КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общее понятие о дидактике, ее предмет, основные категории 2 страница
- конкретизация учебных целей; - корректирующая обратная связь; - обучающие процедуры; - полное усвоение знаний и умений. Другой тип научно-педагогического сознания – гуманистически- ориентированный – реализует в дидактике идеалы развития творческого потенциала личности в ходе обучения; ориентирует учащихся на самостоятельное освоение нового опыта с неочевидными результатами, развитие собственных познавательных, творческих и других способностей. Для гуманистически-ориентированного научно-педагогического сознания характерны следующие психолого-дидактические категории: - процессуальная ориентация, - учебное исследование, - сбор данных, - перенос знаний, - решение проблем, - выдвижение и проверка гипотез, - эксперимент, - рефлексивное, критическое, творческое мышление, - аргументация, - моделирование, - развитие восприимчивости, - ролевое разыгрывание, - поиск личностных смыслов, - принятие решений, - соотнесение моделей и реальности. Вышеуказанные типы педагогического сознания (технократический и гуманистический) определяют типы инновационных подходов к обучению. I тип – инновации-модернизации, модернизирующие учебный процесс, направлены на достижение результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации. Этот подход называется технологическим подходом к обучению, и основными его характеристиками выступают следующие: сообщение учащимся знаний; формирование способов действий по образцу; преобладание репродуктивной деятельности учащихся; это – высокоэффективное репродуктивное обучение. Сущность процесса обучения в рамках технологического подхода: 1) эффективная репродуктивная деятельность рассматривается как самостоятельная ценность, (невысокий познавательный уровень) учащихся; 2) обучение является личностно-нейтральным, т.е. личностно-нейтральный характер включения ученика и учителя в учебный процесс; 3) атмосфера в классе предполагает положительный эмоциональный фон, учитель находится в позиции преподавателя-оператора стандартизованных дидактических материалов и технических средств обучения; 4) жесткая фиксация учебных целей → предъявление образцов усвоения → проработка учащимися учебного материала → диагностический контроль → коррекционные процедуры → достижение эталонных финальных результатов. II тип преобразований – инновации-трансформации, обеспечивающие личностно-ориентированный и исследовательский характер процесса обучения. Сущность процесса обучения в рамках поискового подхода 1) развивающий характер обучения; 2) поисковая деятельность выступает как самостоятельная ценность (высокий познавательный уровень); 3) учитель находится в позиции партнера по учебному исследованию; 4) личностная включенность всех участников в познавательно-поисковую деятельность; 5) постановка проблемы → выдвижение гипотез → их проверка — познавательная рефлексия над результатами и процессом познания. Приведем сравнительный анализ традиционной и современной (личностно-ориентированной) дидактических систем.
Сравнительная характеристика деятельности учителя в традиционной и современной (личностно-ориентированной) системах обучения*
Понятие содержания образования, его сущность. Концепция содержания образования по И.Я.Лернеру, В.В.Краевскому, М.Н.Скаткину. Обучение – это социально обусловленный процесс, вызванный объективным требованием воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Отсюда следует социальная функция обучения, которая заключается в формировании личности, соответствующей социальному заказу. Как известно, «источником» и средством воспитания личности служит мировая культура, отражающая накопленный человечеством культурно-исторический опыт. Каково содержание человеческой культуры и опыта, которые способствуют становлению и развитию личности, а следовательно, определяют содержание образования? Какие факторы и требования влияют на содержание обучения и определяют его? Требования к содержанию образования: соответствие содержания образования социальному заказу, образовательным стандартам, соответствие задачам эффективного развития личности обучающегося и формирования у него готовности к самостоятельной жизни и труду в мире «изменений», обеспечение высокой научно-практической значимости учебного материала, учет состояния школьной практики и реальных возможностей конкретной школы, Факторы, влияющие на содержание образования: развитие социальной и производственной сфер общества, культуры, науки и техники, политика государства в области образования, учет особенностей развития рынка труда и требования работодателей, методологическая позиция ученых-педагогов. В российской дидактике существуют несколько подходов к определению структурных компонентов содержания образования. Широкое признание получила концепция И.Я.Лернера, В.В.Краевского, М.Н.Скаткина, где в основу содержания образования положено понятие «опыт». При этом основными элементами содержания обучения выступают: знания (о природе, обществе, человеке); опыт деятельности по известным способам или образцам (установленные и выведенные в опыте способы деятельности); опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностных отношений (отношения учащихся к изучаемым объектам и реальной действительности, другим людям, самому себе, деятельности). Другой подход на определении компонентов содержания обучения основан на понимании содержания образования как отражения знаний и опыта в таких сферах самоопределения личности, как: человек, общество, природа, ноосфера. Исходя из всего вышесказанного можно заключить, что процесс обучения в своей сущности есть целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими культуру и опыт человечества. Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения; это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему. Можно выделить следующие части общественного опыта: опыт физического развития человека, опыт эстетического отношения к жизни, опыт трудовой и профессиональной деятельности, опыт познавательной и научной деятельности, опыт нравственных отношений. Соответственно выделяются основные направления содержания образования и воспитания: физическое воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание. Составные части каждого направления образования и воспитания: знания, навыки, умения, отношения, творческая деятельность. Знания в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание выражено в понятиях, категориях, закономерностях, законах, фактах, идеях, символах, гипотезах, теориях, концепциях. Умения – это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Умения включают в себя знания и навыки. Навыки состоят из простых приемов деятельности и совмещенных приемов, приемов контроля и приемов регулирования. Навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства. Под способностями принято понимать такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые выступают, с одной стороны, как результат ее активной учебно-познавательной и поисковой деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень легкости, быстроты и успешности овладения и выполнения этой деятельности. Отношения включают в себя оценочные суждения и эмоциональные отношения к различным сторонам жизни и деятельности. Творческая деятельность обеспечивает рождение новых знаний, навыков, умений и отношений.
Теории образования. На содержание школьного образования оказывают влияние методологические позиции ученых-педагогов. Рассмотрим основные теории образования, которые влияли в прошлом на содержание школьного образования: теорию материального и формального образования. Сторонники первого направления (Спенсер и др.) разделяют точку зрения Я.А.Коменского, согласно которой главная цель обучения – в передаче учащимся как можно больше знаний из различных областей. Выпускник должен стать энциклопедически образованным. В соответствии с этой теорией надо обучать преимущественно естественнонаучным знаниям, критерием отбора учебного материала должна быть степень его пригодности для жизни и непосредственной практической деятельности учащихся в будущем. Теория формального образования (Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) ставила целью не столько освоение учениками фактическими знаниями, сколько развитие их ума, способностей к анализу, синтезу, логическому мышлению, а лучшим средством для этого считалось изучение греческого и латинского языков, математики. Весьма аргументированно критиковал теории формального и материального образования К.Д.Ушинский. Он отмечал, что так называемое «формальное развитие», оторванное от усвоения знаний, есть пустая выдумка, надо не только развивать учащихся, но и вооружать их знаниями, которые были бы полезны в дальнейшей жизни и деятельности. В то же время нельзя сводить обучение лишь к утилитарной пригодности. Поскольку знания, связанные с жизнью, опосредованно не менее важны, чем прикладные знания. Например, древняя история не может быть непосредственно приложима к практической деятельности людей, но, тем не менее, необходима для обогащения кругозора, для формирования миропонимания и уяснения закономерностей исторического развития человечества. Известный представитель прагматизма в педагогике Дж.Дьюи внедрял идею о необходимости положить в основу школьного образования организацию практической деятельности детей, вооружив их умениями и навыками в различных сферах жизни. Он утверждал: «Материал обучения нужно брать из опыта ребенка», «Ребенок должен определять как качество, так и количество обучения», «Заранее составленные учебные курсы не нужны». Его последователь У.Килпатрик в 20-е гг. ХХ в. разработал «проектную систему обучения», когда дети, исходя из своих интересов, проектировали вместе с учителем решение какой-либо практической задачи, например, сооружение игрушечного домика, включались в практическую деятельность и в ходе ее овладевали теми или иными сведениями по языку, математике и другим предметам. Нетрудно понять, что эта теория способствовала снижению уровня образования в массовой школе. 8.4. Документы, определяющие содержание образования. Содержание образования определяется образовательными стандартами, учебными планами и программами, учебниками и учебными пособиями. В соответствии с законом Республики Беларусь «Об образовании» в стране вводятся образовательные стандарты (начальной, средней, высшей школы). Стандарт образования является государственным нормативным документом, в обязательном порядке определяющим: - минимум содержания основных образовательных программ, - максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, - требования к уровню подготовки учеников. Основными принципами введения государственных образовательных стандартов являются: - сохранение единого образовательного пространства Республики Беларусь с учетом региональных особенностей развития; - обеспечение и повышение качества образования, соответствующего международному уровню и социально-экономическим задачам, стоящим перед страной; - защита прав обучающихся на бесплатное полноценное образование; - гарантирование налогоплательщикам соответствующего учебно-технического обеспечения образовательного процесса; - защита здоровья обучающихся от перегрузок. Деление содержания образования на государственный, региональный и школьный компоненты закладывает нормативные основы большой вариативности содержания образования в школах разного типа. Это означает, что каждая школа в каждом регионе будет определять тот или иной объем учебного времени на те или иные учебные предметы, глубину и характер их изучения, в зависимости от типа учебного заведения. Итак, на государственном уровне закладывается базовый стандарт образования по разным предметам, т.