КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Деятельность как фактор развития
Таким образом, в воспитательном процессе современной школы, педагогу необходимо одновременно обеспечить самореализацию, самоосуществление личности воспитанника и его социализацию, способствующих максимальному раскрытию индивидуального творческого потенциала. Важнейшими требованиями к воспитательной деятельности педагога выступают диагностика интересов и потребностей ученика, индивидуальных особенностей его развития и создание с учетом этого необходимых условий для их реализации в социуме. При этом реализуются следующие принципы воспитания: - принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка; - принцип культуросообразности воспитания; - принцип целесообразности и природосообразности; - принцип креативности, творческого начала в воспитании; - принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания; - принцип системности: обеспечение системы взаимодействия всех субъектов процесса воспитания; - принцип коллегиальности в организации воспитательного процесса. В процессе индивидуально-личностного развития учащихся важным представляется не только количественное освоение ими моделей поведения и общения, а предоставление школьнику самому выбирать социальные сферы для самореализации и саморазвития (семья, школа, класс, город и т.д.). Педагог призван помочь ученику осуществить этот выбор. В процессе социализации для каждого воспитанника складывается индивидуальная траектория освоения социальных сфер и ролей, потому следует ставить задачи не только формирования заданного перечня личностных качеств. В этой связи актуальной воспитательной задачей для педагога выступает – не «набрать сумму» перечисленных в программе личностных качеств, видов деятельности, направлений работы, а посредством включения школьников в различные виды социально-значимой деятельности обогатить их индивидуальный опыт, в котором могли бы раскрыться ценные человеческие качества каждого воспитанника. Значимыми в процессе воспитания могут быть следующие направления воспитательной деятельности: гражданско-патриотическое, нравственное, художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное, экологическое, трудовое воспитание, воспитание семьянина. Для примера и дальнейшего обсуждения приведем программу и перспективный план воспитательной работы, разработанные А. Верглинским, учителем школы № 1260 г. Москвы, победителем российского конкурса среди классных руководителей «Самый классный классный» в 2000 г.
(Модель личности – это совокупность необходимых личностных качеств, знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности). Многообразные концепции развития личности можно отнести к двум основным, противоположным по своей сути теориям: 1) становление и развитие личности – это самостоятельный процесс, который имеет собственные внутренние силы, действующие независимо от воспитания и обучения. При этом развитие личности происходит спонтанно, личность как бы самостоятельно вызревает, а специально организованные на научной основе процессы воспитания и обучения играют пассивную роль в личностном формировании; 2) личность формируется в деятельности, участие растущей личности в деятельности обеспечивает формирование запроектированного образа личности, что предполагает разработку форм и содержания этой деятельности с учетом индивидуальных особенностей личности, ее интересов и потребностей. .Основными видами деятельности для растущей личности являются игра, учение, труд. Педагогические требования к организации и осуществлению деятельности как фактору развития личности: - формы и содержание деятельности должны соответствовать интересам личности, при этом сама деятельность выступает источником открытий, вдохновения, радости; - по мере участия ребенка в деятельности расширяется его самостоятельность, ответственность за полученные результаты; - деятельность должна иметь творческий характер; - необходимо включение ребенка не только в индивидуальную самостоятельную деятельность, но и в коллективную, направленную на сотрудничество, партнерство, демократический стиль общения; - деятельность должна быть четко спланированной, а ее цели и результаты конкретно определены и приняты учащимися; - в ходе участия ребенка в деятельности необходимо создать для него ситуацию успеха (деятельность обязательно должна быть успешной!!!). Ведущий вид деятельности – это такая деятельность, в процессе которой проявляются другие виды деятельности (например, в игре – элементы учебной); возникают частые психические процессы (в игровой – активное воображение, фантазия); усваиваются ценности, нравственно-правовые нормы поведения и общения. Изменение ведущего типа деятельности в соответствии с возрастными периодами ребенка выступает средством его эффективного развития
Периодизация психического развития личности и характеристика психических познавательных процессов
1. Многообразные концепции развития личности можно отнести к двум основным, противоположным по своей сути теориям: 3) становление и развитие личности – это самостоятельный процесс, который имеет собственные внутренние силы, действующие независимо от воспитания и обучения. При этом развитие личности происходит спонтанно, личность как бы самостоятельно вызревает, а специально организованные на научной основе процессы воспитания и обучения играют пассивную роль в личностном формировании; 4) личность формируется в деятельности, участие растущей личности в деятельности обеспечивает формирование запроектированного образа личности, что предполагает разработку форм и содержания этой деятельности с учетом индивидуальных особенностей личности, ее интересов и потребностей. 2.Основными видами деятельности для растущей личности являются игра, учение, труд. Педагогические требования к организации и осуществлению деятельности как фактору развития личности: - формы и содержание деятельности должны соответствовать интересам личности, при этом сама деятельность выступает источником открытий, вдохновения, радости; - по мере участия ребенка в деятельности расширяется его самостоятельность, ответственность за полученные результаты; - деятельность должна иметь творческий характер; - необходимо включение ребенка не только в индивидуальную самостоятельную деятельность, но и в коллективную, направленную на сотрудничество, партнерство, демократический стиль общения; - деятельность должна быть четко спланированной, а ее цели и результаты конкретно определены и приняты учащимися; - в ходе участия ребенка в деятельности необходимо создать для него ситуацию успеха (деятельность обязательно должна быть успешной!!!). 3. Ведущий вид деятельности – это такая деятельность, в процессе которой проявляются другие виды деятельности (например, в игре – элементы учебной); возникают частые психические процессы (в игровой – активное воображение, фантазия); усваиваются ценности, нравственно-правовые нормы поведения и общения. Изменение ведущего типа деятельности в соответствии с возрастными периодами ребенка выступает средством его эффективного развития. 4. Механизмом развития личности посредством деятельности выступает реализация условий, которые создает педагог в процессе деятельности и которые оказывают позитивное влияние на сознание, чувства, поведение школьников. Такими условиями являются: - внешние условия (создаваемые и реализуемые педагогом), способствующие формированию у обучающихся умений адаптироваться к нормам социального поведения и регулировать в соответствии с ними свои действия и общение; - внутренние условия (реализуемые самой личностью ученика), обеспечивающие процесс самовоспитания, при котором общечеловеческие ценности, нравственно-правовые нормы, действующие в социуме, переводятся (трансформируются) во внутренние установки, привычки, действия. Таким образом, необходим механизм перевода целей воспитания и развития личности в целевые установки собственной деятельности личности. Этим механизмом выступает мотивация деятельности ученика. Способы мотивации деятельности ученика: - четкая постановка целей деятельности ученика и принятие ее им; - представление об объеме, способах, времени выполняемой работы, что дает ученику возможность как бы «увидеть» весь процесс от начала и до конца и сформировать собственную установку на темп, ритм, опираясь на свои возможности; - помощь ученику в ходе деятельности, внимание к его работе, что подчеркивает значимость его деятельности, ее необходимость и полезность; - опора на положительное в ученике, что поддерживает его уверенность в достижении результата; - доверие, вера в успех ученика, опора на его самостоятельность; создание ситуации успеха, т.е. разработка такого задания и такой методики, при которой ученик обязательно справится с работой; - определение перспективы личностного роста, учет личного интереса ученика; - повышение социального статуса ученика в коллективе через освоение новых знаний, опыта, достижение повышенных результатов; - постоянная рефлексия – осознание учеником значимости деятельности для себя и социального окружения, сочетание оценки и самооценки; - создание обстановки, располагающей ученика к творческой деятельности, вызывающей положительные эмоции; - четкая организация труда; включение учеников в деятельность «без раскачки», «охлаждения», создание необходимых условий до начала работы; - включение всех учащихся в активную деятельность, сочетание индивидуальной и групповой работы, взаимопомощь; - гуманная система взаимоотношений в системах учитель - ученик, ученик – ученик при сочетании требовательности и уважения к личности ученика. Таким образом, соединение внешних педагогических условий с внутренней работой мысли и души ученика через мотивацию его деятельности становится фактором его социального развития.
Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |