Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чехов, рассказы 80-90х




Лесков

Николай Семёнович Лесков – прозаик, публицист. У Лескова наблюдается разнообразие жанров — от больших романов и хроник до произведений малого жанра: очерки, фантастические рассказы, рассказы «кстати» и т. д. Многие произведения Лескова написаны в форме сказа, автор пользуется приемом развертывания повествования от имени действующего лица, рассказчика, с сохранением особенностей его устной речи. Органическим сочетанием разнообразных языковых элементов он воспроизводил яркий облик рассказчика.

Лесков ставил и решал в своем творчестве вопрос о положительном типе. Придавая значение нравственному началу в человеке, он дал разнообразную по характерам галерею положительных персонажей из различных слоев русского общества, наделяя их чертами большой нравственной стойкости, честности, самоотверженности, смирения, пассивности, религиозности. Лесков прекрасно изображал быт и нравы крестьянства до- и пореформенной поры, ремесленнических и рабочих артелей, чиновников различных рангов, военных, интеллигенции, купечества и особенно духовенства.

 

Лесков много писал на тему о крестьянстве. Его первые очерки и рассказы на крестьянские темы — «Погасшее дело» (1862), «Язвительный» (1863), «Житие одной бабы» (1863) — характерны своей антикрепостнической направленностью, сочувствием крестьянской массе, в них правдиво и трезво изображается деревня, ее быт и нравы, рост кулацких тенденций. Не идеализируя деревни, Лесков рассказывает о беспомощности крестьян перед помещиком, о темноте, невежестве, суевериях и диких нелепостях быта («Погасшее дело»).

К раннему творчеству Лескова относятся и его произведения из купеческой жизни: повести «Леди Макбет Мценского уезда» (1865). Героиня повести— одинокая, тоскующая по любви и материнству молодая купеческая жена Катерина Измайлова. Но в отличие от Катерины из «Грозы», героиня Лескова с ее примитивной натурой воспринимается как порождение косного купеческого быта, ставшего источником ее преступлений и одновременно страданий.

В поздних рассказах «Чертогон» (1881), «Грабеж» (1887) рисует реалистическую картину быта московского купечества с его диким грязным разгулом, кутежами, а затем покаяний в монастыре, где происходит изгнание беса, т. е. чертогон.

В «Полунощниках» (1891) оригинально выписаны образы купцов уже новой формации, у которых самодурство сочетается с тяготением к лоску и утонченному разврату.

 

Тема праведников становится основной в творчестве Лескова 70—80-х годов. В поисках спасения от социального зла он обращался к внутреннему миру отдельной человеческой личности. Лесков ставит и разрешает задачу создания положительных типов, носителей нравственных качеств — человеколюбия, самопожертвования — как антиподов буржуазной морали. Таковы образы из повести «На краю света» (1873) трогательного отца Кириака и якута, спасшего архиерея от гибели в снежных просторах Сибири, трое воспитанников инженерного училища («Инженеры бессребренники», 1880), люди воинской чести («Интересные мужчины».

Любовно изображенные Лесковым «праведники» отвечали мыслям автора о роли и значении внутреннего нравственного начала, о силе морального примера как средства борьбы с общественным злом.

 

Изображение талантливого русского человека, его смекалки и мастерства занимает в творчестве Лескова такое же место, как и тема «праведников».

Герой повести «Очарованный странник» является воплощением бессмертия и могучей силы русского народа, которому и «смерть на роду не написана». «Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть», — говорит он о себе. Лесков изображает очарованного странника в скитаниях по русской земле во всей противоречивости его сложного, но цельного характера. Наделенный от природы кипучим нравом, толкавшим его иногда на грубые, жестокие поступки, он умеет тонко чувствовать природу, с большой сердечностью привязывается к покинутому матерью ребенку, самоотверженно относится к цыганке, зная о неразделенности своей любви. Обладая мужеством, он с геройством выполняет свой солдатский долг. Даровитый от природы, он проявляет сноровку и тонкое мастерство во всякой работе, которую делает артистически.

Мотивы народной талантливости разовьются в основную тему «Сказа о тульском косом Левше и о стальной блохе». Образ Левши дан Лесковым в собирательном обобщающем смысле, подразумевал русский народ. Левша пламенный патриот, для которого выше всего интересы отечества. Даже умирая, Левша больше всего озабочен мыслью о Родине и о том, как передать царю секрет, чтобы ружья кирпичом не чистили.

Образы чудаковатых героев, артистических натур, талантливых мастеров своего дела, превративших свою профессию в высокое художество, встречаются и в других произведениях Лескова. Таковы крепостная артистка и художник, загубленные произволом и деспотизмом мецената-крепостника, в замечательной и широко известной повести Лескова «Тупейный художник» (1883). Создание Лесковым этих положительных образов — большая заслуга писателя перед русской литературой.

 

Обращаясь к современности, Лесков в последние годы жизни создает ряд едких рассказов «на потребу дня сего», в которых откликается на текущие вопросы жизни. Лесков сатирически изображает дворян — «пустоплясов» («Пустоплясы»), жизнь светских салонов с царящими в них невежеством, развратом, разложением и тайным сыском, «гостья, появившаяся в гостиной, — агент охранки» («Зимний день»).