е. то обязательное, что необходимо изучить. Содержание учебного материала, необходимого для изучения в конкретной школе, определяется учебными планами, учебными программами по предметам и фиксируется в учебных книгах, на электронных носителях (кассеты, компьютерные программы). Учебный план – это сертификат учебного заведения, определяющий: - продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул; - полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении; - распределение предметов по годам обучения; - количество часов по каждому предмету на все время обучения и на изучение предмета в каждом классе; - количество часов в неделю на изучение каждого предмета; - структуру и продолжительность практикумов и пр. Учебный план опирается на достижения науки, учитывая медицинские и санитарно-гигиенические нормы организации образовательного процесса. Предметы, входящие в план, делятся на обязательные и факультативные. Чаще всего учебные планы обычных общеобразовательных школ являются типовыми и разрабатываются централизованно. Учебные заведения нового типа (гимназии, лицеи, колледжи и пр.) обычно создают свои собственные документы. На основе учебных планов составляются учебные программы по предметам. Учебная программа содержит: - пояснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к ЗУНам; рекомендуемых формах и методах обучения; - тематическое содержание изучаемого материала; - ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса; - перечень основных мировоззренческих вопросов; - указания по реализации межпредметных связей; - перечень учебного оборудования и наглядных пособий; - рекомендуемую литературу. В связи с углублением процесса дифференциации образования разрабатываются различные (альтернативные) варианты учебных программ. В любом учебном заведении сегодня могут одновременно применяться несколько вариантов программ. Решение об этом принимают школьные советы. Учащийся в любой школе может получить образование, соответствующее одному из трех уровней: - базовый уровень – это образование, соответствующее минимальному стандарту общего среднего образования; - повышенный уровень – это образование, превышающее минимальный стандарт среднего образования и соответствующее уровню требований, обеспечивающих поступление в вуз; - промежуточный уровень – это образование повышенного уровня по предметам профилирующего направления и базового уровня по всем остальным. Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе. К ней относятся: школьные учебники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, справочники, сборники задач и пр. От качества учебника зависит результат обучения, поэтому к ним предъявляется множество требований. Учебники выполняют ряд дидактических функций: - мотивационную, которая заключается в создании стимулов к изучению предмета; - информационную, позволяющую учащимся расширить объем знаний; - контрольно-коррекционную, которая предполагает возможность проверки и коррекции хода обучения. Широко внедряются нетрадиционные учебные материалы (видео, компьютерные обучающие программы и учебники), которые обладают рядом преимуществ: образность и наглядность, эмоциональность, уровневость. Освоение такого учебного материала предполагает индивидуальный, самостоятельный характер учебной работы. 8.5. Основные направления обновления содержания школьного образования 1. Гуманизация образования предполагает создание в обществе правовых, материальных, психолого-педагогических условий, направленных на: - признание в одинаковой мере высшей ценностью личность каждого участника образовательного процесса; - защиту достоинств, прав и свобод личности в учебном процессе; - бережное отношение к ребенку и научное изучение его личности. 2. Демократизация образования обеспечивает расширение прав, образовательного выбора учителей, учащихся и их родителей; активное их участие в управлении делами своих коллективов, школы в целом; развитие школьного самоуправления. 3. Повышение культуросообразности школьного образования предполагает: - максимальное использование в обучении школьников культуры той среды, к которой принадлежит учебной заведение (культуры нации, страны, региона); - учет динамики изменений изучаемых научных идей, теорий в контексте развития мировой культуры; - принятие обучающимися общечеловеческих, культурных ценностей, правовых и нравственно-эстетических норм жизнедеятельности в социуме, развитие у учащихся плюралистического мировоззрения. 4. Широкая дифференциация содержания образования в зависимости от типа школ, профиля классов, учебного предмета, которая направлена на более полный учет интересов, возможностей и индивидуальных особенностей учащихся. 5. Стандартизация школьного образования, которая призвана обеспечить доступность, эффективность и качество образования.
Сущность процесса обучения 7.1.1. Двусторонний характер процесса обучения. Процесс обучения является разновидностью человеческой деятельности, которая носит двусторонний характер. Этот процесс обязательно предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемых (одного или группы) учащихся, протекающее в определенных условиях (материальных, организационно-педагогических, психологических, эстетических и др.). Процесс обучения состоит из двух взаимосвязанных процессов – преподавания и учения. Процесс обучения / \ Процесс преподавания Процесс учения (деятельность преподавателя) (деятельность ученика или группы учеников) Обучение невозможно без одновременной активной деятельности преподавателя и обучаемых, без их активного дидактического взаимодействия. Как бы активно не стремился сообщить знания учитель, если при этом нет активной деятельности самих учеников по усвоению знаний, если учитель не создал мотивацию и не обеспечил организацию их учебно-познавательной деятельности, то процесс обучения фактически не протекает. Научная теория процесса обучения включает в себя разработку таких приемов и способов организации учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащихся, которые обеспечивают эффективное усвоение ими знаний, выработку умений и навыков и формирование способов мышления и деятельности. Система работы учителя может быть эффективной лишь тогда, когда она основывается на знании внутренних механизмов учения, на понимании того, как происходит в сознании учащихся отражение и преломление воспринимаемой в ходе учебного процесса информации. Таким образом, взаимодействие педагога и учащихся не может быть сведено к отношению «передатчик – приемник». Необходимы активность и взаимодействие всех участников учебного процесса. Французский физик Паскаль верно заметил, что «ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел – который надо зажечь». Следовательно, обучение можно охарактеризовать как целенаправленный процесс активного взаимодействия между педагогом и обучающимися, в результате которого у учащихся формируются знания, умения, навыки, способы мышления и деятельности на основе их собственной активности. 7.1. 2. Концепция активности в процессе обучения. Познавательная активность – важнейшее условие осуществления процесса учения и характеристика познавательных действий учащихся. Без активности учащегося в его учении, по существу, процесс обучения не состоится. С одной стороны, активизация учебно-познавательной деятельности учащихся (или активизация учения) – это система действий учителя, создающего стимулы, побуждающие учащихся активно включаться в работу по овладению учебным материалом. С другой стороны, активизация учения – это мобилизация интеллектуальных, нравственных и волевых сил учащихся для решения учебно-познавательных и поисковых задач. При этом процесс обучения предполагает реализацию самостоятельности, дисциплины, организованности, ответственности, инициативы и др. личностных качеств учащихся. Познавательная активность – это характеристика деятельности учащихся; активизация учебно-познавательной деятельности школьников – характеристика целенаправленной деятельности учителя в процессе обучения. Таким образом, концепция активности, характеризующая сущность процесса обучения, заключается в системе активных, познавательных действий учащихся, совершаемых ими в результате активно побуждающих действий учителя. Следовательно, обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности учащихся по овладению ими научными знаниями, умениями и навыками, развитию у них творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов. 7.1.3. Движущие силы процесса обучения. Диалектический материализм исходит из того, что источником развития являются единство и борьба противоположностей. Определим противоречия, определяющие развитие, а значит совершенствование учебного процесса. 1. Внешние противоречия, возникающие между постоянно возрастающими под влиянием научно-технического и социально-экономического прогресса требованиями общества к деятельности школы, к организации учебно-воспитательного процесса и уровнем современного состояния школьной практики. Анализ формирования социального заказа школе, мониторинг качества обучения и воспитания школьников позволяют осуществлять меры, направленные на повышение эффективности педагогического процесса в школе. 