КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методология педагогики, её уровни и функции
Методология педагогики и методы педагогических исследований Понятие "методология" педагогической науки. Термин "методология в научной лексике используется в нескольких смыслах: 1) методология - это учение о научном методе познания; 2) методология - это совокупность методов, применяемых в какой-нибудь науке; 3) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Существует 2 уровня методологии: I уровень практической деятельности; II уровень науки. I уровень: методология - как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. II уровень: методология как учение о принципах построения, формах и методах научного познания. В науке признано существование иерархии методологий и выделяются: -общенаучная методология (материалистическая диалектика, теория познания, логика); -частно-научная (методология педагогики или др. науки); -предметно-тематическая (методология дидактики, методология (отбора) содержания образования; методология повышения квалификации учителей математики и... т.д.) В педагогике наиболее адекватным уровню ее теоретического развития является следующее определение методологии: Методология - учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности. В этом определении соединены две группы инструментария - комплекс средств для познания педагогической реальности и технологии преобразования педагогической действительности. Функции методологии педагогической науки: 1} гносеологическая (познавательная) функция - реализация этой функции обеспечивает описание (что есть?), объяснение (почему так устроено?), предсказание (что будет?) изучаемых педагогических явлений, предметов; 2} праксеологическая (преобразовательная) функция - обеспечивает целеполагание и конструктивное описание путей, способов, технологий достижения поставленных образовательных целей и внедрение результатов в педагогическую практику. Реализация праксеологической функции делает педагогическую науку прикладной и выявляет её практическую значимость; 3} аксиологическая (оценочная) функция или функция критики развития педагогической науки - реализация этой функции способствует разработке системы оценок, критериев эффективности педагогических моделей, преобразований, инноваций и т.д.; 4) рефлексивная функция - направлена на анализ и осмысление результатов развития педагогической науки, совершенствования системы методов педагогических исследований; т.е. рефлексивная функция педагогики направлена на изучение самой себя - педагогической науки; 5) функция нормативного предписания - показывает "что должно быть и как"; 6) эвристическая (творческая) функция - заключается в постановке теоретико-практических задач и поиске их решений, в ходе которого реализуются функции педагогики как науки. Существует взаимосвязь двух уровней методологии педагогики - методологии практики и методологии науки, а именно: 1. В педагогике осуществляется процесс интеграции методологии науки и методологии практики; это означает, что методология педагогической науки определяет для практиков-педагогов условия, пути, способы решения педагогических задач, а методология практики обеспечивает ученых-педагогов информацией о целесообразности методологических инструментариев и технологий преобразования педагогической реальности. 2. Взаимообусловленность методологий практики и науки способствует теоретико-прикладному обеспечению разрешения научно-практических проблем; т.е. разработке методологического аппарата любого педагогического исследования как теоретических, так и практических проблем образования. Например, проведение диссертационных исследований, как в области педагогики, так и в др. научных областях невозможно без обоснования актуальности темы исследования, без постановки проблемы, целей, задач, без определения объекта и предмета, рабочей гипотезы, методов исследования, без разработки эксперимента - а всё это и составляет методологический аппарат исследования. Взаимосвязь методологий практики и науки обеспечивает разработку целей, содержания, технологий инновационной педагогической деятельности, системы критериев эффективности инноваций и внедрение инноваций в педагогическую практику. Разработан классификатор педагогических преобразований и инноваций: Алгоритмы. Аналитические данные Детерминизм педагогических явлений Закономерности Идеи Изобретения в педагогике. Инновации Квалиметрические данные Комплексы педагогические Концепции Критерии оценки Методологические разработки Методы исследования и преобразования педагогических структур Модели педагогические Нормативы педагогические Открытия в педагогике Ошибки педагогические Парадигма Показатели состояния педагогических систем, процессов, результатов Понятия Правила. Приемы. Принципы. Проблемы Прогнозы. Противопоказания. Рекомендации Системы. Стандарты. Средства. Статистика в педагогике Тезаурусы. Теоретические положения Тенденции Технологии Условия функционирования и развития педагогических явлений Формы деятельности Эффективность преобразований, инноваций
Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |