КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модель Кейнса
Кейнсианская модель общего экономического равновесия построена на принципах, отличных от постулатов классической школы. В кейнсианской модели отсутствует гибкость цен, так как, во-первых, в коротком периоде экономические субъекты подвержены денежным иллюзиям, кроме того в экономике в силу институциональных факторов (долгосрочные контракты, монополизация и т. д.) реальная гибкость цен отсутствует. Особое значение имеет относительная жесткость номинальной зарплаты. Кейнс подчеркивал, что номинальная зарплата в коротком периоде фиксирована, так как определяется долгосрочными трудовыми контрактами, кроме того, если она и меняется, то только в одну сторону — повышения в периоды экономического подъема. Снижению же ее в периоды экономического спада препятствуют профсоюзы, имеющие большое влияние в развитых странах. В силу этого рынок труда несовершенен и равновесие на нем устанавливается, как правило, в условиях неполной занятости Однако основная особенность кейнсианской модели заключается в том, что реальный и денежный сектор экономики оказываются взаимосвязанными Указанная взаимосвязь обусловливается спецификой кейнсианской трактовки денежного спроса, согласно которой деньги являются богатством и имеют самостоятельную ценность, и выражается через трансмиссионный механизм ставки процента Важнейшим рынком в кейнсианской модели является рынок благ. В связке «совокупный спрос—совокупное предложение» ведущая роль принадлежит совокупному спросу. Но так как его величина корректируется в результате взаимодействия с денежным рынком, то определяющим параметром общего равновесия становится эффективный спрос, величина которого устанавливается в модели совместного равновесия. Кейнсианская модель ОЭР описывает экономику как целостную систему, в которой все рынки являются взаимосвязанными, и изменение условий равновесия на одном из рынков вызывает изменение равновесных параметров на других рынках и условий ОЭР в целом. При этом преодолевается классическая дихотомия (разделение экономики на два сектора: реальный и денежный рынки), исчезает строгое разделение переменных на реальные и номинальные, а уровень цен становится одним из параметров общего равновесия
В конечном счете, макроэкономические переменные и зависимости — как бы они ни уточнялись и развивались впоследствии сторонниками Кейнса — носили не просто абстрактно-теоретический характер. Как писал Кейнс, «нашей конечной задачей является выбор тех переменных, которые могут находиться под сознательным контролем или управлением центральной власти в той реальной системе, в которой мы живем». Развитие кейнсианской концепции макроэкономического регулирования включало три основных момента: — отказ от идеи сбалансированности бюджета в качестве главного ориентира финансовой политики правительства; — разработку теории воздействия дефицита на динамику производства; — новое понимание роли кредитно-денежной политики как инструмента, призванного поддерживать действия министерства финансов. Преодоление идеи сбалансированного бюджета было тесно связано с развитием концепции «встроенных стабилизаторов» экономики, роль которых способна выполнить прогрессивная система налогообложения и социальные выплаты, в первую очередь пособия по безработице. С их помощью размер совокупного спроса способен автоматически сжиматься и расширяться в зависимости от фазы экономического цикла в направлении, противоположном конъюнктуре. Эта концепция предполагала, что дефицит, появляющийся во время кризиса (вследствие роста социальных расходов и недобора по налогам из-за снижения доходов), будет компенсироваться во время подъема, когда возникнет бюджетный излишек. Однако политика, предполагавшая управление денежным спросом в соответствии с фазой цикла или уровня использования потенциальных возможностей экономики и, следовательно, нацеленная не только на его расширение, но и сжатие в условиях роста производства и цен, постепенно вырождалась в политику непрерывного накачивания денег в экономику. Наблюдалось нарастание бюджетных дефицитов, увеличивалась задолженность государства. 24. Макроэкономическое регулирование Сущность макроэкономического регулирования. *** Чтобы обеспечить наибольшую эффективность, полезность для общ-ва МКС, нужно обеспечить её равновесие. Чтобы обеспечить её равновесие, нужно решить как минимуму 3 задачи: 1. Привести МК в равновесное состояние; 2. Обеспечить сохранение МКР; 3. Обеспечить совершенствование МКРС, преодолеть трудности и сбои (если возникают).
