КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологические особенности детей и подростков
Психологические особенности дошкольного возраста (3 – 6 лет)* ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ИГРА, освоение норм поведения и деятельности людей. – 3–4 года – самоутверждение; возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость, «обзывание взрослых» («Я сам», «Я сам знаю», нарциссизм – восхваляет себя). игры в одиночку (предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры); – 5–6 лет – гармонизация отношений со взрослыми, развитие отношений с детьми, совместные игры с детьми (сюжетно-ролевые игры с правилами игры-соревнования), формирование отношений лидерства и подчинения среди детей; – развитие практического мышления, в частности посредством более сложных конструкторских игр; – развитие способностей рисования, музыкальных способностей и умений понимать музыку, петь, танцевать, формирование творческого склада мышления; – эгоцентризм мышления; – развитие восприятия (усвоение перцептивных действий и эталонов), внимания, памяти (от непроизвольных к произвольным формам), развитие воли; – развитие любознательности (в 4–5 лет – «почемучки»); – развитие воображения (от репродуктивных форм к творчески продуктивному воображению, которое выполняет познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную функции (защита от тяжелых переживаний через воображаемую ситуацию); – развитие диалогической речи с другими людьми (к 6 годам объем слов достигает 14 тысяч, полное овладение грамматическими нормами языка) и эгоцентрической речи (речи для самого себя, которая сопровождает деятельность ребенка, помогает ему планировать действия в 4–5 лет), затем перерастание во внутреннюю речь; – развитие понятий (в 3–5 лет слова – как «штампы», заменяющие предметы или действия, к 6–7 годам слова обозначают существенные признаки предметов – конкретные понятия); – развитие мышления на дооперациональном уровне (Пиаже), постепенный переход к операциональному уровню; – интерес к половым проблемам, рождению детей: а) фаллическая стадия психосексуального развития (в 3–4 года); б) формирование и преодоление Эдипова комплекса (в 5–6 лет), формирование внутренней совести, цензора, моральных суждений; – формирование инициативности, целеустремленности, активности, предприимчивости, самостоятельности либо в случае негативного хода развития – формирование пассивности, чувства вины, склонности к подражанию образцам; – формирование готовности к школе; – возникновение первого целостного детского мировоззрения, направленного на попытку осмыслить закономерные отношения (Пиаже показал, что у ребенка складывается артификалистическое мировоззрение, означающее, что все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы, является результат деятельности людей («луну сделали космонавты»)); – возникновение первичных морально-этических понятий (что такое хорошо и что такое плохо); – возникновение соподчинения мотивов (можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными, появление чувства долга по отношению к другим людям); – возникновение произвольного поведения (появляется стремление управлять собой и своими поступками); – возникновение личного сознания (начало самооценки, начинает понимать, что не все может, осознает свое место в системе отношений со взрослыми, оценивает свои личные качества – хороший, злой, добрый и т.п.). – формирование готовности к школе, которая проявляется не в формальном овладении навыками счета, письма, чтения, а в готовности к школе как результат общего психического развития ребенка, как комплексный показатель психической зрелости, умственного, эмоционального и социального развития ребенка, а именно: - произвольность поведения – умение контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам; - учебная мотивация (желание учиться, а не играть, желание идти в школу); - эмоциональная устойчивость; - показатели сформированности интеллектуальной сферы – концентрация внимания, понимание на слух, словарный запас, развитие речи и наглядно-образного мышления, наличие фонематического слуха, способностей к обобщению, рациональный подход к действительности, логическое запоминание, зрительно-двигательная координация (способность к управлению движениями руки и пальцев); – умение использовать в деятельности знаково-символические средства; замещение (употребление заместителей, которые выполняют ту же функцию, что и замещаемый предмет); кодирование, схематизация и моделирование; - личностная и социальная сферы характеризуются способностью к сотрудничеству со сверстниками, сформированностью отношений к взрослому как к учителю, уровень самосознания, позволяющий проявлять критичность к своим знаниям и действиям, умение учитывать позицию другого человека, ориентироваться на социальные нормы. (Для психодиагностики уровня готовности ребенка к школе могут применяться тесты Йерасека, А. Венгера, Г. Витцлака, компьютерный пакет «готовность к школе» Улановской Н.И. и др. методики). Психологические особенности младшего школьного возраста (6–11 лет) ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – УЧЕБА: – перестройка познавательных процессов, направленная на формирование произвольности, продуктивности и устойчивости мыслительных процессов, развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего, механической памяти), мышления (переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому мышлению на уровне конкретных понятий), что составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте; – развитие саморегуляции, произвольности поведения, воли (ребенок научается делать то, что надо, а не то, что хотелось бы, в определенной степени управлять своим поведением); – развитие рефлексии (умение ребенка осознавать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность и оценивать ее результаты); – формирование внутреннего плана действий (ребенок уже может выполнять действия про себя – умственные действия); – развитие саморегуляции поведения, воли; – усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний и опыта; – овладение навыками самообслуживания и домашнего труда; – расширение сферы общения, появление новых авторитетов, формирование отношений в учебном коллективе; – включенность в развивающие игры, которые занимают второе место после учебы; – формирование самооценки на основе оценивания учителями достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки; – формируются уверенность в себе, компетентность либо в случае затруднений в учебе, критичности учителей и родителей, появляются неуверенность в своих силах, чувство неполноценности, фрустрированность, потеря интереса к учению, школьные неврозы. Психологические особенности подросткового возраста (11-14 лет) ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – общение со сверстниками, социально-значимая деятельность, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к себе: - интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма; - неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоциями и настроениями; - самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений с взрослыми; - формирование самооценки, характера; - возможно возникновение акцентуаций характера и дезадаптивных форм поведения; - формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы; - отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам; - развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, оперированию абстрактными понятиями; - самоконтроль и планирование деятельности еще затруднительны; - склонность к риску, агрессивности как приемам самоутверждения; - появление сексуальных влечений и интересов; - формирование самосознания своего «Я», эгоистичности; - избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей; – возникновение «чувства взрослости» (второе психологическое рождение ребенка или страха потери «Я» (быть самим собой со своим неповторимым душевным миром или быть вместе с людьми, друзьями, быть, как они); – формирование социального сознания и самосознания, самоопределение (осознание себя в качестве члена общества, подготовка к выбору будущей профессии, своего места в жизни). Основные психологические особенности в период ранней юности (14 – 18 лет) ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – учебно-профессиональная: - формирование самосознания (представление о себе самом, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств; - соотношение себя с идеалом, развитие способностей к самовоспитанию, самообразованию; - возрастание волевой саморегуляции; - усиление концентрации внимания, увеличение объема памяти, логизация учебного материала, сформированность абстрактно-логического мышления; - развитие умений самостоятельно разбираться в сложных вопросах, принимать решения; - формирование собственного мировоззрения как целостной системы взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии; - увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, максимализм суждений; - стремление к самоутверждению своей независимости, оригинальности; - пренебрежение к опыту и советам старших; критиканство, проявление недоверия; - проявление рационализма, практицизма; - готовность к самоуправлению, новому осмыслению всего окружающего, жизненному определению человека; приобретение определенной степени психологической зрелости; - стремление к получению профессии – основной мотив познавательной деятельности; - отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам; - завершение полового созревания, формирование отношений к зарождающимся сексуальным желаниям; - появление первого чувства любви, дружбы; - существенная перестройка эмоциональной сферы; - недостаточное осознание последствий своих поступков. Основные психологические особенности в период поздней юности (18 – 25 лет) - зрелость в умственном, нравственном отношении; - убежденность, сложившееся мировоззрение; - чувство нового – смелость, решительность; - самостоятельность, прямолинейность; - критичность и самокритичность; самооценка противоречива, что вызывает внутреннюю неуверенность, сопровождающуюся резкостью и развязностью; - сохраняются максимализм, отрицательное отношение к мнению старших; - скептическое, критическое, ироническое отношение к преподавателям и режиму учебного заведения; - неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремления воздействовать окриком; - принятие ответственных решений (выбор и овладение профессией, выбор стиля и своего места в жизни); - выбор спутника жизни, готовность к созданию своей семьи, активность в сексуальной сфере. Сущность учебной деятельности как фактора развития личности ученика* Учение как вид деятельности осуществляется, если действия человека стимулируются и управляются собственной сознательной целью усвоить определенные знания и опыт. Учение – специфическая человеческая деятельность, которая возможна лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. При этом учение предъявляет требования к познавательным процессам личности (память, сообразительность, воображение, гибкость ума), волевым качествам (управление вниманием, регулирование чувств и т.д.), а также к общеучебным умениям, в том числе и аутодидактическим (т.е. учить самого себя). В учебной деятельности объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля. Основные характеристики учебной деятельности: 1) направленность на овладение учебным материалом и способами решения учебных задач; 2) в ходе учебной деятельности учащимися осваиваются общие способы действий и научные понятия; 3) процесс формирования общих способов действий предваряет решению задач; 4) учебная деятельность ведет к изменениям в психических свойствах и поведении обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий». Оригинальную концепцию учебной деятельности предложил В.В.Давыдов. В процессе учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться, возникшую на определенном этапе развития общества. В учебной деятельности, в отличие от деятельности исследовательской, человек начинает не с рассмотрения чувственно-конкретного разнообразия действительности, а с уже выделенной другими (исследователями) всеобщей внутренней основы этого многообразия. Таким образом, в учебной деятельности происходит восхождение от абстрактного к конкретному, от общего к частному. Главным результатом учебной деятельности учащегося является формирование у него теоретического сознания и мышления. Именно от сформированности теоретического мышления, приходящего на смену мышлению эмпирическому, зависит характер всех приобретаемых учеником в ходе дальнейшего обучения способов действий. По определению И.И.Ильясова, деятельность учения есть самоизменение, саморазвитие субъекта, превращение его из не владеющего определенными знаниями, умениями, навыками в овладевшего ими. Предметом учебной деятельности выступает исходный образ мира, который уточняется, обогащается или корректируется в ходе познавательных действий. Психологическим содержанием, предметом учебной деятельности является усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, в процессе чего развивается сам обучающийся. Средствами учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, являются: - интеллектуальные действия, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация и т.п.); - знаковые языковые средства, в форме которых усваивается знание. Способы учебной деятельности могут быть разнообразными: репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия (В.