Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее понятие о дидактике, ее предмет, основные категории 2 страница




- конкретизация учебных целей;

- корректирующая обратная связь;

- обучающие процедуры;

- полное усвоение знаний и умений.

Другой тип научно-педагогического сознания – гуманистически- ориентированный – реализует в дидактике идеалы развития творческого потенциала личности в ходе обучения; ориентирует учащихся на самостоятельное освоение нового опыта с неочевидными результатами, развитие собственных познавательных, творческих и других способностей. Для гуманистически-ориентированного научно-педагогического сознания характерны следующие психолого-дидактические категории:

- процессуальная ориентация,

- учебное исследование,

- сбор данных,

- перенос знаний,

- решение проблем,

- выдвижение и проверка гипотез,

- эксперимент,

- рефлексивное, критическое, творческое мышление,

- аргументация,

- моделирование,

- развитие восприимчивости,

- ролевое разыгрывание,

- поиск личностных смыслов,

- принятие решений,

- соотнесение моделей и реальности.

Вышеуказанные типы педагогического сознания (технократический и гуманистический) определяют типы инновационных подходов к обучению.

I тип – инновации-модернизации, модернизирующие учебный процесс, направлены на достижение результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации. Этот подход называется технологическим подходом к обучению, и основными его характеристиками выступают следующие: сообщение учащимся знаний; формирование способов действий по образцу; преобладание репродуктивной деятельности учащихся; это – высокоэффективное репродуктивное обучение.

Сущность процесса обучения в рамках технологического подхода:

1) эффективная репродуктивная деятельность рассматривается как самостоятельная ценность, (невысокий познавательный уровень) учащихся;

2) обучение является личностно-нейтральным, т.е. личностно-нейтральный характер включения ученика и учителя в учебный процесс;

3) атмосфера в классе предполагает положительный эмоциональный фон, учитель находится в позиции преподавателя-оператора стандартизованных дидактических материалов и технических средств обучения;

4) жесткая фиксация учебных целей → предъявление образцов усвоения → проработка учащимися учебного материала → диагностический контроль → коррекционные процедуры → достижение эталонных финальных результатов.

II тип преобразований – инновации-трансформации, обеспечивающие личностно-ориентированный и исследовательский характер процесса обучения.

Сущность процесса обучения в рамках поискового подхода

1) развивающий характер обучения;

2) поисковая деятельность выступает как самостоятельная ценность (высокий познавательный уровень);

3) учитель находится в позиции партнера по учебному исследованию;

4) личностная включенность всех участников в познавательно-поисковую деятельность;

5) постановка проблемы → выдвижение гипотез → их проверка — познавательная рефлексия над результатами и процессом познания.

Приведем сравнительный анализ традиционной и современной (личностно-ориентированной) дидактических систем.

  1. Виды учебной деятельности ученика и педагога в условиях традиционного и инновационного типов обучения.

Сравнительная характеристика деятельности учителя в традиционной и современной (личностно-ориентированной) системах обучения*

№ п/п Критерии педагогической деятельности Характеристика педагогической деятельности
Традиционная система обучения Современная личностно-ориентированная система обучения
       
1. Ценности педагогической деятельности Достижение проектных целей Реализация ценностей постепенного и целенаправленного перехода от обучения и воспитания к формированию способностей к самообучению и самовоспитанию
2. Цели педагогической деятельности Достижение проектных целей Совмещение целей социального заказа и личностных целей обучаемых
3. Характер педагогического воздействия Проектное содержание, транслируется педагогом, независимо от индивидуальных особенностей ученика. Проектно-технологическое управление учебной деятельностью Воздействие на ученика строится на основе его самоопределения на самоизменение и саморазвитие, диагностики учебной деятельности и личностных качеств. Ситуационное управление учебной деятельностью
4. Учет индивидуальных особенностей Не учитываются, проектной цели должен достичь каждый ученик Постоянный учет индивидуальных особенностей на основе диагностики
5. Учет ситуации Практически не учитывается, если учитывается, то стихийно Постоянная рефлексия ситуации
6. Учет позиции ребенка в учебном процессе Ученик – объект педагогического воздействия Ученик – субъект кооперативной деятельности
7. Позиция учителя в учебном процессе Учитель – субъект педагогического процесса, транслирующий научные знания, организующий проектно-технологическое управление Учитель – диагностик самоизменения учащегося, управляющий ситуацией развития способностей ученика
8. Характеристика результата педагогического процесса Определенный уровень ЗУНов, заданные качества личности. (Определенный уровень освоения знаний как элемента культуры, видов деятельности, запечатленных в культуре.) Изменение способностей ученика. (Подготовка к еще не существующим видам деятельности)
9. Соотношение рефлексивного компонента и научного знания в содержании образования Рефлексивная компонента присутствует лишь в самом научном знании, не выступает как самостоятельная Рефлексивная деятельность выступает как самостоятельный объект усвоения и является основой прогностического, мышления. Организованно соотносятся научное знание и культура мышления в ходе организации знаний
  1. Понятие содержания образования, его сущность. Концепция образования по И.Я. Лернеру, В.В. Краевскому, М.Н. Скаткину.

Понятие содержания образования, его сущность. Концепция содержания образования по И.Я.Лернеру, В.В.Краевскому, М.Н.Скаткину.

Обучение – это социально обусловленный процесс, вызванный объективным требованием воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Отсюда следует социальная функция обучения, которая заключается в формировании личности, соответствующей социальному заказу. Как известно, «источником» и средством воспитания личности служит мировая культура, отражающая накопленный человечеством культурно-исторический опыт. Каково содержание человеческой культуры и опыта, которые способствуют становлению и развитию личности, а следовательно, определяют содержание образования? Какие факторы и требования влияют на содержание обучения и определяют его?

Требования к содержанию образования:

 соответствие содержания образования социальному заказу, образовательным стандартам,

 соответствие задачам эффективного развития личности обучающегося и формирования у него готовности к самостоятельной жизни и труду в мире «изменений»,

 обеспечение высокой научно-практической значимости учебного материала,

 учет состояния школьной практики и реальных возможностей конкретной школы,

Факторы, влияющие на содержание образования:

 развитие социальной и производственной сфер общества, культуры, науки и техники,

 политика государства в области образования,

 учет особенностей развития рынка труда и требования работодателей,

 методологическая позиция ученых-педагогов.

В российской дидактике существуют несколько подходов к определению структурных компонентов содержания образования. Широкое признание получила концепция И.Я.Лернера, В.В.Краевского, М.Н.Скаткина, где в основу содержания образования положено понятие «опыт». При этом основными элементами содержания обучения выступают:

 знания (о природе, обществе, человеке);

 опыт деятельности по известным способам или образцам (установленные и выведенные в опыте способы деятельности);

 опыт творческой деятельности;

 опыт эмоционально-ценностных отношений (отношения учащихся к изучаемым объектам и реальной действительности, другим людям, самому себе, деятельности).

Другой подход на определении компонентов содержания обучения основан на понимании содержания образования как отражения знаний и опыта в таких сферах самоопределения личности, как:

 человек,

 общество,

 природа,

 ноосфера.

Исходя из всего вышесказанного можно заключить, что процесс обучения в своей сущности есть целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими культуру и опыт человечества.

Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения; это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

Можно выделить следующие части общественного опыта: опыт физического развития человека, опыт эстетического отношения к жизни, опыт трудовой и профессиональной деятельности, опыт познавательной и научной деятельности, опыт нравственных отношений. Соответственно выделяются основные направления содержания образования и воспитания: физическое воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание.

Составные части каждого направления образования и воспитания: знания, навыки, умения, отношения, творческая деятельность.

Знания в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание выражено в понятиях, категориях, закономерностях, законах, фактах, идеях, символах, гипотезах, теориях, концепциях.

Умения – это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Умения включают в себя знания и навыки.

Навыки состоят из простых приемов деятельности и совмещенных приемов, приемов контроля и приемов регулирования. Навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

Под способностями принято понимать такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые выступают, с одной стороны, как результат ее активной учебно-познавательной и поисковой деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень легкости, быстроты и успешности овладения и выполнения этой деятельности.

Отношения включают в себя оценочные суждения и эмоциональные отношения к различным сторонам жизни и деятельности.

Творческая деятельность обеспечивает рождение новых знаний, навыков, умений и отношений.

 

  1. Теории образования. Основные направления обновления содержания школьного образования.

Теории образования.

На содержание школьного образования оказывают влияние методологические позиции ученых-педагогов. Рассмотрим основные теории образования, которые влияли в прошлом на содержание школьного образования: теорию материального и формального образования.

Сторонники первого направления (Спенсер и др.) разделяют точку зрения Я.А.Коменского, согласно которой главная цель обучения – в передаче учащимся как можно больше знаний из различных областей. Выпускник должен стать энциклопедически образованным. В соответствии с этой теорией надо обучать преимущественно естественнонаучным знаниям, критерием отбора учебного материала должна быть степень его пригодности для жизни и непосредственной практической деятельности учащихся в будущем.

Теория формального образования (Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) ставила целью не столько освоение учениками фактическими знаниями, сколько развитие их ума, способностей к анализу, синтезу, логическому мышлению, а лучшим средством для этого считалось изучение греческого и латинского языков, математики.

Весьма аргументированно критиковал теории формального и материального образования К.Д.Ушинский. Он отмечал, что так называемое «формальное развитие», оторванное от усвоения знаний, есть пустая выдумка, надо не только развивать учащихся, но и вооружать их знаниями, которые были бы полезны в дальнейшей жизни и деятельности. В то же время нельзя сводить обучение лишь к утилитарной пригодности. Поскольку знания, связанные с жизнью, опосредованно не менее важны, чем прикладные знания. Например, древняя история не может быть непосредственно приложима к практической деятельности людей, но, тем не менее, необходима для обогащения кругозора, для формирования миропонимания и уяснения закономерностей исторического развития человечества.

Известный представитель прагматизма в педагогике Дж.Дьюи внедрял идею о необходимости положить в основу школьного образования организацию практической деятельности детей, вооружив их умениями и навыками в различных сферах жизни. Он утверждал: «Материал обучения нужно брать из опыта ребенка», «Ребенок должен определять как качество, так и количество обучения», «Заранее составленные учебные курсы не нужны». Его последователь У.Килпатрик в 20-е гг. ХХ в. разработал «проектную систему обучения», когда дети, исходя из своих интересов, проектировали вместе с учителем решение какой-либо практической задачи, например, сооружение игрушечного домика, включались в практическую деятельность и в ходе ее овладевали теми или иными сведениями по языку, математике и другим предметам. Нетрудно понять, что эта теория способствовала снижению уровня образования в массовой школе.

8.4. Документы, определяющие содержание образования.

Содержание образования определяется образовательными стандартами, учебными планами и программами, учебниками и учебными пособиями.

В соответствии с законом Республики Беларусь «Об образовании» в стране вводятся образовательные стандарты (начальной, средней, высшей школы). Стандарт образования является государственным нормативным документом, в обязательном порядке определяющим:

- минимум содержания основных образовательных программ,

- максимальный объем учебной нагрузки обучающихся,

- требования к уровню подготовки учеников.

Основными принципами введения государственных образовательных стандартов являются:

- сохранение единого образовательного пространства Республики Беларусь с учетом региональных особенностей развития;

- обеспечение и повышение качества образования, соответствующего международному уровню и социально-экономическим задачам, стоящим перед страной;

- защита прав обучающихся на бесплатное полноценное образование;

- гарантирование налогоплательщикам соответствующего учебно-технического обеспечения образовательного процесса;

- защита здоровья обучающихся от перегрузок.

Деление содержания образования на государственный, региональный и школьный компоненты закладывает нормативные основы большой вариативности содержания образования в школах разного типа.

Это означает, что каждая школа в каждом регионе будет определять тот или иной объем учебного времени на те или иные учебные предметы, глубину и характер их изучения, в зависимости от типа учебного заведения. Итак, на государственном уровне закладывается базовый стандарт образования по разным предметам, т.е. то обязательное, что необходимо изучить.

Содержание учебного материала, необходимого для изучения в конкретной школе, определяется учебными планами, учебными программами по предметам и фиксируется в учебных книгах, на электронных носителях (кассеты, компьютерные программы).

Учебный план – это сертификат учебного заведения, определяющий:

- продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;

- полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении;

- распределение предметов по годам обучения;

- количество часов по каждому предмету на все время обучения и на изучение предмета в каждом классе;

- количество часов в неделю на изучение каждого предмета;

- структуру и продолжительность практикумов и пр.

Учебный план опирается на достижения науки, учитывая медицинские и санитарно-гигиенические нормы организации образовательного процесса. Предметы, входящие в план, делятся на обязательные и факультативные. Чаще всего учебные планы обычных общеобразовательных школ являются типовыми и разрабатываются централизованно. Учебные заведения нового типа (гимназии, лицеи, колледжи и пр.) обычно создают свои собственные документы.

На основе учебных планов составляются учебные программы по предметам. Учебная программа содержит:

- пояснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к ЗУНам; рекомендуемых формах и методах обучения;

- тематическое содержание изучаемого материала;

- ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса;

- перечень основных мировоззренческих вопросов;

- указания по реализации межпредметных связей;

- перечень учебного оборудования и наглядных пособий;

- рекомендуемую литературу.

В связи с углублением процесса дифференциации образования разрабатываются различные (альтернативные) варианты учебных программ. В любом учебном заведении сегодня могут одновременно применяться несколько вариантов программ. Решение об этом принимают школьные советы.

Учащийся в любой школе может получить образование, соответствующее одному из трех уровней:

- базовый уровень – это образование, соответствующее минимальному стандарту общего среднего образования;

- повышенный уровень – это образование, превышающее минимальный стандарт среднего образования и соответствующее уровню требований, обеспечивающих поступление в вуз;

- промежуточный уровень – это образование повышенного уровня по предметам профилирующего направления и базового уровня по всем остальным.

Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе. К ней относятся: школьные учебники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, справочники, сборники задач и пр. От качества учебника зависит результат обучения, поэтому к ним предъявляется множество требований.

Учебники выполняют ряд дидактических функций:

- мотивационную, которая заключается в создании стимулов к изучению предмета;

- информационную, позволяющую учащимся расширить объем знаний;

- контрольно-коррекционную, которая предполагает возможность проверки и коррекции хода обучения.

Широко внедряются нетрадиционные учебные материалы (видео, компьютерные обучающие программы и учебники), которые обладают рядом преимуществ: образность и наглядность, эмоциональность, уровневость. Освоение такого учебного материала предполагает индивидуальный, самостоятельный характер учебной работы.

8.5. Основные направления обновления содержания школьного образования

1. Гуманизация образования предполагает создание в обществе правовых, материальных, психолого-педагогических условий, направленных на:

- признание в одинаковой мере высшей ценностью личность каждого участника образовательного процесса;

- защиту достоинств, прав и свобод личности в учебном процессе;

- бережное отношение к ребенку и научное изучение его личности.

2. Демократизация образования обеспечивает расширение прав, образовательного выбора учителей, учащихся и их родителей; активное их участие в управлении делами своих коллективов, школы в целом; развитие школьного самоуправления.

3. Повышение культуросообразности школьного образования предполагает:

- максимальное использование в обучении школьников культуры той среды, к которой принадлежит учебной заведение (культуры нации, страны, региона);

- учет динамики изменений изучаемых научных идей, теорий в контексте развития мировой культуры;

- принятие обучающимися общечеловеческих, культурных ценностей, правовых и нравственно-эстетических норм жизнедеятельности в социуме, развитие у учащихся плюралистического мировоззрения.