2. Основным противоречием, внутренне присущим учебному процессу, является противоречие между возникающими у учеников под влиянием учителя потребностями в усвоении учебного материала и реальными возможностями по удовлетворению этих потребностей, а именно: между логикой излагаемого материала и процессом усвоения его, между уровнем теоретических знаний и умением применять их на практике и т.д. Анализ этих противоречий способствует оптимальному выбору технологий, методов, средств, форм обучения. 7.1. 4.Основные функции обучения. Всестороннее гармоничное развитие личности предполагает единство ее образованности, воспитанности и общей развитости. Исходя из этого, процесс обучения призван осуществить три функции: 1) образовательную (обучающую), 2) воспитательную, 3) развивающую. Выделение этих функций условно. Образовательный процесс предполагает формирование у учащихся не только знаний, умений и навыков, но и личностных качеств, способов мышления и деятельности, мировоззрения, нравственности. Образовательная функция, прежде всего, предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных, общепредметных (или общеучебных) и межпредметных умений и навыков. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. Специальные умения и навыки – это специфические практические умения и навыки, характерные для определенного учебного предмета и отрасли науки. Кроме специальных умений и навыков в процессе образования учащиеся овладевают общеучебными умениями и навыками, которые имеют отношение ко всем предметам: умение работать с книгой, умение рациональной организации домашнего труда и др., а также общелогические умения: анализировать, обобщать, систематизировать, сопоставлять и др. Межпредметные умения и навыки характеризуют освоение учащимися конкретной учебной дисциплины с учетом ее взаимосвязей с другими предметами, применение междисциплинарных знаний на практике. Воспитательная функция обучения способствует формированию у учащихся потребностно-мотивационной сферы, мировоззрения, нравственных, эстетических представлений, взглядов, убеждений, способов соответствующего поведения и деятельности в обществе, системы идеалов, отношений. Между обучением и воспитанием существует не односторонняя связь от обучения к воспитанию. Процесс воспитания при правильной организации оказывает благотворное влияние на ход обучения, т.к. воспитание дисциплинированности, организованности, деловитости, самостоятельности, инициативности, социальной активности и др. качеств создает условия для более активного и успешного обучения. Развивающая функция обучения. Обучение и воспитание развивают личность. Это очевидно. В таком случае, казалось бы, нет необходимости говорить еще и о развивающей функции обучения. Но педагогическая практика показывает, что обучение осуществляет развивающую функцию более эффективно, если имеет специальную направленность и включает учеников в такие виды деятельности, которые развивают у них сенсорные восприятия, интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную сферы личности. В связи с этим в дидактике используется специальный термин развивающее обучение. Сущность его заключается в том, чтобы в ходе обучения помимо формирования знаний и специальных умений необходимо обеспечивать и общее развитие личности. Надо особо отметить, что обучение всегда было развивающим, но круг развиваемых качеств в следствие недостаточной ориентированности на это содержания и методов обучения был несколько суженным. В работах советских ученых, посвященных проблеме развивающего обучения (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л. В. Занков, В.В. Давыдов, М.А.Данилов, М.Н. Скаткин и др.), изучались психологические основы и разнообразные формы и способы развивающего обучения.. Наиболее известными положениями являются идеи Л. В. Занкова о том, что для интенсивного развития мышления в процессе обучения необходимо обеспечить преподавание на высоком уровне трудности; в обучении необходимо соблюдать темп в прохождении изучаемого материала; преобразующее значение в обучении имеет овладение теоретическими знаниями (принцип ведущей роли теоретических знаний); осознание учеником значимости процесса учения, целей и результатов обучения; одновременная работа над развитием всех учащихся – как более успешных в учении, так и отстающих.
Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |