш­ления, где сознание предстает как клиповое, опирающееся на эмоциональное, но не на интеллектуальное постижение идеи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.