4. Широкая дифференциация содержания образования в зависимости от типа школ, профиля классов, учебного предмета, которая направлена на более полный учет интересов, возможностей и индивидуальных особенностей учащихся.

5. Стандартизация школьного образования, которая призвана обеспечить доступность, эффективность и качество образования.

 

  1. Сущность процесса обучения.

Сущность процесса обучения

7.1.1. Двусторонний характер процесса обучения.

Процесс обучения является разновидностью человеческой деятельности, которая носит двусторонний характер. Этот процесс обязательно предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемых (одного или группы) учащихся, протекающее в определенных условиях (материальных, организационно-педагогических, психологических, эстетических и др.).

Процесс обучения состоит из двух взаимосвязанных процессов – преподавания и учения.

Процесс обучения

/ \

Процесс преподавания Процесс учения

(деятельность преподавателя) (деятельность ученика

или группы учеников)

Обучение невозможно без одновременной активной деятельности преподавателя и обучаемых, без их активного дидактического взаимодействия. Как бы активно не стремился сообщить знания учитель, если при этом нет активной деятельности самих учеников по усвоению знаний, если учитель не создал мотивацию и не обеспечил организацию их учебно-познавательной деятельности, то процесс обучения фактически не протекает.

Научная теория процесса обучения включает в себя разработку таких приемов и способов организации учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащихся, которые обеспечивают эффективное усвоение ими знаний, выработку умений и навыков и формирование способов мышления и деятельности.

Система работы учителя может быть эффективной лишь тогда, когда она основывается на знании внутренних механизмов учения, на понимании того, как происходит в сознании учащихся отражение и преломление воспринимаемой в ходе учебного процесса информации. Таким образом, взаимодействие педагога и учащихся не может быть сведено к отношению «передатчик – приемник». Необходимы активность и взаимодействие всех участников учебного процесса. Французский физик Паскаль верно заметил, что «ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел – который надо зажечь». Следовательно, обучение можно охарактеризовать как целенаправленный процесс активного взаимодействия между педагогом и обучающимися, в результате которого у учащихся формируются знания, умения, навыки, способы мышления и деятельности на основе их собственной активности.

7.1. 2. Концепция активности в процессе обучения.

Познавательная активность – важнейшее условие осуществления процесса учения и характеристика познавательных действий учащихся. Без активности учащегося в его учении, по существу, процесс обучения не состоится.

С одной стороны, активизация учебно-познавательной деятельности учащихся (или активизация учения) – это система действий учителя, создающего стимулы, побуждающие учащихся активно включаться в работу по овладению учебным материалом.

С другой стороны, активизация учения – это мобилизация интеллектуальных, нравственных и волевых сил учащихся для решения учебно-познавательных и поисковых задач. При этом процесс обучения предполагает реализацию самостоятельности, дисциплины, организованности, ответственности, инициативы и др. личностных качеств учащихся.

Познавательная активность – это характеристика деятельности учащихся; активизация учебно-познавательной деятельности школьников – характеристика целенаправленной деятельности учителя в процессе обучения. Таким образом, концепция активности, характеризующая сущность процесса обучения, заключается в системе активных, познавательных действий учащихся, совершаемых ими в результате активно побуждающих действий учителя. Следовательно, обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности учащихся по овладению ими научными знаниями, умениями и навыками, развитию у них творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.

7.1.3. Движущие силы процесса обучения.

Диалектический материализм исходит из того, что источником развития являются единство и борьба противоположностей. Определим противоречия, определяющие развитие, а значит совершенствование учебного процесса.

