Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночная власть




Рыночная власть заключается в способности продавцов или покупателей воздействовать на рыночную ситуацию, складывающуюся в связи с реализацией определенного вида товара, не имеющего заменителя, посредством цены товара или объема выпуска.

Рыночная власть имеет две формы проявления: монополия и монопсония. Эти понятия противоположны совершенной конкуренции.

Монополия означает исключительное право на конкретную деятельность в определенной области государства. В нашем случае монополия предполагает сосредоточение в руках одного производителя (продавца) всех сре дств вл ияния на ценообразование. При этом он производит товар, не имеющий близких заменителей. В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом на максимальную прибыль. Когда продавцы назначают цену выше своих предельных издержек, говорят о наличии монопольной власти.

Монопольная власть определяется величиной, на которую цена превышает предельные издержки, и частично зависит от количества конкурирующих на рынке фирм. Монополии по их образованию можно классифицировать следующим образом:

Естественные монополии. Образуются в результате технологических особенностей производственного процесса, который требует определенного уровня концентрации производства. Существование естественных монополий объясняется "эффектом масштаба" производства, т. е. эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Естественные монополии — положительное явление для общества, хотя в силу монополистической природы их деятельность необходимо постоянно контролировать. К естественным монополиям относят предприятия, эксплуатирующие в основном уникальные природные ресурсы, продукт деятельности которых связан с общественным пользованием (электрические, газовые компании, водоснабжения, линии связи и транспортные фирмы).

Агломераты. Образуются в результате объединения малых по объему и аналогичных по характеру производства предприятий.

Государственные монополии. Образуются вследствие того, что государство создает привилегированные условия для отдельных производств, защищая их от конкуренции (монополии на производство соли, разработку минеральных ресурсов и др.).

В случае возникновения монополии со стороны потребителя говорят о наличии монопсонии.

Монопсония предполагает наличие одного покупателя на рынке. Если покупатель может предложить цену, которая ниже предельной оценки товара, говорят о наличии монопсонной власти.

Монопсонная власть определяется величиной, на которую предельная оценка превышает цену товара.

Величина рыночной власти (монопольной и монопсонной) является предметом научного анализа.

Рыночная власть одной фирмы (чистая монополия) зависит от эластичности рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса, тем большей монопольной властью обладает фирма.

Рыночная власть нескольких фирм зависит не только от эластичности рыночного спроса, но и от взаимодействия фирм. Чем более агрессивно они конкурируют, тем меньшей монопольной властью обладает каждая из них.

Рыночная власть одного покупателя (чистая монопсония) зависит от эластичности рыночного предложения. Чем менее эластично предложение, тем большей монопсонной властью обладает покупатель.

Рыночная власть нескольких покупателей зависит не только от эластичности предложения, но и от конкуренции покупателей за предложение.

Основная проблема фирм-монополистов и монопсонистов — использование своей рыночной власти как можно эффективнее, т. е. с учетом характеристик рыночного спроса, издержек производства, определения оптимальных объемов выпуска, качества продукции и цены.

Основная цель рыночной стратегии фирм с рыночной властью — захватить потребительский излишек и превратить его в дополнительную прибыль. Наиболее распространенным способом такого превращения является диверсификация цен.


 

31. Типы рыночных структур: совершенная конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

Совершенная конкуренция и ее особенности. Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действуютдостаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового)товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара,Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии срыночными законами их функционирования. Этот тип называют «рынок свободнойконкуренции».Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ниодин из них не владеет большей информацией о рынке, чем остальные продавцы, ипридя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне онне может, - ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такаяситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена, технология,юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производствупродукции. С другой стороны, продавцы могут и спокойно покинуть рынок.Свобода «рыночного» перемещения создает условия для того, чтобы на рынкевсегда происходило изменение количества производителей. В тоже самое время уоставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролироватьрынок. поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.Теперь сформулируем основные характеристики рынка, совершенной конкуренции:• большое количество мелких продавцов и покупателей,• продаваемый продукт однороден у всех производителей, и покупатель можетвыбрать любого продавца товара для осуществления покупки,• невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи создает условиядля постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночнойконъюнктуры,• полная свобода «входа» на рынок и «ухода». Обозначения. P — цена, Q — количества товара, E — точка равновесия.
 
 
Рис.1. Конфигурация рынка совершенной конкуренции Рис. 1 иллюстрирует, что при совершенной конкуренции предложение поддерживается на равновесном уровне (Pe). Иными словами, любой объем выпуска может быть распродан по равновесной рыночной цене. Это исключает инфляцию,безработицу, перепроизводство и другие явления экономического неравновесия.В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции несуществует. Но все - таки в экономической практике имеются рынки некоторыхтоваров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры(например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции).Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико и они достаточно«малы», что за редким исключением ни один человек или группа не в состоянииконтролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или сельскохозяйственнойпродукции. Причем товары на этих рынках у всех производителей полностьюидентичны и последние владеют полной информацией об изменениях на рынке. Всеэто подтверждает необходимость использования для такого рынка особой -«биржевой» - формы организации.«Совершенным конкурентом» является тот, кто может продавать все, что онхочет, по существующей рыночной цене, но не в состоянии влиять на нее всторону повышения или понижения. В свою очередь «полностью конкурентнойотраслью» является такая отрасль, которая состоит исключительно измногочисленных совершенных конкурентов. Несовершенная конкуренция. Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет своюспособность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенноконкурентными.Многие рынки, как, например, рынки автомобилей, крупяных изделий для завтракаи фирменных ресторанных блюд, являются несовершенно конкурентными.Фирма является «несовершенной» до тех пор, пока ее кривая спроса понижается инапоминает кривые спроса целых отраслей, а не горизонтальную линию спросакаждого мелкого совершенного конкурента в отрасли с совершенной конкуренцией.На «совершенно конкурентном» рынке имеется множество продавцов и покупателей,ни один из которых не является достаточно крупным для того, чтобы влиять нарыночную цену, Вследствие этого покупатели и продавцы на конкурентном рынкерассматривают цену как неизменную и находящуюся вне их контроля. Чтобыувеличить свою прибыль, продавцы выбирают такой объем выпуска, при которомпредельные издержки равняются цене.Однако на «несовершенно конкурентных» рынках индивидуальные продавцы могутвлиять на цену. Прикидывая, как им увеличить прибыль, они, естественно,принимают в расчет эту способность. Характерные черты трех укрупненных типовнесовершенных конкурентных рынков: монополистической конкуренции, олигополиии монополии, имеющих наиболее важное значение на практике. На рынках всехэтих трех типов, как и на «совершенно конкурентных» рынках, имеется множествопродавцов, каждый из которых слишком мал для того, чтобы оказывать заметновлияние на рыночную цену своими собственными действиями.Насколько несовершенной может быть несовершенная конкуренция? Крайним случаем является наличие единственного продавца, обладающего практическим могуществом полного монополиста. В своей отрасли он является единственным производителем.И не существует другой отрасли, выпускающей сколько - нибудь близкийзаменитель его продукции. Виды несовершенной конкуренции.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.