Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гоголь (Вечера, Миргород, Ревизор, Петерб.повести)




 

Литературную известность Гоголю принес сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-32), отмеченный романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборника «Миргород» открывают реалистический период творчества Гоголя. Тема униженности «маленького человека» наиболее полно воплотилась в повести «Шинель» (1842), с которой связано становление натуральной школы. Гротескное начало «петербургских повестей» («Нос», «Портрет» и др.) получило развитие в комедии «Ревизор» как фантасмагория чиновничье-бюрократического мира. Гоголь оказал решающее влияние на утверждение гуманистических и демократических принципов в русской литературе.

 

Тематика «Вечеров» — нравы, обычаи, быт, поверья украинского крестьянства («Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купалы», «Майская ночь»), казачества («Страшная месть») и мелкого поместного дворянства («Иван Федорович Шпонька и его тетушка»).

Отражая народные представления и собственные мечты о справедливых социальных отношениях, об идеальном человеке, прекрасном физически и нравственно, Гоголь в «Вечерах…» возвышает добро над злом, отвагу над трусостью, энергию над ленью и праздностью, одухотворенную любовь над грубой чувственностью.

В «Вечерах…» герои во власти религиозно-фантастических представлений, языческих и христианских верований. Чертям, ведьмам, русалкам придаются реальные человеческие свойства. Так, черт из повести «Ночь перед рождеством» «спереди — совершенный немец», а «сзади — губернский стряпчий в мундире».

Следуя романтическому принципу, писатель изображает быт не в его повседневности, а в праздничности, исключительности. Ярмарка, Иванов вечер, гуляние парубков и дивчин в майскую ночь, колядки.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» населены массой персонажей — злых и добрых, обычных и незаурядных, пошлых и поэтичных; галерея лиц, нарушающих нравственные законы, духовно ограниченных, чаще всего властвующих: попович («Сорочинская ярмарка»), богач Чуб, дьяк («Ночь перед рождеством»). Но ведущими героями «Вечеров…» являются характеры могучие духом, широкие по своей натуре, волевые, цельные, вроде кузнеца Вакулы («Ночь перед рождеством»), умные, смелые, ловкие, как Грицко Голопупенко («Сорочинская ярмарка»), поэтические, подобно Левко и Ганне («Майская ночь, или Утопленница»). Действующие лица «Вечеров…» чаще рисуются в одностороннем преувеличении их психологических свойств.

В «Миргороде» две основные темы, объединенные идейным пафосом. Одна из них, связанная с современной Гоголю повседневностью, разрабатывается в «Старосветских помещиках» и в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» — обличение замкнутого, паразитического существования, духовного примитивизма, убожества мелкопоместного дворянства и уездного чиновничества.

В «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» основной прием — противоречие между отрицательной сущностью изображаемых характеров предметов и преувеличенной похвалой их несуществующих достоинств. Но образ жизни старосветских помещиков, Гоголь нашел в некоторых из них и достоинства: простосердечие, человечность, которые резко противопоставил наглому буржуазному меркантилизму чиновников.

К рассматриваемым произведениям примыкает и «Вий». В этой повести в сложной форме художественного сплава реализма и романтизма, быта и фантастики, отображается извечная борьба добра со злом, человеческого с бесчеловечным, как она воспринимается в народных представлениях. Хома Брут гибнет, отказываясь от верований и убеждений своего народа, поддаваясь чарам внешней красоты, красоты зла.

+ «Тарас Бульба»

 

Все «Петербургские повести» связаны общностью проблематики (власть чинов и денег), единством основного героя (разночинца, «маленького» человека), целостностью ведущего идейного пафоса (развращающая сила денег, разоблачение несправедливости общественной системы).

При главенстве сатирического принципа изображения Гоголь обращается к фантастике и приему крайнего контраста. Но фантастика подчинена здесь реализму.

«Невский проспект», «Нос», «Записки сумасшедшего», Портрет, Коляска.

Повесть «Шинель» тема - положение «маленького» человека; идея — духовное подавление, обезличение человеческой личности в условиях антагонистического общества. Повесть «Шинель» продолжает тему «маленького» человека, намеченную в «Медном всаднике» и «Станционном смотрителе» Пушкиным. Но Гоголь усиливает и расширяет социальное звучание этой темы. Башмачкин - переписчик, труженик, терпит обиды и унижения от «значительных лиц», от глумящихся над ним молодых чиновников, от уличных грабителей, снявших с него новую шинель. Писатель возбуждает к нему чувства жалости и сострадания, призывает к социальному гуманизму, убеждает, что дикая несправедливость, царствующая в жизни, способна вызвать протест даже самого тишайшего горемыки. Гоголь, будучи на стороне Башмачкина, осуществляет его протест в фантастическом продолжении повести. Справедливость, растоптанная в действительности, торжествует в мечтах писателя. Подчеркивая социальную типичность Башмачкина, писатель придает ему свойства всеобщности: „Итак, в одном департаменте служил один чиновник“.

 

В критике комедию Гоголя " Ревизор" принято называть лучшей социальной комедией своего времени. Высокий реализм тесно слился в "Ревизоре" с сатирой, сатира - с воплощением социальных идей. Разъясняя смысл "Ревизора", Гоголь указал на роль смеха: "Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе... Это честное, благородное лицо - был смех".

В основе сюжета "Ревизора" лежит типично комедийное несоответствие: человека принимают не за того, кем он является на самом деле. Но в отличие от своих предшественников. Гоголь решает эту ситуацию по-новому. Хлестаков ни за кого себя не выдает. Именно непреднамеренность поступков Хлестакова сбила с толку городничего. Основным импульсом развития комедии является страх чиновников. только страх способен сплотить этих людей.

Гоголь смеется как над всем уездным городом в целом, так и над его отдельными обитателями, над их социальными пороками. Беззакония, казнокрадство, взяточничество, корыстные мотивы вместо заботы об общественном благе - все это показано в "Ревизоре" в виде тех общепризнанных форм жизни, вне которых управители не мыслят себе свое существование.

 

17. Гоголь «Мертвые души»

Вершиной творчества Н. В. Гоголя стала поэма «Мертвые души».

В основу конфликта поэмы Гоголь положил главное противоречие современной ему действительности между исполинскими духовными силами народа и его закабаленностью. Реализуя этот конфликт, он обратился к самым насущным проблемам того периода: состоянию помещичьего хозяйства, моральному облику поместного и чиновничьего дворянства, взаимоотношениям крестьянства с властями, судьбам народа в России. В поэме Гоголя «Мертвые души» выведена целая галерея типажей, ставших нарицательными именами. Гоголь последовательно изображает чиновников, помещиков и главного героя поэмы Чичикова. Сюжетно поэма построена как история похождений Чичикова - чиновника, скупающего «мертвые души».

Название поэмы многозначно: 1. это души тех помещиков и чиновников, кот-х посещает Чичиков, 2. это души крестьян, кот-х скупает Чичиков, 3. это филос-й вопрос о том, что убивает человеч-ю душу и что может ее оживить.

Всех персонажей можно поделить на 2 группы:

1-я связана с мотивом мертвого, неподвижного начала, напр, Манилов, Коробочка.

2-я группа – те персонажи, кот-е связаны с мотивом движ-я - Плюшкин, Чичиков, автор. Автор часто сравнивает своих героев с вещами или с животными.

Не случайно галерею помещиков открывает Манилов – он нейтрален, он не имеет к-л яркой черты. Не случайно завершает галерею Плюшкин. Биография Плюшкина – это биография утрат: в начале умирает его жена, затем дочь убегает с военным, сын проигрывает казенные деньги. Г. оригинальным образом разрабатывает известный в мировой лит-ре тип «скупого богача». Плюшкин не собирает богатств, он собирает мусор. Итог Плюшкина – это итог человеч-й жизни, от деятельности ч-ка остается куча мусора.

Причину омертвления души человека Гоголь показывает на примере формирования характера главного героя — Чичикова. Безрадостное детство, лишенное родительской любви и ласки, служба и пример чиновников-взяточников — эти факторы сформировали подлеца, который таков, как все его окружение.

Чичиков – новый герой в жизни и в лит-ре. Г. создает образ совр-го ч-ка, все плутни кот-го во имя копейки. Автор называет своего героя подлецом, хотя в Чичикове есть и привлекат-е черты: он деятелен, недоволен своим положением и стремится изменить его к лучшему.

Но за «мертвыми» душами Чичикова, чиновников и помещиков Гоголь разглядел живые души крестьян, силу национального характера. Талантливость народа открывается в сноровистости каретника Михеева, сапожника Телятникова, кирпичника Милушкина, плотника Степана Пробки. Гоголь видит, как искажаются высокие и добрые качества в царстве «мертвых» душ, как гибнут крестьяне, доведенные до отчаяния, бросающиеся в любое рискованное дело, лишь бы выбраться из крепостной зависимости.

Большое знач-е в поэме играет образ автора и связанные с ним лирич-е отступления. Отступления, органично введенные в текст, помогают автору коснуться различных проблем и сторон жизни, сделать более полным описание героев поэмы.

Художественный метод Гоголя эволюционировал от реализма к духовному реализму.

В том виде, в котором "Мертвые души" предстали перед читателем, это произведение соединило в себе элементы различных жанров. Это и эпическое масштабное произведение, и плутовской роман, и лирическая поэма, и социально-психологический роман, и повесть, и сатирическое произведение - а в целом - единое произведение, которое еще долгое время будет поражать нас глубиной анализа русского характера и удивительно точным предсказанием будущего Руси, России.

 

18. Перцен, «Былое и думы»

В этом произведении, воссоздающем целостную картину жизни, в реалистической соподчиненности сплавляются личность и ее среда, психология и социология, конкретно-историческое и общечеловеческое, идеи и чувства, история и быт, национальное и народное, лирическое и эпическое, объективное и субъективное.

«Былое и думы» писались 16 лет.

Они начинаются рассказами об Отечественной войне 1812 года. В их фокусе становление нового человека, героя века, передового борца и мыслителя, наиболее яркого представителя дворянской революционности последекабристской поры, идущего к революционной демократии.

«Былое и думы»— история идейного формирования этого героя, его мучительные поиски правильной теории, исповедь, философия. Это поистине энциклопедия полувековой русской идейной жизни.

Но тематика «Былого и дум» не ограничивается Россией. Их вторая половина посвящена двум десятилетиям жизни на Западе: французской революции 1848 года, организации Вольной русской типографии, изданию «Колокола» в Лондоне и международному революционному движению. Перед нами галерея всемирно известных лиц: Гарибальди (Италия), Л. Кошута (Венгрия), В. Гюго (Франция), Р. Оуэна (Англия).

Герцен не умолчал в воспоминаниях и о своих глубоко личных, интимных переживаниях. В пятой части «Былого и дум» он с поразительной смелостью и художественной яркостью рассказал о самых драматических эпизодах своей жизни.

«Былое и думы» не укладываются в традиционные жанры. Здесь органически сплавляются семейная хроника, автобиографические записки, публицистический или физиологический очерк, литературный портрет, политический памфлет, анекдот, социально-психологический роман и другие виды прозы.

О жанрово-видовом своеобразии «Былого и дум» спорят, называя их мемуарами, художественной автобиографией, романом о положительном герое, автобиографическим, историческим, лирико-философским. Но вернее будет определить их как социально-историческую, лирико-философскую и художественно-публицистическую эпопею, опирающуюся главным образом на воспоминания о виденном и слышанном.

Облик основного героя «Былого и дум» дается в многоликой галерее других, явно типических лиц.

Слог Герцена, живой, непринужденный, острый, разящий как рапира, неотделим от иронии, то мягкой, едва уловимой, то открытой, но добродушной, то злой и непримиримо беспощадной.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.