1. Внешние противоречия, возникающие между постоянно возрастающими под влиянием научно-технического и социально-экономического прогресса требованиями общества к деятельности школы, к организации учебно-воспитательного процесса и уровнем современного состояния школьной практики. Анализ формирования социального заказа школе, мониторинг качества обучения и воспитания школьников позволяют осуществлять меры, направленные на повышение эффективности педагогического процесса в школе.

2. Основным противоречием, внутренне присущим учебному процессу, является противоречие между возникающими у учеников под влиянием учителя потребностями в усвоении учебного материала и реальными возможностями по удовлетворению этих потребностей, а именно: между логикой излагаемого материала и процессом усвоения его, между уровнем теоретических знаний и умением применять их на практике и т.д.

Анализ этих противоречий способствует оптимальному выбору технологий, методов, средств, форм обучения.

7.1. 4.Основные функции обучения.

Всестороннее гармоничное развитие личности предполагает единство ее образованности, воспитанности и общей развитости. Исходя из этого, процесс обучения призван осуществить три функции:

1) образовательную (обучающую),

2) воспитательную,

3) развивающую.

Выделение этих функций условно. Образовательный процесс предполагает формирование у учащихся не только знаний, умений и навыков, но и личностных качеств, способов мышления и деятельности, мировоззрения, нравственности.

Образовательная функция, прежде всего, предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных, общепредметных (или общеучебных) и межпредметных умений и навыков. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. Специальные умения и навыки – это специфические практические умения и навыки, характерные для определенного учебного предмета и отрасли науки. Кроме специальных умений и навыков в процессе образования учащиеся овладевают общеучебными умениями и навыками, которые имеют отношение ко всем предметам: умение работать с книгой, умение рациональной организации домашнего труда и др., а также общелогические умения: анализировать, обобщать, систематизировать, сопоставлять и др. Межпредметные умения и навыки характеризуют освоение учащимися конкретной учебной дисциплины с учетом ее взаимосвязей с другими предметами, применение междисциплинарных знаний на практике.

Воспитательная функция обучения способствует формированию у учащихся потребностно-мотивационной сферы, мировоззрения, нравственных, эстетических представлений, взглядов, убеждений, способов соответствующего поведения и деятельности в обществе, системы идеалов, отношений.

Между обучением и воспитанием существует не односторонняя связь от обучения к воспитанию. Процесс воспитания при правильной организации оказывает благотворное влияние на ход обучения, т.к. воспитание дисциплинированности, организованности, деловитости, самостоятельности, инициативности, социальной активности и др. качеств создает условия для более активного и успешного обучения.

Развивающая функция обучения. Обучение и воспитание развивают личность. Это очевидно. В таком случае, казалось бы, нет необходимости говорить еще и о развивающей функции обучения. Но педагогическая практика показывает, что обучение осуществляет развивающую функцию более эффективно, если имеет специальную направленность и включает учеников в такие виды деятельности, которые развивают у них сенсорные восприятия, интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную сферы личности. В связи с этим в дидактике используется специальный термин развивающее обучение. Сущность его заключается в том, чтобы в ходе обучения помимо формирования знаний и специальных умений необходимо обеспечивать и общее развитие личности. Надо особо отметить, что обучение всегда было развивающим, но круг развиваемых качеств в следствие недостаточной ориентированности на это содержания и методов обучения был несколько суженным.

В работах советских ученых, посвященных проблеме развивающего обучения (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л. В. Занков, В.В. Давыдов, М.А.Данилов, М.Н. Скаткин и др.), изучались психологические основы и разнообразные формы и способы развивающего обучения.. Наиболее известными положениями являются идеи Л. В. Занкова о том, что для интенсивного развития мышления в процессе обучения необходимо обеспечить преподавание на высоком уровне трудности; в обучении необходимо соблюдать темп в прохождении изучаемого материала; преобразующее значение в обучении имеет овладение теоретическими знаниями (принцип ведущей роли теоретических знаний); осознание учеником значимости процесса учения, целей и результатов обучения; одновременная работа над развитием всех учащихся – как более успешных в учении, так и отстающих.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.