Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие планирования и прогнозирования. Системы планирования и виды планов и ориентация плановой работы. Принципы и методы планирования




Предприятие создается с целью получения прибыли посредством создания благ. Для достижения этой цели необходимо правильно управлять предприятием.

Управление — процесс целенаправленного воздействия на что-либо или кого-либо.

Отличие термина «менеджмент» от термина «управление» состоит в следующем — так как экономика — это отношения между людьми, то менеджмент — это целенаправленное воздействие на людей в процессе экономических отношений. Не всякое воздействие на людей можно назвать менеджментом. Например, президент страны и командир роты целенаправленно воздействуют на людей, но их не называют менеджером страны или менеджером роты.

Чтобы это воздействие было эффективным, необходимо заранее разработать систему мероприятий, которые должны быть проведены в определенной последовательности. По этой причине одна из главных функций управления — планирование. Прежде чем разбирать теорию планирования, необходимо понять, что такое «план».

План — заранее разработанная система мероприятий, определяющая последовательность их проведения для достижения намеченной цели.

Планирование — процесс выработки целей и разработки системы мероприятий для их достижения. Так как система — это порядок, обусловливающий единство, то должен быть продуман порядок, последовательность проведения этих мероприятий. План определяет то, что должно быть. Однако, как показывает практика, для успешного достижения цели необходимо предусматривать возможные изменения условий, т.е. необходимо знать, что может быть. На этот вопрос отвечает прогноз — научное заключение о предстоящем развитии чего-либо.

Научность — основной признак отличия прогноза от гадания (на картах, на кофейной гуще и т.п.).

Обобщение опыта хозяйственной практики позволило сформулировать теоретические основы для разработки оптимальных планов. Существуют две основные системы планирования — директивная и индикативная.

Директивная — система, основанная на прямых указаниях и распоряжениях руководства по большинству мероприятий.

Индикативная — система, при которой руководством разрабатываются основные плановые показатели. Планирование мероприятий по достижению этих показателей делегируется исполнителям.

Принципы планирования.

1. Научность.

В экономических отношениях много здравого смысла. Однако любое решение, принимаемое специалистами-менеджерами или экономистами, должно быть основано на экономических законах.

2. Единство экономического и политического подходов.

На эффективность экономических отношений влияют политические решения. С другой стороны, политика — это концентрированное выражение экономики, поэтому в основе политических решений всегда лежат отношения по поводу благ.

3. Непрерывность.

Процесс производственно- хозяйственной деятельности нуждается в постоянной корректировке тактических плановых заданий. Соблюдению этого принципа способствует перекрытие плановых горизонтов.

4. Комплексность.

Данный принцип состоит в необходимости планирования системы мероприятий, всесторонне охватывающих производственно-хозяйственную деятельность.

5. Сбалансированность и пропорциональность.

Этот принцип вытекает из предыдущего. Если комплексность обеспечивает всеохватность плана, то сбалансированность и пропорциональность плана обеспечивают необходимые количественные соотношения между сферами и масштабами деятельности подразделений и служб предприятия, требуемыми затратами и ресурсами.

Методы планирования

Методы планирования — способы разработки мероприятий и определения последовательности их проведения.

1. Балансовый метод — метод разработки плановых мероприятий на основе соотнесения имеющихся и требуемых ресурсов.

2. Нормативный метод — метод разработки мероприятий на основе норм и нормативов, которые обусловлены юридическими законами, законами природы, национальными и культурными традициями, климатическими условиями и т.п.

3. Программно-целевой метод предполагает разработку системы мероприятий исходя из поставленной цели.

4. Аналитический метод предполагает разработку плановых мероприятий на основе выявленных в процессе анализа тенденций развития. Анализ может проводиться различными способами.

5. Экономико-математический метод предполагает разработку мероприятий и последовательности их проведения на базе математических моделей, которые выражают в виде формул зависимость между экономическими категориями. Модели, в формулах которых используются знаки сложения и вычитания, называют аддитивными. Модели, при составлении формул которых используются знаки умножения, называются мультипликативными.

Виды ориентации плановой работы.

1. Реактивная ориентация планирования — разработка системы мероприятий,

ориентированной на прошлое состояние фирмы.

2. Инактивная ориентация — ориентация системы мероприятий на сохранение существующего, текущего состояния дел.

3. Преактивная ориентация — ориентация системы мероприятий на изменение внешних условий.

4. Интерактивная ориентация состоит в разработке системы мероприятий с расчетом на использование внутренних ресурсов.

 

Виды планов

1. Стратегические (долгосрочные) планы разрабатываются, чтобы определить основные направления развития фирмы. В них определяются ключевые показатели.

2. Краткосрочные (тактические) планы разрабатываются на основе долгосрочных. Ключевые показатели стратегических планов выступают в них как цели.

3. Оперативно-календарные планы определяют необходимые мероприятия и задачи текущей работы.

4. Бизнес-план. «Бизнес» дословно переводится как «дело». С этой точки зрения любой из рассмотренных выше планов — бизнес-план. Однако в хозяйственной практике под бизнес-планом понимается документ, в котором приводится технико-экономическое обоснование предполагаемой деятельности. В нем, наряду с плановыми мероприятиями, приводятся результаты анализа. Так как бизнес-план — это обоснование инвестиций, логику его составления мы рассмотрим в теме «Инве стиции и капитальные вложения».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 870; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.