Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административно-правовой статус гражданина




Административно-правовой статус гос. и негос предприятий и учреждений

Среди субъектов административного права отдельно в качестве юридических лиц рассматривают различные организации, которые являются коллективными субъектами административного права.

Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус организации, содержатся в ГК, федеральных законах «Об акционерных обществах», «О производственных кооперативах», «О некоммерческих организациях», «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об общественных объединениях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О свободе совести и о религиозных объединениях» и в иных нормативных правовых актах (положениях, уставах и т.п.).

Правосубъектность предприятия - это его способность быть субъектом права и участником административно-правовых отношений. Для этого предприятие должно обладать тремя элементами правосубъектности: правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью, которые в совокупности входят в административно-правовой статус предприятия.

Предприятие — это хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Основу этой деятельности составляет его имущество. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Законодательство о предприятиях в равной степени распространяется на предприятия всех форм собственности. Это выражение юридического равенства всех форм собственности. Однако для государственных предприятий законодательство предусматривает особые правила. Например, только они могут осуществлять производство любых видов оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ и других предметов так называемой разрешительной системы.

Административно-правовой статус предприятия (учреждения) - комплекс прав и обязанностей, которые предприятие (учреждение) приобретает и реализует в процессе совершения следующих действий:

 создание предприятия (учреждения) по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива предприятия;

 государственная регистрация, осуществляемая по месту нахождения предприятия (учреждения) местным органом государственной власти;

 получение разрешения на занятие определенными видами деятельности, выдаваемого в административном порядке местным органом государственной власти;

 формирование органа управления делами;

 определение круга вопросов и полномочий вышестоящих государственных органов в отношении предприятия (учреждения);

 ведение и представление бухгалтерской и статистической отчетности.

В число гарантий прав предприятия входят некоторые меры административно-правового характера:

 недопущение отказа в регистрации предприятия (учреждения) по мотивам нецелесообразности;

 запрет на вмешательство органов государства в деятельность предприятия (учреждения), за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

 защита имущества предприятия от незаконного изъятия;

 недопущение монопольного положения на рынке отдельных предприятий и недобросовестной конкуренции.

Административная правосубъектность государственных и негосударственных предприятий различна. Государственные предприятия — это собственность государства. Поэтому к ведению государственных органов относится: создание государственных предприятий; определение целей их деятельности, а также их размещение; утверждение устава; управление предприятиями; назначение на должность и освобождение от должности их руководителей; доведение до них в установленных случаях государственных заказов на продукцию; реорганизация и ликвидация государственных предприятий.

Влияние со стороны государства на негосударственные предприятия ограничено. Управление осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями. Роль государства по отношению к этим предприятиям заключается в установлении административно-правового режима, общего для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм, и в контроле за соблюдением ими установленного режима. Законодательство содержит лишь самые общие указания на этот счет.

Учреждение в отличие от предприятия выполняет только социально-культурные или административно-политические функции. Учреждения создают социальные ценности в основном непроизводственного характера (например, учреждения образования, здравоохранения).

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных, административно-политических или иных функций некоммерческого характера и финансируемая собственником полностью или частично. Социально-культурные функции выполняют учреждения образования, науки, культуры, здравоохранения и др. Различия между предприятиями и учреждениями состоят в содержании их основной деятельности.

К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся, например, аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры.

Правовое положение учреждений определено рядом правовых актов, регулирующих отношения в отдельных отраслях и сферах управления, например, в федеральных законах «Об образовании», «О науке и государственной научно-технической политике», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» и др.

Государственные учреждения, как и государственные предприятия, наделены достаточной самостоятельностью; их оперативная деятельность координируется и контролируется соответствующими органами исполнительной власти.

Что касается муниципальных предприятий и учреждений, то ряд вопросов их правового положения, взаимоотношений с органами исполнительной власти разных уровней определен Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г., Указом Президента «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» от 15 октября 1999 г. и некоторыми другими правовыми актами.

Органы местного самоуправления вправе создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной и иной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Они определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

 

 

ФЗ от 31.05.2002 «О гражданстве РФ»;

ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иност. граждан в РФ»;

ФЗ от 15.08.1996 «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»;

ФЗ от 19.02.1993 «О вынужденных переселенцах»;

ФЗ от 19.02.1993 «О беженцах»;

Административно-правовой статус гражданина (АПС) – это совокупность его прав, свобод и обязанностей, регулируемых нормами административного права и реализуемых в административно-правовых отношениях.

Содержание административной правосубъектности определяет АдПС гражданина.

Административная правосубъектность включает:

1) административную правоспособность (гражданин, чтобы стать участником АдПО, должен обладать реальной возможностью иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности, установленные АдПН) (возникает у граждан с момента рождения и прекращается со смертью; не может быть отчуждена или передана другому лицу; может частично или временно ограничиваться в случаях, предусмотренных законодательством (временное лишение гражданина права управления транспортным средством за нарушение ПДД);

2) административную дееспособность (способность гражданина своими действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере государственного управления) (частично наступает с 14 лет (получение паспорта), 16 лет (возможность привлечение к административной ответственности), с 18 лет – полная).

Виды административно-правовых статусов граждан:

1. общий АПС граждан – общее статусное положение гражданина в сфере государственного управления, которое закрепляется основополагающими НПА;

2. родовой (специальный) АПС – отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан в сфере государственного управления (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи, военнослужащие и т.д.);

3. индивидуальный АПС – конкретизирует (фиксирует) правовое положение индивидуального физического лица в сфере гос. управления с учетом пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и других особенностей.

АПС гражданина включает в себя 4 элемента:

1. правовой статус личности – (закреплен в ст.2 КРФ Человек, его права и свободы – высшая ценность. Признание, соблюдение и защита – обязанность государства (право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность жилища, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, на свободное передвижение) (обязанности, установленные КРФ – платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду) (в исключительных случаях КРФ допускает возможность ограничения ФЗ прав личности – эти нормы носят административно-правовой характер (право на неприкосновенность жилища может быть ограничено сотрудниками милиции на основании Закона РФ «О милиции» при наличии соответствующих оснований, предусмотренных АдПН);

2. статус гражданина РФ – (вытекает из факта гражданства) (как субъект АдП каждый гражданин РФ имеет свой гражданский правовой статус) гражданин РФ приобретает дополнительные к статусу личности права и обязанности, вытекающие из факта гражданства:

а) нормы АдПН, определяющие АдПС гражданина, устанавливают его права и обязанности в государственной и общественной деятельности (нормы об участии в управлении делами государства, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, обязанность нести воинскую службу);

б) нормы, определяющие АдПС гражданина в хозяйственно-трудовой деятельности (право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, на свободный труд, право частной собственности);

в) нормы, определяющие АдПС гражданина в личной и семейной сфере, не затрагивающей интересы общества (право на литературное, художественное, научное, техническое творчество, на изменение фамилии);

3. социальный элемент АПС- (необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой деятельностью) (правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера);

4. особый статус – (включает права и обязанности, приобретаемые гражданами по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих потребностей) (любители-охотники, любители-водители, спортсмены-непрофессионалы, туристы, коллекционеры).

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ (кроме случаев, установленных ФЗ и международным договором РФ).

Все иностранные граждане во время пребывания в РФ вступают в АдПО с органами исполнительной власти в различных сферах.

Государство определяет права и обязанности иностранных граждан, обеспечивает реализацию и защиту их правового статуса с помощью гарантий (юридические гарантии содержат меры по защите принадлежащих иностранному гражданину личных, имущественных, семейных и иных прав). Органы исполнительной власти осуществляют меры надзора и контроля за правомерным поведением иностранных граждан (выявление правонарушений, предупреждение, пресечение противоправных действий).

Особенности АдПС иностранных граждан (ряд ограничений их прав и обязанностей, предусмотренных законодательством):

1) не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, участвовать в референдуме РФ, референдумах субъектов РФ (постоянно проживающие в РФ иностранные граждане в случаях, предусмотренных ФЗ, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в местном референдуме);

2) временно проживающие в РФ не вправе по собственному желанию изменять место проживания в пределах субъекта РФ (на территории которого ему разрешено временное проживание) или избирать место проживания вне пределов субъекта РФ;

3) не имеют права находиться на государственной или муниципальной службе, быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ, заниматься деятельностью, допуск иностранных граждан к которой ограничен ФЗ (могут приниматься на военную службу по контракту на должности рядового и сержантского состава);

4) за нарушение законодательства (иммиграционных правил) только к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются меры административного принуждения – депортация (мера пресечения – применяется органами внутренних дел и миграционной службы), административное выдворение за пределы РФ (мера административного наказания – назначается судом). Данные меры осуществляются в контролируемом добровольном или принудительном порядке;

5) законодательством предусмотрена ответственность иностранных граждан за нарушение предоставленных им прав и обязанностей (иностранные граждане подлежат ответственности на тех же основаниях, что и российские граждане, за исключением лиц, пользующихся привилегиями и иммунитетом (в этом случае вопрос решается дипломатическим путем));

ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и КоАП относят к нарушениям правил пребывания и транзитного проезда через нашу территорию (нарушение режима государственной границы; нарушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы; проживание без документов на право жительства; уклонение от выезда по истечении срока пребывания; несоблюдение порядка регистрации или передвижения и выбора места жительства; нарушение правил транзитного проезда через территорию страны) – меры административного наказания (предупреждение, штраф) (назначаются органами внутренних дел и миграционной службы.

Уклоняющиеся от выезда иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административному задержанию и выдворению в принудительном порядке (задержание допускается на срок не более 48 часов, более длительный срок – только по решению суда).

Иностранным гражданам и лицам без гражданства в РФ на основании КРФ (ст.63) предоставляется политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

К оглавлению




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.