Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие анализа финансового состояния. Определение финансовой устойчивости фирмы. Ликвидность и платежеспособность фирмы




Понятие бюджета фирмы. Структура отчета о прибылях и убытках и плана движения денежной наличности. Структура финансового баланса.

Бюджет – это описание плана производ-хоз деятельности в денежной форме.

Счет прибыли и убытков. С его помощью представляется возможность проследить динамику производ-хоз деятельности и определить по периодам абсолютный показатель эффективность – прибыль или убыток. Представляет собой таблицу, в которой из выручки от реализации последовательно вычитаются затраты, имеющие отношение к выручки.

План движения денежной наличности – это документ, который отражает денежные потоки. Он представляет собой таблицу, имеющую два реквизита «приход» и «расход». В каждый период указывается источник, дата и размер денежных поступлений – приход, и цель, дата и размер предполагаемых расходов – «расход».

Баланс предприятия – это сводная таблица, в которой в денежной форме описывается имущество фирмы и источники его возникновения.

Актив баланса – имущество предприятия, в которое вложен его капитал, в стоимостной денежной форме. Основной капитал – нематериальные, материальные и фин активы. Оборотный капитал – товарные запасы, дебиторская задолженность, ценные бумаги, денежные средства.

Пассив баланса – источники возникновения имущества предприятия. Собственный капитал – вклад в фирму ее владельца, уставный фонд, доля прибыли(убытка). Страховые резервы.

В процессе производственно-хозяйственной дея­тельности все результаты и затраты в конечном итоге облекаются в денежную форму. Денежная форма, как всеобщий эквивалент любых результатов, затрат и ре­сурсов позволяет планировать, осуществлять стимули­рование и контроль всех аспектов деятельности пред­приятия, используя один показатель — рубль.

Чтобы обеспечить возможность принятия обосно­ванных решений необходимо четко представлять, отку­да деньги будут приходить, и куда, на какие цели бу­дут расходоваться. Отношения, возникающие при осуществлении этого процесса, называются финансами. Финансы — это отношения в процессе образова­ния и использования денежных средств.

Целенаправленное воздействие на этот процесс на­зывается финансовым менеджментом, а людей, кото­рые этим занимаются, финансовыми менеджерами или финансистами. На уровне государства этим зани­мается Министерство финансов, на уровне семьи в России чаще всего жена. Именно она знает, откуда деньги будут приходить и куда их необходимо исполь­зовать.

На уровне предприятия все мероприятия должны быть увязаны между собой, прежде всего, по денежным затратам. Их описание производится при составлении бюджета.

Бюджет это описание плана производст­венно-хозяйственной деятельности в стоимост­ной форме.

Бюджет — это роспись доходов и расходов в денежной форме. В наиболее полном виде бюджет представлен в финансовом плане предприятия, который включает:

прогноз объемов продаж по периодам (как денежное выражение результатов);

сметы затрат по отдельным аспектам деятельности предприятия;

прогнозные отчеты (сметы) прибыли и убытков (как динамическая характеристика финансов);

прогнозные балансы (как характеристика финансо­вого состояния фирмы — финансовая «фотография» на определенную дату);

план движения денежной наличности.

В тех случаях, когда разрабатывается план ново­введения или инновации, финансовый план дополня­ется графиком выхода в точку безубыточности.

Конкретизируем цели и задачи этих документов.

Баланс. Балансировать — значит сохранять равно­весие Поэтому баланс предприятия — сводная таблица, в которой в денежной форме описыва­ется имущество фирмы и источники его возник­новения. Исходя из смысла «баланса», стоимость иму­щества фирмы и размер источников его возникновения должны совпадать. Имущество предприятия, в которое вложен его капитал, в стоимостной денежной форме называ­ется активами баланса.

В соответствии с законом «О бухгалтерском учете» активы подразделяются на следующие группы:

основной капитал: нематериальные активы; ма­териальные активы; финансовые активы;

оборотный капитал: товарные запасы; дебитор­ская задолженность; ценные бумаги и прочие крат­косрочные финансовые вложения; денежные сред­ства.

Под нематериалъныжи активами понимают­ся инвестиции в неосязаемые активы, которые спо­собны приносить прибыль в течение ряда лет. На­пример, это могут быть права пользования отдельными ресурсами (природными, земельными, аренда помещений, оборудования и пр.); патенты; ноу-хау; права на промышленные образцы и модели; товарный знак; права на использование компьютер­ных программных продуктов; деловая репутация, а также на так называемые «goodwill». Расходы на «goodwill» возникают в качестве нематериальных ак­тивов при покупке определенной фирмы (или ее час­ти), если сумма покупки превышает цену, зафиксиро­ванную в бухгалтерских книгах данной фирмы. «Goodwill» является отражением того, что покупке са­мого предприятия — собственно осязаемых активов — сопутствует также ряд благоприятных обстоятельств: удобное местоположение предприятия, сформиро­ванный штат персонала, разработанный технологи­ческий цикл и т.д.

Нематериальные активы аналогично материаль­ным активам переносят свою стоимость частями в те­чение всего срока их службы. Если продолжительность использования объекта нематериальных активов опре­делить не представляется возможным, срок службы бе­рется равным десяти годам, но не более срока функ­ционирования предприятия.

Финансовые активы — долгосрочные вложения предприятия в ценные бумаги (например, акции) дру­гих предприятий и государства. Например, вложения предприятия в уставные (складочные) капиталы дру­гих организаций. К финансовым вложениям относятся также предоставленные другим организациям займы.

Под пассивами понимаются источники воз­никновения имущества предприятия.

В соответствии с законом «О бухгалтерском, учете» пассивы делятся на следующие группы: собственный капитал; страховые резервы; кредиторская за­долженность, которая включает в себя долго­срочные краткосрочные обязательства.

Собственный капитал — вклад в фирму ее вла­дельца (владельцев), уставный фонд, а также соответ­ствующую долю прибыли (или убытков), остающуюся в распоряжении фирмы и не распределенную на диви­денды. Собственный капитал фирмы поступает в рас­поряжение владельца (владельцев) на тех условиях, которые продиктованы юридической формой существо­вания данного предприятия.

Страховые резервы имеют много общего с кредиторской задолженностью. Кредиторская задолженность

характеризуется тем, что кредитор, сумма и срок уплаты известны. В случае страховых резервов, наоборот, неизвестны ни кредитор, ни сумма, ни срок выплаты. В качестве примера приведем покрытие из страховых резервов издержек по гарантийным обязательствам, компенсациям и рекламациям.

Долгосрочным обязательством называют такое обязательство, срок выплаты по которому наступает позже, чем через год. В качестве примера долгосрочно го обязательства можно привести банковские ссуды или ипотечную задолженность, т.е. ссуду, выдаваемую под залог недвижимости.

Краткосрочным обязательством называют такое обязательство, срок уплаты по которому наступает в течение одного года. В качестве примером краткосрочных обязательств можно привести товарных и вексельных кредиторов, задолженность по на логу на добавленную стоимость (НДС), налогу на при быль, краткосрочные кредиты в финансовых учреждениях.

Баланс дает статическую картину финансового состояния предприятия. Это как бы «фотография» финансового состояния и, как по фотографии можно судить о человеке или объекте, по балансу можно многое сказать о предприятии.

Счет прибыли и убытков. Если баланс — это финансовая «фотография», то с помощью счета прибыли и убытков, представляется возможным проследить динамику производственно-хозяйственной деятельности иопределить по периодам абсолютный показатель эф­фективности — прибыль или убыток. В соответствии с определением эффективности как соотношения резуль­татов и затрат, счет прибыли и убытков представляет собой таблицу, в которой из выручки от реализации по­следовательно вычитаются затраты, которые имеют от­ношение к выручке. Состав затрат, который вычитает­ся из выручки определяется законодательством (см. тему 14).

План движения денежной наличности — это до­кумент, который отражает денежные потоки. Он представляет собой таблицу, имеющую два основных реквизита «приход» и «расход». В каждый плановый период (в зависимости от вида бизнеса это может быть день, неделя, декада и т.п.) указывается источ­ник, дата и размер денежных поступлений — «при­ход», и цель, дата и размер предполагаемых расходов — «расход». Это позволяет оптимальным образом рас­пределять потоки свободных денежных средств, на­ходить их источники, оптимизировать время опера­ций с деньгами.

График выхода в точку безубыточности. Любой инвестор знает, что между моментом осуществления капитальных вложений и получением прибыли от них существует промежуток времени. Поэтому в плановой работе необходимо определить с какого момента вре­мени капитальные вложения в активы начнут прино­сить прибыль. Ответ на этот вопрос дает график выхода в точку безубыточности.

Точка безубыточности — это такой объем про­изводства, при котором выручка равна затратам.

Таким образом, в этой точке уже нет убытков, но и прибыли еще нет. Поэтому в экономической литературе существуют разные названия этой точки — точка ми­нимального или критического объема продаж, точка минимальной рентабельности и др.

Ликвидность — способность предприятия ли­квидировать свои краткосрочные долги, причем независимо от источника возникновения денеж­ных средств.

Исследование пассива баланса и плана движения свободных денежных средств позволяет определить ко­эффициент ликвидности.

Если ликвидность характеризует способность отдать долги, то платежеспособность — это способность предприятия ликвидировать долги собственными средствами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.