Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

М о н о п о л и я




Самым крупным случаем несовершенной конкуренции является монополия, т.е.рынок с единственным продавцом и исключающий возможность вхождения в негодругих. Например до начала 80-х годов компания «Объединенные прииски Де Бирс»фактически контролировала все источники поставок алмазов в некоммунистическоммире, В качестве других примеров можно привести монополию «Полароид» намоментальную фотографию, единственный бакалейный магазин в уединенноммаленьком городе и владельцев подавляющей части каналов местного кабельноготелевидения.В реальной жизни монополия - это всегда вопрос меры власти над рынком. Можнобыло бы утверждать, что каждый бакалейный магазин является монополистом,поскольку не существует даже двух магазинов с абсолютно одинаковымассортиментом продуктов. Однако такой подход к рассмотрению бакалейногобизнеса, как правило, оказывается непригодным, так как цены, назначенныеодним магазином, влияют на спрос, с которыми сталкиваются другиерасположенные поблизости магазины. Истинный же монополист не имеет такихсоперников.Поскольку монополист является единственным поставщиком некоего товара иливида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяетсярыночной кривой спроса на его продукцию.Продавец обладает монопольной властью (или властью над рынком), если он можетповышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объемавыпуска.В условиях совершенной конкуренции не существует никаких препятствий квхождению в рынок новых производителей. С другой стороны, на монопольныхрынках существуют барьеры вхождению, которые делают невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. В силу этого монополия может иметь значительный приток прибыли. 2 - М о н о п о л и с т и ч е с к а я к о н к у р е н ц и я Как подразумевает само название, монополистической конкуренции свойственнычерты и монополии, и совершенной конкуренции. Как и в условиях монополии,каждая фирма производит продукцию, которую покупатели считают отличной отпродукции всех других продавцов, однако здесь имеет место и конкуренция,поскольку множество других продавцов предлагают близкие, хотя и не полностьювзаимозаменяемые, продукты. По существу монополистическая конкуренция - этосовершенная конкуренция плюс дифференциация продукции.Рынок характеризуется дифференциацией продукции тогда, когда покупателирассматривают продукты конкурирующих продавцов как близкие, но не полностьювзаимозаменяемые.В условиях монополистической конкуренции, как и в условиях совершеннойконкуренции, не существует барьеров для вхождения в рынок новых фирм. Нопоскольку барьеры вхождения отсутствуют, фирмы в монополистическойконкуренции не рассчитывают на получение значительной прибыли в долгосрочномпериоде. 3 - О л и г о п о л и я. Олигополия подразумевает наличие нескольких продавцов. Олигополистическийрынок - это такой рынок, на которой большая часть выпускаемой продукциипроизводится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика длятого, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями.Автомобильная, сталелитейная промышленность и отрасль по производствукрупяных изделий для завтрака являются олигополиями. Отдельные олигополистымогут сами влиять на цену, как и при монополии, но цена определяетсядействиями, предпринимаемыми всеми продавцами, как и при совершеннойконкуренции. Это обусловливает большую сложность решений олигополистов посравнению с решениями фирм на других типах рынков.Если дифференциация продукции возможна, фирмы должны побеспокоиться о дизайне и рекламе продукции.Олигополия занимает промежуточное положение между монополией и конкуренцией и в другом аспекте. В условиях когда конкуренция является совершенной, барьерывхождения в рынок отсутствуют, а монополия не оставляет возможности дляпроникновения других фирм. На олигополистических рынках обычно существуетнекоторые барьеры вхождения, но они не столь жестки для того, чтобы сделатьего абсолютно невозможным. Чем слабее барьеры, тем белее вероятно, чтоотрасль, в которой продавцы, занимающие прочное положение, получают высокиеприбыли, будет привлекать новые фирмы, и, следовательно, тем ниже будутприбыли в отрасли в долгосрочном периоде.

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.