Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Е.А. Еремин, А.П. Шестаков




Примерные ответы на профильные билеты

От авторов

Уважаемые читатели! Предлагаемые вашему вниманию материалы предназначены прежде всего в помощь учителю при подготовке, организации и проведении “экзамена по выбору выпускникам XI (XII) классов общеобразовательных учреждений РФ”1.

Как известно, экзаменационные билеты существуют в двух вариантах (двух уровнях) — базовом и профильном. В сопроводительных материалах сказано, что “на базовом уровне содержание ориентировано на обобщение, систематизацию изученного материала; на профильном уровне — на расширение и углубление материала”. В данной публикации мы ориентируемся на профильный уровень, хотя часть материалов, несомненно, будет полезна и при подготовке к экзамену на базовом уровне. В каком-то смысле выбор в пользу “расширения и углубления материала” сделан нами и потому, что речь идет об экзамене по выбору; мы исходим из того, что выбор учащимися того или иного экзамена определяется прежде всего их интересами и знаниями, так что разрабатываемые материалы должны быть ориентированы на учеников, интересующихся информатикой.

Как и в сериях своих предыдущих статей по данной тематике (см. “Информатику” № 9–20, 2002; № 5–15, 2003, и № 6–20, 2004), мы категорически возражаем против того, чтобы публикуемый текст рассматривался как некие “эталонные” ответы на вопросы билетов, при воспроизведении которых на экзамене любой ученик немедленно получает отличную оценку. Авторы вообще считают, что всякие попытки написать (и особенно опубликовать) с такой целью тексты порочны, ибо целью обучения является не воспроизведение составленного кем-то другим текста, а сознательное применение необходимых в той или иной ситуации (вопрос, задача, практическая проблема и т.п.) собственных знаний2. В этом наша позиция полностью совпадает с официальными рекомендациями по проведению экзамена, где, в частности, недвусмысленно сказано, что “сообщать формулировки конкретных задач в период подготовки к экзаменам не рекомендуется, т.к. велика вероятность заучивания учащимися правильных решений без понимания сущности вопроса”.

Казалось бы, все это тривиальные вещи. Но если в порядке эксперимента взять текст одного из наших первых материалов по билетам и ввести в замечательную интернет-систему Антиплагиат (http://www.antiplagiat.ru/quick.php), то она немедленно выдаст, что наша публикация3 на 99% совпадает с текстом реферата с сайта referatbank.ru (на самом деле, конечно, наоборот, но машина не в состоянии определить авторства текста!).
В данном случае печален не столько сам по себе факт плагиата, сколько то, что подход к образованию под девизом “закачай на referat.ru и получи “заслуженную” пятерку!” стал так активно востребован. В этом видна и заметная недоработка учителей, т.к. установить факт получения реферата путем закачки из Сети в состоянии любой выпускник педагогического вуза, не говоря уже об учителе со стажем. Для этого достаточно одного-двух вопросов по существу дела, а затем — получи в полном смысле слова заслуженную оценку… Короче говоря, мы очень не хотим, чтобы наши публикации считались “контентом” для массовой подмены сложного информационного процесса обучения и контроля знаний школьников примитивными процессами получения, копирования и распечатки файлов на компьютере. Мы убедительно просим рассматривать наши публикации как традиционное учебное пособие, которое учитель использует при подготовке к занятиям, а ученик читает для закрепления рассказанного на уроке. Что касается ответа ученика на экзамене, то в идеале — это его рассказ своими словами той части материала, которую он усвоил, да еще и дополненный встречавшимися в его личной практике примерами.

И еще одно замечание. Наши материалы в известном смысле субъективны, т.к. отражают наше мировоззрение и значительный личный педагогический опыт. Тем не менее мы всегда стараемся компенсировать субъективность проработкой большого количества учебных материалов других авторов. Везде, где это не оговорено особо, излагаемый материал соответствует общепринятому подходу.
В то же время советуем не забывать, что билеты (а тем более ответы на них!) являются примерными и “образовательное учреждение на их основе составляет комплекты билетов, непосредственно используемых на экзамене, с учетом содержания учебной программы, наличия средств ИКТ и используемого программного обеспечения”.

Структура ответа на билет чаще всего будет выглядеть следующим образом: раскрыто содержание теоретического вопроса, показаны выходы на практическую составляющую; показаны решения примерных заданий практической части, предложено до 3–5 наших вариантов примерных заданий (где это возможно) по каждому из двух практических заданий билета.

Желаем всем удачной подготовки и сдачи экзаменов!

1 Здесь и далее цитируются сопроводительные материалы к билетам (см. газету “Информатика”, 2006, № 6, с. 3–16, или журнал “Информатика и образование”, 2006, № 3, с. 10–30).

2 Кроме того, нельзя не учитывать вариативность программ в конкретных учебных заведениях.

3 Был проверен текст первого вопроса билета № 2, опубликованный в № 11, 2002, с. 11–13 газеты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1000; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.