 

Творчество Лескова завершается его повестью «Заячий ремиз». Это одно из самых примечательных произведений по остроте сатиры, своеобразию композиции и мастерству языка. В «Заячьем ремизе» Лесков возвращается к теме ловли полицией «потрясателей трона». Лесков рассказывает о том, как становой пристав гонялся по деревне за «смутителями», не подозревая, что его собственный кучер и был распространителем антиправительственных листовок. Но эта история скрывала основную тему – обличение полицейщины и церкви, освящающей права господствующих классов.

 

Все творчество Чехова делится на две части: раннее и позднее, они различны. Ранний Чехов высмеивает уродливые стороны жизни. Он описывает многообразие российской обывательской жизни, церковную жизнь, семейно-бытовые и общественные явления. («Жизнь прекрасна», «Смерть чиновника», «Руководство для желающих жениться» и др.).

Поздний Чехов 80х 90х годов отказывается от юмористического подхода к жизни и переходит к проблемам общества. Характеры героев становятся острее и четче. Разнообразие тематики чеховских произведений и число их до 1888 г. поражают. Так, в 1883 г. он пишет 120 произведений, а в 1885 г.—129. Чехов разоблачает тупого, сонного обывателя России, показывая его тусклую жизнь, невежественность, дикость и жестокость (Человек в футляре, Дом с мезанином, Палата 6). Обрядовая сторона русской жизни, с её постами, именинами и церковными праздниками, семейно-бытовые сцены, служебные отношения, общественная деятельность—всё это входит в поле зрения наблюдательного автора. Темы человеческих отношений, любви, становления личности, власти идеи над человеком, положения женщины в обществе.

В этих «пёстрых» рассказах Чехов показывает всю классовую и сословную лестницу русского общества, начиная с деревни, продолжая городским мещанством, купечеством, интеллигенцией и кончая дворянством, столичным, и провинциальным. Маленький чиновник Червяков, чихнув в театре на лысину генерала, после неоднократных и неумелых попыток извиниться перед генералом умирает, боясь суровой расплаты за своё «преступление» («Смерть чиновника»). Это анекдот, но анекдот, в котором сквозь внешний комизм бытовых положений проглядывает критика рабской психологии запуганного человека. Отставной унтер Пришибеев, добровольный шпион, и тупо» самозванный администратор, по-своему понимает законы и нормы человеческого поведения. Он терроризирует деревню, в которой живёт, приказывая, чтобы «песней не пели, вечерами не сидели с огнём», не собирались на улице. Он один знает порядки, как «обходиться с людьми простого звания» («Унтер Пришибеев»). Унтер Пришибеев в глухую пору реакции 80-х годов вырастал в фигуру всероссийского «городового», олицетворяя сущность самодержавно-полицейской власти в России.

Показательно, что годы перелома в творчестве Чехова сказались прежде всего в уменьшении самого количества его произведений.

Продолжая линию критического реализма Гоголя и Салтыкова-Щедрина, Чехов ведёт беспощадную борьбу с гнилой «тиной ужасающих мелочей», уродующих жизнь.

В 1898 году были написаны «Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч», «Душечка». Если в начале своего творческого пути Чехов смеялся над духовным убожеством мещанина, то в этих произведениях обличает обывательщину как страшное общественное зло.

Рассказ «Человек в футляре» завершил тему, которая прошла красной нитью через все творчество Чехова,— тему разоблачения реакционной и трусливой сущности царского режима. Отгороженный от жизни своим футляром — тесной, похожей на гроб спальней, темными очками, калошами, зонтиком, фуфайкой, Беликов боится всего: книг, свободной мысли, смеха, езды на велосипеде, Всякий, не предусмотренный циркуляром поступок, вызывает у него чувство страха: «Как бы чего не вышло». «Человек в футляре» — это смертный приговор строю, порождающему Беликовых.

Глубоко ненавистен Чехову земский врач Старцев («Ионыч»). Старцев мечтал о любви, о красивой жизни, но засасывающее влияние окружающей его мещанской среды убило все хорошее, превратило его в обывателя, смысл жизни которого— бессмысленное накопление. Старцеву безразличны люди, безразлично будущее страны, в которой он живет. Страсть к желтеньким и зелененьким бумажкам убила в нем человека и гражданина.

Рассказы Чехова 90-х годов выполняли задачу, которую Писарев считал одной из важнейших в процессе подготовки революции: «Обывателя встряхнуть, превратить его в гражданина».

Он пишет о взяточничестве, бюрократизме, подхалимстве, протекционизме, общественном равнодушии и других гримасах, тогдашней уродливой жизни. В рассказе Чехова «Страх» есть фраза: «Мне страшна главным образом обыдёнщина, от которой никто из нас не может спрятаться». Вот эту обыдёнщину, характерную для периода общественного упадка, эту власть жизненных мелочей изображает Чехов с замечательным мастерством. Произведения, изображающие пошлость в жизни, были чрезвычайно разнообразны. Останавливаться долго на каждом из них писателю было излишне. Важно было дать им название, поставить диагноз, обратить на них внимание. Медик по образованию, Чехов так и делает: он ставит диагноз одному явлению, затем переходит к другому, третьему. Страницы его произведений— это многочисленные «истории болезней» его эпохи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 5829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.