!МКРег -- необходимые для стабилизации МКС действия; воздействия на МКС с целью её оптимального (наилучшего) функционирования и развития; обеспечение дееспособности, упорядочение состояния и развития МКС. Сущностные кач-ва (признаки) МК, к-ые формируются в процессе её развития и регулирования: 1. Обеспечение сбалансированности МКС, приведение МКС в состояние всеобщей пропорциональности (установление и поддержание определённых оптимальных пропорций МКС); 2. Обеспечение стабильного, устойчивого функционирования МКС с тем, чтобы она не откланялась от линии своего развития; 3. Полное использование всех ресурсов, к-ыми обладает МКС (регулирование должно обеспечить оптимальное использование ресурсов); 4. Эффективное развитие и функционирование МКС -- регулирование должно быть направлено на минимизацию затрат и максимизацию отдачи МКС; 5. Оптимизация МКС, приведение её в гармоничное состояние; 6. Преодоление сбоев, трудностей, отклонений, конфликтов, кризисов, инфляции, безработицы...
Здесь МК выступает как объект регулирования (регулируемая система). Объект регулирования предполагает субъект регулирования (регулирующую систему) (сравнение с движением автомобилей на дороге). Субстрат регулирования ("Как осуществляется регулирование") -- через информационные потоки от объекта к субъекту и обратно. 25. Типы макроэкономического регулирования Типы МКРег -- объект один, а субъекты и субстрат могут различаться: 1. Рыночное регулирование. субъект регулирования -- рынок, выполняет эту роль стихийно посредством цены, конкуренции, соотношения спроса и предложения -- механизмы рынка. Сторонники: начал развивать Адам Смит: "Регулирование осуществляется невидимой рукой". Роль гос-ва -- "ночной сторож"; Все последователи Смита развивали эту концепцию. Неоклассики, современные монетаристы, либералы (Хайек, фридман), представители соц рын хоз-ва в Германии (Ойкиен, Эрхард и др). Последние придумали новую аналогию роли гос-ва: "Гос-во -- судья на футбольном поле: бегает, принимает решения, но сам голов не забивает". Радикалы -- "Никакое другое регулирование не нужно: дайте свободу рынку, он сам себя настроит". Современные монетаристы: "Ничто не может быть умнее рынка". Всё это -- Сторонники правых либеральных взглядо. Эти концепции легли в основу политики Рейгана (рейгономика), Тетчер (тетчеризм).
2. Государственное регулирование. Субъект -- гос-во. "Рынок не может сам себя регулировать: он слишком жесток, стихиен, непредсказуем... не оптимален. Только гос-во может разумно (рационально) регулировать МКС через административные действия". Рынок подсказывал, а гос-во -- предписывает. Основоположники: В XVII веке воникает теория гос хоз-ва (Макиавелли, Гобс и другие): "Только гос-во может так вести хоз д-ть, чтобы была польза для всего общ-ва". Марксисты довели эту идею до логического завершения: "Рынок не способен разрешить ве противоречия и заводит экономику в тупик. Вместо этого должно быть созданосоциолистическое устройство экономики -- плановая экономика: МК пропорции предписываются в плановом порядке и эти предписания имеют силу закона. МК -- завод в масштабах всей страны, с соответствующей дирекцией, к-ая командует каждым звеном -- предприятием. Отсюда команды, законы, планы выступают главной регулирующей силой". Появился термин "Командно-административная система" ввёл Г.Х. Попов. Позднее выяснилось, что подобную же характеристику рынку давал и Струве, назвавший социализм "командной экономикой". Не только социалисты являются сторонниками командной экономики: Фашисты также считали, что гос-во должно жёстко регулировать экономику. Муссолини: "Для нас гос-во -- вовсе не ночной сторож, а великая полит, соц и эконом сила, к-ая определяет развитие страны". Пирамизм (Хустисиализм) -- полковник Перрон, захвативший власть в Аргентине и осуществивший эконо чудо в этой стране. Перрон: "Гос-во это не ночной полицейский, а лоцман или локомотив, к-ый двигает экономику вперёд".
3. Смешанное регулирование. Субъекты -- рынок и гос-во (нет крайних, радикальных позиций). "Всё, что лучше делает рынок, -- отдать рынку; всё, что лучше делает гос-во, -- отдать гос-ву. Всё, что плохо делает рынок, -- отдать гос-ву; всё, что плохо делает гос-во, -- отдать рынку". Сочетается рынок и защита от рынка. Соотношение рынка и гос-ва разное. Рынок превпалирует в: США, Германии... Страны, где привалирует гос-во: Франция, Япония, Южная Корея. Китай (!)
На соотношении рынка и гос-ва как регуляторов МКС влияет её состояние: благополучная экономика -- доминирует рынок, кризис в экономике -- гос-во. Монкретьен ввёл термин "Политическая экономия"; выступал за увеличение роли гос-ва при активном участии рынка. Революцию в этом вопросе совершил Кейнс: он доказал необходимость гос регулирования экономики. Это дало второе дыхание капиталистической экономике, к-ая ушла далеко вперёд.
Отличия между гос и рыночным регулированием: 1. Рыночное регулирование стихийное, разрабатывается самим рынком; гос регулирование носит сознательный характе, управленческие решения формируются в головах людей; 2. Рыночное регулирование носит косвенный характер: выдаёт через индикаторы решения, а люди решают, подчинятся ли этим импульсам. В гос регулировании что и в какие сроки должно делать строго указывается (прямое регулирование); 3. При рыночном регулировании результаты его (позитивные или негативные) выявляются задним числом: одни разоряются, другие обогащаются. При гос-венном -- указание поступают заранее (аналогия с планом приёма на ФГУ студентов: гос-во -- "Можно принять 30 на бюджетной основе. Не больше, не меньше"; рынок: "Ага... а можно ещё 100 чел взять на коммерческой основе"...) 4. Рын рег предполагает свободное действие субъектов -- "Не хочешь, можешь не выпускать". Гос рег такой свободы не даёт: прямо предписывается, что и сколько делать (директивный характер) или выдаются показатели, и с ними согласовывается что и сколько (согласовательный характер); 5. Рынок -- многовариантное регулирование: подсказывает только "что", а "сколько" вариантно, -- решает хозяйствующий субъект. Решение (регулирующий импульс) не предполагает вариантности: "Делай, что говорят"; 6. Рын рег -- развитие инициативы хоз субъектов (проявляют своё умение, инициативу). Гос рег -- инициатива ограничена пределами плана; 7. Рын рег -- гибкий, маневренный характер: может быть быстро изменено при необходимости. Гос рег -- прежде, чем изменить что-либо, нужно пройти ряд соответствующих установленных процевур, регулирование, как правило, запаздывает; 8. Рын рег -- возможность маневрирования резервами и ресурсами огранычена частвной собственностью (сколько у тебя есть, столько и расходуй). Гос рег -- возможность манёвра расширяется: используются общие возможности гос-ва; 9. Рын рег -- абстрактный (космополитичный) характер: более или менее одинаково для всех стран, исходит из сущнсоти единого рынка. Гос рег -- ярко выраженный характер, связанный с интересами конкретной страны, подчинено не рынку, а стране (населению); 10. Рын рег -- лучше решает тактические задачи. Гос рег -- стратегические (долговременные); 11. Рын рег -- более эффективно: быстрее результат при минимальных издержках. Гос рег -- менее эффективно; 12. Рын рег -- менее стабильно, возможны подрывы (кризисы -- инфляция, безработица, нищета, "бомжовщина"). Гос рег -- этого допускать не должно. 26. Экономика и человек Воздействие экономики на жизнь человека: 1) Улучшается питание, сбалансированные продукты. 2) Развивает туризм, отдых. 3) Улучшается экономический рост => улучшается здравоохранение, образование, проживание…и т.д. Экономика возникла вместе с человеком и развивается во имя человека. Однако, и экономика, в свою очередь, оказывает влияние на развитие и формирование личности человека, коллектива, общества. 27. Государственное и рыночное регулировани экономики
Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 2517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |