Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночное саморегулирование




Рыночный макрорегулятор обладает следующими основными особенностями.

1. Этот регулятор призван обеспечить пропорциональное развитие всего национального хозяйства посредством уравновешивания совокупного спроса и совокупного предложения.

Совокупный спрос - это сумма денег, которую члены общества готовы истратить на покупку товаров и услуг, чтобы удовлетворить все потребности. Объем совокупного спроса зависит от следующих факторов:

уровня цен;

доходов населения;

распределения доходов на потребление (текущий спрос) и накопление (спрос, отложенный на будущее);

налогов (части доходов, отданных государству);

государственных закупок (спроса государства);

предложения денег со стороны кредитных учреждений.

Совокупное предложение представляет собой сумму цен товаров и услуг, которые их производители и торговые посредники реализуют покупателям. Объем совокупного предложения определяется такими факторами:

уровнем рыночных цен;

потенциально возможным объемом производства в стране;

уровнем издержек производства продукции;

коммерческой выгодой ее выпуска.

Равновесие спроса и предложения в национальном масштабе отражает их неразрывную взаимосвязь. Так, объем и структура совокупного спроса (набор всех оплачиваемых потребностей) воздействуют на объем и состав совокупного предложения (набор всех продаваемых товаров и услуг) и тем самым влияют на структуру национального производства (сумму всех отраслей и видов хозяйственной деятельности, необходимых для удовлетворения платежеспособного спроса общества). В свою очередь объем и структура всего производства во многом обусловливают объем и структуру совокупного предложения и через рынок предопределяют все разнообразие покупательского спроса.

2. Стихийный рынок, на котором действуют частные и не зависимые друг от друга товаровладельцы, развивается на основе саморегулирования. Поскольку общественное разделение труда обособляет каждого товаропроизводителя на изготовление разных благ, то оно одновременно делает всех зависимыми друг от друга. Именно рынок сводит всех его участников для совершения выгодных им сделок купли-продажи товаров.

Развитие свободного рынка происходит на основе действия законов спроса и предложения, а также конкуренции, а потому не требуется какого-либо вмешательства государства в регулирование рыночных отношений.

3. Рыночное саморегулирование осуществляется через действие механизма рыночных цен. Рыночные цены сигнализируют производителям и продавцам товаров: что, какими способами и для кого производить. Эти же цены подсказывают покупателям: что выгодно и невыгодно приобретать на рынке.

Может показаться, что механизм рыночного саморегулирования макроэкономики является идеальной моделью, направляющей ее развитие в нужном для общества направлении. Между тем он может исправно действовать: во-первых, при наличии на рынке массы мелких и независимых товаровладельцев; во-вторых, при условии развития свободной конкуренции; в-третьих, в полной мере должна проявляться регулирующая роль рыночных цен.

Но известно, что в XX в. состояние рынка коренным образом изменилось. Господствующее положение на рынке заняли мезоэкономические объединения, которые осуществили широкомасштабную монополизацию рынка и вместо свободных установили выгодные им монопольные цены. Поэтому не случайно появился новый макрорегулятор.

 

Государственное регулирование макроэкономики.

Необычайно разрушительный мировой экономический кризис 1929-1933 гг. обнажил для всех несостоятельность механизма рыночного саморегулирования. Одновременно была доказана устарелость представлений классиков английской политической экономии и неоклассиков о недопустимости вмешательства государства в экономику.

Выдающийся английский экономист Джон Кейнс создал новую теоретическую модель государственного регулирования национального хозяйства. В своей книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) Дж. Кейнс обосновал необходимость установить централизованный контроль за развитием национальной экономики во многих сферах, не отдавая их полностью частной инициативе. Для предотвращения экономических кризисов и безработицы необходимо, по мнению Дж. Кейнса, значительно расширить покупательский спрос населения на предметы потребления и спрос на новые средства

производства. В этих целях государство должно увеличивать инвестиции (капитальные вложения) в производство.

Во второй половине XX в. хозяйственная практика показала определенные преимущества государственного регулирования экономики по ряду следующих важных направлений.

1. Свободный рынок воздействует на производство после того, как товары созданы, и ничего исправить уже нельзя. Учет полезных результатов ведется методом проб и ошибок.

В противовес этому государственный регулятор действует еще до начала производства товаров и услуг: государство, заранее прогнозирует и планирует конечные результаты. Таким способом можно предотвратить некоторые нежелательные последствия стихийных хозяйственных действий.

2. Рынок не в состоянии предотвратить или ликвидировать тот ущерб, который наносит обществу неконтролируемое поведение его участников. Так, частные субъекты рынка загрязняют окружающую среду, создают «проблемы больших городов». По словам профессора П. Хейне («Экономический образ мышления»), возникает «проблема безбилетника». Под «безбилетником» подразумевается человек, который не прочь пользоваться какими-то выгодами, не оплачивая их. Однако если никто не платит за блага, то кто же станет их производить? Только государство способно справиться с регулированием внешних эффектов. Это становится одной из его функций.

3. Частные товаровладельцы не берутся за крупные изменения отраслевой структуры национального хозяйства, ибо это не дает им быстрой выгоды.

Именно государство может осуществлять крупномасштабные структурные перемены. Оно располагает необходимыми для этих целей ресурсами и способно применить их за более короткий срок.

4. Субъекты рынка не стремятся вкладывать свои частные капиталы в такие области, которые не дают им достаточной прибыли. Это касается, скажем, школьного образования, фундаментальных наук. Только государство создает и поддерживает за счет своего бюджета нерыночный, некоммерческий сектор экономики.

Вместе с тем государственный регулятор имеет ряд существенных недостатков. Так, он слабо и с большим запозданием улавливает изменения потребительского спроса, очень медленно уравновешивает спрос и предложение по их объему и структуре. Государственный сектор, действующий за счет бюджетных средств (собранных государством налогов), мало заботится о повышении эффективности производства.

Со временем обнаружились существенные недостатки модели хозяйственного регулирования, разработанной Дж. Кейн-сом. Например, оказался неоправданным расчет на инфляцию как на способ расширить совокупный спрос и обеспечить подъем производства. Дала отрицательные результаты чрезмерная централизация управления экономикой, подрывавшая частную предприимчивость. Так, в США в период увлечения кейнсианской теорией допускался большой произвол государственных чиновников по отношению к предпринимателям. До середины 70-х годов ежегодно издавалось до 7000 правил и указаний, ограничивающих деятельность частного бизнеса.

В 70-80-х гг. в западных странах начался процесс приватизации государственной собственности. Были снижены налоги на прибыль и расширены возможности для развития капиталистического предпринимательства, усилена антиинфляционная политика государства.

Интересные обобщения мы находим в опубликованном в 1997 г. докладе Мирового банка «Государство в меняющемся мире». Обобщив данные за 50 лет, авторы доклада пришли к такому выводу: эффективное государство жизненно необходимо для экономического процветания, развития образования и здравоохранения. Они видят роль государства не как непосредственного участника экономического роста (в отличие от кейнсианского учения), а в качестве гаранта (поручителя): а) основ законности; б) политической и макроэкономической стабильности; в) социального обеспечения и образования; г) защиты окружающей среды.

Стало быть, не только рынок, но и государство не являются идеальным макрорегулятором национального хозяйства.

 

28. Экономическая политика

Финансовое регулирование экономики.

Финансы - совокупность всех денежных средств, которыми обладают домашние хозяйства, предприятия и государство.

На низшем уровне - на предприятиях и в домашних хозяйствах - образуются первичные финансы. Здесь собственники факторов производства применяют труд и его вещественные условия для получения первичных доходов, в том числе денежных средств. Эта исходная финансовая деятельность включает два момента: образование денежных средств (что происходит посредством начального распределения доходов) и расходование таких средств.

Первичные финансы служат базой вторичных финансов государства. Они образуются в результате последующего распределения (или перераспределения) доходов главным образом с помощью налогов.

С образованием государственного сектора макроэкономики и возрастанием роли ее централизованного регулирования у

государства сосредоточились возрастающие суммы денег. Начиная с 60-70-х гг. в ведущих западных странах перераспределялось 50% и более всего объема национального дохода.

Государство осуществляет современное финансирование экономики по следующим основным направлениям:

а) денежными ресурсами обеспечиваются наиболее перспективные научные исследования, от которых зависит прогресс техники и технологии во всем национальном хозяйстве;

б) значительные денежные средства расходуются на воспроизводство квалифицированной рабочей силы (сферу образования, повышение уровня квалификации и изменение профессиональной структуры работников);

в) военные расходы (закупки товаров на военные цели, оплата военных заказов);

г) затраты на социальные цели;

д) улучшение воспроизводства капитала (кредиты и денежные пособия предпринимательскому капиталу в соответствии с национальными программами хозяйственного развития).

Главная финансовая задача на уровне макроэкономики состоит в том, чтобы денежные расходы государства приносили осязаемую пользу национальному хозяйству, вызывали рост общей экономической и социальной эффективности. Такая задача решается путем разработки фискальной политики.

Фискальная политика - совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Она зависит от поставленных стратегических задач, таких, как антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией. Эта политика включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

К прямым относятся способы бюджетного регулирования. Средства государственного бюджета идут на: а) расширение воспроизводства; б) непроизводительные расходы государства;

в) развитие инфрастуктуры, научных исследований и т.п.;

г) проведение структурной политики; д) содержание военно-промышленного комплекса и т.п.

С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится достичь возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов различают два вида фискальной политики государства: а) дискреционную и б) недискреционную.

А. Дискреционная политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение с целью улучшить экономическое положение страны. При этом учитываются следующие проверенные на практике количественные зависимости между финансовыми переменными величинами.

Первая зависимость: рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятости трудоспособного населения.

Вторая зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

Б. Второй вид фискальной политики - недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилизатор - экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством.

Из сказанного видно, сколь большое место занимает налогообложение в финансовом регулировании макроэкономики. В связи с этим одним из главных направлений фискальной политики государства является совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов. При этом важно установить оптимальную налоговую ставку (размер налога на единицу обложения). Различаются следующие ставки налога:

твердые, которые устанавливаются на единицу объекта независимо от его стоимости (например, на автомашину);

пропорциональные, т.е. единый процент уплаты налогов независимо от размеров доходов;

прогрессивные, возрастающие с увеличением доходов.

Фискальная политика получает конечную форму в виде государственного бюджета.

29. Сущность и виды инвестиции

Инвестиции – это лекарство для экономики.

Сбережения можно хранить в 2 формах:

1. В виде накоплений, которые просто хранятся у владельца, но не «работают»; выгода только в растягиании потребления во времени.

2. В виде инвестиций. Инвестирование – использование сбережений, с целью получения дохода.

Инвестирование – превращение сбережений в капитал; доходная форма использования сбережений (больше отвечает принципам экономического поведения). Они осуществляются в виде денежных средств, кредитов, ценных бумаг, а также вложений в движимое и недвижимое имущество, интеллектуальную собственность и другие ценности. Подобное определение инвестиций можно назвать бухгалтерским, так как оно охватывает инвестиции во все виды активов фирмы, те в денежный и реальный капитал. Инвестиции в реальный капитал ведут к воспроизводству и обновлению основного капитала. Когда речь идет об инвестициях вообще, обычно имеют в виду именно эти инвестиции. Подобное определение можно назвать экономическим.

Инвестиции в денежный капитал – это средства для будущего инвестирования в реальный капитал страны, часть которых в таковой может и не превратиться.

Чтобы инвестиции имели место, необходимо:

1. присутствие склонности к сбережению у населения.

Инвестиции возможны как за счёт собственных сбережений, так и взятых в кредит. В последнем случае необходимо, чтобы получаемый процент и тот, к-ый нужно вернуть, имели положительную разницу (должен существовать навар).

2. Найти нишу в пр-ве, где они приносили бы прибыль, -- нужно найти объект инвестирования.

3. Найти ресурсы, к-ые будут приобретены на инвестиционные средства (машины, рабочие, предприниматели...) – если их нет, инвестиции не смогут приносить доход.

4. Наличие определённых правовых институтов, которые разрешили бы инвестирование (юридическое оформление инвестиций).

Виды инвестиций.

1. Реальные и финансовые.

Реальные – инвестиции в производство (в реальный сектор экономики), трансформируются в реальный капитал, обеспечивают приращение материально-технической базы (здания, оборудование, специалисты...);

Финансовые – инвестиции в финансовый сектор экономики, превращение денег в ценные бумаги, облигации (то, что ф-ционирует на финансовом рынке).

Реальные инвестиции в общей сумме составляют валовые инвестиции в реальный сектор.

Реальные инвестиции делятся на 2 типа:

а) Репродукционные (амортизационные) – инвестиции, которые обеспечивают просто воспроизводство, простое повторение процесса производства, поддерживают МКС в прежних масштабах (замена износившегося оборудования). поступают из амортизационного фонда;

б) Чистые инвестиции – используются для расширения пр-ва, чтобы МКС и её микроэкономические компоненты увеличивались в масштабах. Поступают из фонда накоплений. Фонд накопления образуется за счёт отчислений: от прибыли, процента, зарплаты, от ренты...

Амортизационные инвестиции делятся на:

- Простая замена оборудования (в том же точно виде, как раньше);

- на модернизацию оборудования (оно заменяется и становится более эффективным).

Чистые инвестиции делятся на:

- Инвестиции в производительный (вещественный) капитал. В свою очередь делятся на: (инвестиции в производительный капитал – это то, что функционирует в процессе производства (здания, оборудование и проч)

§ Инвестиции в здания и сооружения (в основной капитал) -- служат примерно 50-100 лет;

§ В машины, станки -- 5-10 лет;

§ Увеличение запасов (сырьё, полуфабрикаты, топливо) -- используется постоянно.

- Инвестиции в непроизводственную сферу (жилищное строительство, школы, больницы, Московский Университет).

- Инвестиции в человеческий капиталл.

 

в) Натуральные прямые инвестиции – осуществляются без помощи денег.

г) Косвенные – должны быть в денежной форме с последующем приобретением необходимого в процесссе производства товара (фермер продаёт тёлочку, покупает трактор).

 

2. Автономные и производные.

Производные – связаны с ростом дохода (сбережения растут, нужно найти им применение);

Автономные – возникают в связи с появлением выгодной ниши вложения капитала (тех прогресс: созданы новые машины, чтобы их использовать и в будущем получить прибыль, нужно найти деньги; открываются новые территории (Дальний Запад в США, при Советской власти в России -- малоосвоенный север);

3. В зависимости от собственности: частные, муниципальные, региональные, федеральные, иностранные.

4. По географическому направлению -- в своём городе; не в своём городе, но в своей стране; не в своей стране, а зарубежом.

5. По отраслевому принципу: в промышленность, сельское хоз-во, в культуру...

 

По мере развития макроэкономических систем инвестиции растут (в цивилизованных странах): мировые инвестиции: 1980 -- 2трлн долларов; 1990 -- 3 трлн долларов; 2000 -- 4 трлн долларов. В России инвестиции сокращаются.

 

30. Макроэкономическа нестабильность

В идеальной модели рыночной экономики ВНП устойчиво возрастает, а уровень цен остается стабильным или, по крайней мере, изменяется незначительно. Все ресурсы используются пол­ностью и эффективно. Отсутствуют безработица и инфляция.

Однако действительность далека от идеала. Вместо устойчи­вого роста производство движется циклически через подъемы и спады. При общей тенденции к росту показатель заня­тости испытывает существенные колебания. Во всех странах на­блюдается рост цен. Он может быть большим или меньшим, но повышение цен стало хроническим.

Признаки макроэкономической нестабильности:

1. Разбалансированность макроэкономических систем

2. Экономика не носит прочного характера

3. Не полностью используется макроэкономический потенциал

4. Не достигается макроэкономическая эффективность

5. Экономика несет потери

Основные формы проявления макроэкономической нестабильности:

1. Инфляция

2. Безработица

3. Дефицит

4. Перепроизводство

5. Кризисы, депрессии, застой

31. Инструменты и механизмы государственного регулирования экономики

Смешанная система управления

Проведенный сравнительный анализ регулирующей деятельности рынка и государства позволяет сделать важные заключения.

Во-первых, очевидно, что нет такого идеального регулятора, который способен избавить общество от трех зол: кризисов, безработицы и инфляции. Кстати, во всех «экономике» эти явления признаются, по существу, вечными проблемами.

Во-вторых, в ходе дискуссии зарубежных экономистов по поводу того, какой макрорегулятор лучше, убедительно доказана неполноценность и исключительно рыночного, и только государственного хозяйственных механизмов. Вместе с тем то, чего лишен один механизм, в достаточной степени имеет другой.

В-третьих, чтобы улучшить управление национальным хозяйством, разумнее всего не менять один регулятор на другой, а перейти к смешанному типу управления, в котором органически соединяются достоинства обоих хозяйственных механизмов.

Лауреат Нобелевской премии по экономике П. Самуэльсон основал концепцию нового (третьего) макрорегулятора. П. Самуэльсон и В. Нордхаус определили его так: «Для всех промышленно развитых стран характерна смешанная экономика, в которой рынок определяет выпуск и устанавливает цены в большинстве отдельных его секторов, а государство управляет экономикой в целом с помощью программ налогообложения, расходов и кредитно-денежного регулирования. Обе стороны - рынок и государство - важны для бесперебойного функционирования экономики. Существование экономики без одной из этих сторон невозможно. Тип смешанного управления национальным хозяйством имеет следующие специфические черты.

1. Новый регулятор объединяет устойчивость государственного управления, необходимую для удовлетворения общественных потребностей (нужд нерыночного сектора и социальной сферы), и гибкость рыночного саморегулирования, что требуется прежде всего для удовлетворения многообразных и быстро меняющихся личных запросов.

2. Только тип смешанного управления позволяет оптимально сочетать высшие макроэкономические цели: эффективность хозяйствования; социальную справедливость;

стабильность экономического роста.

3. Новый регулятор способен наилучшим образом сбалансировать совокупный спрос и совокупное предложение.

Смешанная система управления фактически действует во всех промышленно развитых странах мира. Вместе с тем эта система имеет множество вариантов, которые зависят от степени участия государства в хозяйственной деятельности и разнообразия его функций в разных странах. При минимальном участии государства в регулировании экономики его органы по меньшей мере: а) обеспечивают рынок деньгами; б) регулируют внешние эффекты (побочные последствия деятельности субъектов рынка); в) управляют государственным сектором экономики. При максимально допустимом участии в хозяйственной деятельности государство дополнительно выполняет такие функции: а) создает условия для эффективного предпринимательства; б) стабилизирует экономический рост; в) регулирует социальные отношения.

Наиболее отчетлив третий тип макрорегулирования в Южной Корее, Тайване и других странах Восточной Азии. Здесь плановое воздействие государства на ход экономического развития сочетается с могущественными рыночными силами.

Во всех странах важнейшим рычагом смешанной системы управления выступает государственное финансовое регулирование.

32. Сущность и функции финансов

Финансы как экономическая категория. Денежные отношения, включаемые в понятие финансов. Финансы и распределение валового внутреннего продукта и национального дохода. Финансовые ресурсы, механизм их формирования и направления использования. Определение финансов.

Функции финансов: распределительная, контрольная, регулирующая. Роль финансов в расширенном воспроизводстве.

Централизованные и децентрализованные финансовые фонды денежных средств.

Государственные финансы, финансы предприятий и коммерческих организаций.

Роль финансов РФ в создании эффективной рыночной экономики, ее сбалансированном развитии. Воздействие финансов на сферу социальных отношений. Связь финансов с денежным обращением, кредитом.

Финансовый механизм, роль его отдельных элементов в становлении рыночных отношений

Финансы - это совокупность всех денежных средств находящихся в распоряжении предприятия, государства, а также система их формирования, распределения и использования.

Финансы - это экономические отношения, которые связанные с образованием, распределением и использованием денежных фондов в целях выполнения функций и задач государства, а также обеспечения условий увеличения производства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 2138; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.