В.Давыдов). Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из: 1) мотивации, 2)учебных задач в определенных ситуациях в различной форме заданий, 3) учебных действий, 4) контроля, переходящего в самоконтроль, 5)оценки, переходящей в самооценку. Учебная задача выступает как определенное учебное задание, имеющее четкую цель, но для того, чтобы ее осуществить, надо учесть условия, в которых действие должно осуществиться. По А.Н.Леонтьеву, задача – это цель, данная в определенных условиях. По мере выполнения учебных задач происходит изменение самого ученика. Учебная деятельность может быть представлена как система учебных задач, которые даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия. Учебная задача выступает как сложная система информации о каком-то объекте, процессе, в которой четко определена лишь часть сведений, а остальные неизвестны, но требуется их найти, используя имеющиеся знания и алгоритмы решения в сочетании с самостоятельными догадками и поисками оптимальных способов решения. Е.И.Машбиц сформулировал основные требования к проектированию учебных задач: - учебные задачи должны обеспечить усвоение системы средств, необходимой и достаточной для успешного осуществления учебной деятельности; - учебная задача должна конструироваться так, чтобы соответствующие средства деятельности, усвоение которых предполагается в процессе решения задач, выступали как прямой продукт обучения. Учебная задача дается в определенной учебной ситуации. Учебная ситуация может быть конфликтной (межличностная конфликтная ситуация препятствует обучению) и сотруднической, а по содержанию – проблемной либо нейтральной. Проблемная ситуация задается ученику в форме вопроса: «Почему?», «Как?», «В чем причина, связь этих явлений?». Задача возникает как следствие проблемной ситуации в результате ее анализа, но если ученик не принял, не понял, не заинтересовался проблемной ситуацией, она не может перерасти в задачу. Решение задачи, выполнение учебной деятельности возможны только на основе осуществления учебных действий и операций. Учебная деятельность как целое включает в себя ряд специфических действий и операций разного уровня. К исполнительным учебным действиям первого уровня И.И.Ильясов относит: а)действия уяснения содержания учебного материала; б) действия обработки учебного материала. Кроме исполнительных действий по уяснению и обработке материала, осуществляются контрольные действия, характер и состав которых зависят от тех условий, что и состав исполнительных действий (источник и форма получения учебной информации). Наряду с мыслительными, в учебных действиях реализуются перцептивные и мнемические действия и операции, репродуктивные (исполнительские, шаблонные) и продуктивные, направленные на создание нового действия
Национальная система образования в Республике Беларусь. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании» государственная образовательная политика основывается на следующих принципах: - приоритетности образования; - обязательности общего базового образования; - осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; - доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; - преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; - национально-культурной основы образования; - приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования; - научности; - экологической направленности образования; - демократического характера управления образованием; - светского характера образования. Под образованием в Законе понимается процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики. Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования. Национальная система образования включает: - участников образовательного процесса; - образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы; - учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования; - государственные органы управления образованием, включающие Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов (республиканский, региональный, местный уровни управления). Основное образование в республике имеет следующие уровни: - дошкольное образование; - общее базовое образование; - общее среднее образование; - профессионально-техническое образование; - среднее специальное образование; - высшее образование; - послевузовское образование. Единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преемственностью уровней образования, согласованностью образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ, наличием учреждений образования, обеспечивающих возможность получения образования на нескольких уровнях. Специальное образование для учащихся, имеющих психо-физические особенности, может осуществляться на всех уровнях основного образования. Дополнительное образование направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетическом, нравственном и физическом развитии личности при получении основного образования, углублении профессиональной компетентности, а также на решение задач кадрового обеспечения всех сфер социально-экономической деятельности. Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает: - внешкольное воспитание и обучение; - повышение квалификации и переподготовку кадров. В системе образования функционируют учреждения образования, осуществляющие деятельность, направленную на получение гражданами основного и (или) дополнительного образования, а также организации, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного функционирования системы образования (библиотеки, музеи, научные и другие организации). К учреждениям образования относятся: - дошкольные учреждения; - учреждения, обеспечивающие получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития (учебные заведения – школы различных типов, лицеи, училища, колледжи, вузы); - учреждения внешкольного воспитания и обучения; - социально-педагогические учреждения; - специальные учебно-воспитательные учреждения; - научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением проблем обучения и воспитания, управлением образовательными системами и их проектированием; разработкой и внедрением инновационных педагогических технологий. На схеме 10 представлены действующая и перспективная структуры образования в республике, отражающие переход к 12-летнему общему среднему образованию при 10-летнем обязательном базовом образовании, а также многоуровневость, вариативность и непрерывность национальной системы образования. Действующая структура образования в Республике Беларусь
Возраст
Перспективная структура образования Республики Беларусь
Возраст
Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |