Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции финансов




  1. Распределительная — посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;
  2. Контрольная — заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;
  3. Регулирующая — вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;
  4. Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

33. Структура финансовой системы

Финансовая система – это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, при чем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В современных условиях роль и значение государства во всех странах возрастают, вследствие чего возрастают и затраты общества на его содержание. Как показывает практика современной рыночной экономики, основной причиной этой тенденции является изменение содержания функций государства в обществе. Если причина создания государства – стремление человека к разделению труда, то становится ясно, что главная задача государства та, ради чего оно первоначально создавалось: оно должно обеспечить наиболее эффективное разделение труда. Оно должно создать систему, обеспечивающую удобное и эффективное разделение труда с низкой долей затрат на осуществление товарообмена. Доля затрат на осуществление товарообмена называется издержками обращения. В издержки обращения можно включить все непроизводственные доходы, возникающие с момента производства товара до того, как он был потреблен. Наиболее известная и эффективная форма реализации системы, обеспечивающей разделение труда, есть система товарообмена при помощи

денег – финансовая система. Финансовая система не есть только лишь сами по себе деньги. Она включает в себя весь комплекс отношений связанных с товарообменом –

это и банки, и схема эмиссии, и механизм размножения денег (кредитная система), в нее можно включить и торговые сети и многое другое: все, что способствует товарному обращению между субъектами производства. Система разделения труда может быть не только денежной, но и любой другой. Если мы сможем придумать метод, при помощи которого разделение труда будет реализовано более эффективно, нежели при помощи денег, то наверняка мы можем заменить ей денежную систему. Например, в условиях войны государство практически полностью мобилизует промышленность на военные нужды и вводит директивное управление экономикой. Ясно, что в таких условиях нет места свободному товарообмену, а деньги играют чисто номинальную роль. Стало быть, механизм разделения труда, который применяется в государстве зависит от конкретной ситуации, в которой находится государство. Различные формы реализации финансовой системы по-разному стимулируют развитие технологий, качество продукции, удовлетворение нужд потребителей. Допустим, что одна система создает конкурентную среду, ведущую к технологическому прогрессу, но не позволяет сделать количественный скачок в объемах производства в течение короткого времени, а другая система действует наоборот – позволяет совершить быстрый скачок в короткое время, но не создает конкурентную среду. Если у нас отсталое либо разрушенное войной государство, то мы можем применить второй вариант финансовой системы на достаточно небольшой срок.

После совершения рывка в объемах производства, тогда, когда потенциал этой системы «выдохнется», мы должны применить первый вариант на неопределенный исторический срок. Если мы придумаем какую-либо иную систему, хорошо обеспечивающую разделение труда, то она может быть вполне приемлемой. Единственным критерием ее приемлемости может быть лишь то, насколько удобно при этом осуществляется товарообмен, насколько велики издержки, возникающие при этом, насколько она стимулирует технический прогресс. Например, в сегодняшней России доля производственных затрат в розничной цене продукции зачастую составляет 20-30 %. Известны случаи, когда она доходит до 5-10 %. Остальное есть непроизводственные затраты: надбавленная стоимость создаваемая предпринимателем, вложившим в дело капитал, перепродавцами продукции. Все это можно включить в издержки обращения. Они по порядку величины равны или превышают в несколько раз сами производственные затраты. Факт того, что издержки обращения велики, говорит о том, что главная задача государства исполняется плохо.

В любой системе важен любой фактор, влияющий на ее устойчивость. Если мы хорошо изучим конкретную финансовую систему, то мы можем найти в ней слабое звено. Оно может быть, на первый взгляд, весьма незначительным. Если мы воздействуем на него, мы можем порвать в цепи слабое звено, дестабилизировать систему и достигнуть разрушения всей системы. В современных условиях финансовая система состоит их четырех звеньев – государственного бюджета, муниципальных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. В совокупности они и составляют своеобразную финансовую основу социально-экономической деятельности государства. Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финан-

сового распределения: внутрихозяйственное – финансами предприятий, внутриотраслевое – финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное – государственным бюджетом, внебюджетными фондами. Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы. В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходи мости помощь. Она производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам. Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства. Структура бюджетных расходов и доходов и доля отдельных статей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой приблизительно следующие, %:

Расходы

Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образова-

ние, социальные пособия, субсидии бюджетам местных

властей на эти цели.

40 – 50

Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в ин-

фраструктуру, дотации государственным предприятиям,

субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление

государственных программ.

10 – 20

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внеш-

ней политики, включая содержание дипломатических

служб и займы иностранным государствам.

10 – 20

Административно-управленческие расходы: содержание

правительственных органов, полиции, юстиции и проч.

5 – 10

Платежи по государственному долгу.

до 7 – 8

Доходы

Налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошли-

ны, гербовый сбор).

75 – 85

Налоговые поступления: доходы от государственной собст-

венности, государственной торговли.

5 – 8

Взносы в государственные фонды социального

страхования, пенсионный, страхования от безработицы.

10 – 12

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов. На уровне штатов, земель областей, городов, районов действуют местные органы власти. Их деятельность финансируется за счет местных денежных фондов – местных финансов. Как правило, они не являются составной

частью государственного бюджета, относительно самостоятельны.В современных условиях во всех странах наблюдается тенденция опережающего роста местных финансов по сравнению с финансамицентральных правительств, что свидетельствует о возрастающей роли местных органов власти как в экономических, так и политических процессах общества. Составными частями местных финансов являются: местные бюджеты, местные фонды специального назначения и финансы муниципальных предприятий. Местный бюджет имеет такую же структуру, как и центральный. Он включает доходы и расходы местных органов власти, действует на территории административных единиц, органы которых его принимали. Доходная часть местного бюджета формируется за счет налоговых по ступлений, являющихся собственностью местных органов власти, субсидий и дотаций из центрального бюджета и муниципальных займов.

Местные налоги, как правило, подразделяются на несколько групп.

Первую группу во всех странах составляют налоги, которые используются исключительно для формирования местного бюджета. Вторая группа отражает специфику налоговой системы страны. Особую группу налогов, поступающих в местный бюджет, составляют налоги на занятие торговлей и выдачу лицензий. Местные органы власти, распоряжаясь принадлежащей им собственностью, получают дополнительные средства в бюджет. Доходная часть местных бюджетов недостаточна для финансирования деятельности местных органов власти. Поскольку их деятельность связана не только с выполнением местных задач, но и участием в выполнении общего сударственных программ, правительство из государственного бюджета выделяет им финансовую помощь в виде субсидий и субвенций. И субсидия, и субвенция – это государственная дотация местному бюджету. Несмотря на юридическую самостоятельность бюджета, тем не менее, получая из центрального бюджета 30-40% доходов, местные органы власти вынуждены в своей деятельности постоянно принимать во внимание решения центрального правительства. В противном случае дотации могут быть сокращены либо совсем прекращены. Несмотря на проводимую во многих странах приватизацию, государственный сектор в экономике продолжает играть большую роль. Основной источник финансов государственных предприятий определяется их взаимоотношениями с центральным правительством. С одной стороны, они, как и все фирмы и компании страны, обязаны платить налоги в государственный и местный бюджет, с другой – получают субсидии из центрального бюджета для финансирования своей деятельности. Во многих странах в целях обеспечения формирования финансов государственных предприятий центральные правительства законодательно уменьшают им налоги (или совсем освобождают от уплаты налогов). Главной особенностью государственных предприятий является их обычно невысокая рентабельность, хотя в отдельных фирмах эффективность производства не уступает частным предприятиям. Разные уровни рентабельности отражаются на формировании финансов государственных предприятий. Те государственные предприятия, которые в состоянии действовать рентабельно, то есть не только возмещает

свои издержки производства, но и получают прибыль, имеют самостоятельный, автономный бюджет; в центральном государственном или местном бюджетах фиксируются лишь финансовые результаты их деятельности. Те предприятия, деятельность которых нельзя определять с точки зрения эффективности (поскольку производят социально значимую продукцию), финансируются из государственного бюджета, т.е. находятся на бюджетном финансировании. В государственный бюджет включаются их доходы и расходы. Специальные правительственные фонды – важнейшее звено финансовой системы современных государств. По своей сущности они представляют собой денежные фонды специального назначения. Эти фонды создаются с целью финансирования выполнения возникающих задач. Поскольку каждая страна имеет свои специфические задачи, по стольку нет единой классификации правительственных фондов. К тому же их количество и назначение в каждой стране при переходе от одного этапа развития к другому меняются. Правительственные фонды отличаются друг от друга в зависимости от срока действия, цели использования, правового положения. Как правило, действие многих фондов ограничено во времени. После разрешения конкретной задачи необходимость в конкретном фонде отпадает. Такие фонды называются временными. Другие создаются на длительное время. Их называют постоянными. В зависимости от цели использования государственные специальные фонды подразделяют на следующие:

- научно-исследовательские;

- экономические;

- социальные фонды;

- фонды личного и имущественного страхования;

- военные фонды;

- инвестиционные фонды.

Основная часть специальных фондов образуется либо за счет государ ственного бюджета, либо за счет местных бюджетов (местные специальные фонды). Их источником являются прямые государственные субсидии или отчисления от налоговых поступлений. Некоторые фонды (личного и имущественного страхования) образуются за счет добровольных взносов юридиче ских и физических лиц.

34. Модель IS-LM

. Модель Гикса (или модель "I-S, L-M").

Построена в 1937 году, автор в 1970 году получил нобелевскую премию. В 1953 году модель была усовершенствована Ханком.

Задача:

отразить двойное равновесие на одной модели -- между товарным рынком (где реализуются товары, составляющие валовой продукт страны) и денежным рынком (где продаются и покупаются деньги, капиталы). Эти 2 рынка определяют всё функционирование МКС.

Модель:

Рыночное пространство: на оси абсцисс объём пр-ва (выражается через валовой продукт, чистый продукт или национальный доход), а в кач-ве связующего показателя на оси ординат откладыватеся величина процента -- то, что едино и на рынке товаров, и на рынке денег.

На этой рыночном пространстве строятся две кривые:

I-S -- сверху вниз, слева направо и

L-M -- снизу вверх, слева направо.

Их пересечение и даёт двойное (в данном случае -- общее) равновесие.

Рассмотрим кривые.

-- I-S содержит в себе все точки равновесия на товарном рынке. Каждая точка на этой кривой означает равновесие на товарном рынке при разных сочетаниях объёма пр-ва и ставки процента.

Почему "I-S"?

Гикс был Кейнсианцем, а Кейнс оч любил показывать равновесие между инвестициями ("investments")и сбережениями ("Savings").

 

-- L-N содержит в себе все точки равновесия на денежном рынке. Каждая точка кривой обозначает равновесие при определённом соотношении величины процента и объёма пр-ва.

Почему "L-m"?

"L" -- спрос на ликвидность, а "M" -- масса денег (деньги, к-ые предложены МКС).

Т.е. равенство спроса и предложения на деньги.

 

Таким образом, пересечение кривых "I-S" и "L-M" означает двойное равновесие ("равновесие равновесий").

Соответствующий этой точке объём пр-ва Q есть общий равновесный объём пр-ва МКС.

 

Как строятся кривые "I-S" и "L-m"?

Уравновешивание расходов и процента:

На оси абсцисс -- расходы, на оси ординат -- величина процента.

При высоком проценте люди стараются деньги не расходовать, а вкладывать в банк. Чем меньше процент, тем расходы больше.

Их зависимость выражается кривой: слева направо, снизу вверх.

Уравновешивание расходов и доходов:

На оси абсцисс -- доходы, на оси ордина -- расходы.

(Расходы в данном случае соответствуют Валовому продукту, потому что ВП определяет доходы. А Валовой продукт соответствует пр-ву).

Гикс поступает, как Кейнс на своей модели равновесия: проводит биссектрису первого квадранта, каждая точка к-ой имеет своё соотношение расходов и доходов (координаты всех точек биссектрисы равны между собой).

Все это переносится на совокупную модель, где на оси ординат -- процент, на оси абсцисс -- объём пр-ва.

Находим соответствия между параметрами объёма пр-ва и соответствующим процентом -- кривая "I-S" построена.

 

Построение модели "L-M".

Шаги:

а) Строиться модель зависимости спроса на деньги от процента (процент по ординате).

Не уверен, но, похоже, что кривая постоянно убывает.

б) Теперь строим модель спроса на деньги в зависимости от объёма пр-ва (т.е. объём пр-ва и капитала):

по мере роста пр-ва увеличивается спрос на деньги.

в) Теперь собственно модель денежного рынка: спрос и предложение на деньги.

На этой модели строим кривую (координаты из первого графика) -- находим L1, l2, l3... -- находим равновесные проценты (проценты, соответствующие денежному равновесию, поскольку первая модель была уравновешена);

Из второй модели откладываем q1, Q2, Q3... (объём пр-ва при соответствующем проценте) -- соединяем, получаем кривую равновесного пр-ва при определённом проценте и объёме пр-ва.

 

На пересечении кривых "I-S" и "L-M" и находится равновесный объём пр-ва.

 

Факторы, влияющие на расположение кривых "I-S" и "L-m":

1. Кривая "I-S" перемещается влево (объём пр-ва и цены падают) и направо (объём пр-ва и цены растут);

Факторы:

Такие же, как и при анализе частичного равновесия на товарном рынке -- личное потребление, ивестиции, гос расходы, чистый экспорт;

2. Кривая "L-M" перемещается под влиянием факторов, обуславливающих изменение равновесия на денежном рынке (которые меняют спрос и предложение на рынке денег):

спрос растёт, диния "L-M@ перемещается влево (процент увеичивается, пр-во сокращается);

Спрос на деньги падает, кривая "L-M" перемещается направо -- процент падает, объём пр-ва растёт.

Предложение денег увеличивается, -- кривая перемещается направо (процент сокращается, объём пр-ва растёт)...

 

Общий вывод:

Гос-во имеет в своих руках серьёзные рычаги воздействия на МКР (на каждый из рассмотренных элементов может воздействовать гос-во).

 

 

35. Типы циклов

В рыночной экономике состояние равновесия периодически нарушается. Наблюдается определенная цикличность, повторяемость в функционировании национального хозяйства, когда периоды подъема сменяются периодами спада. Цикличность можно определить как движение национальной экономики от одного макроэкономического равновесия к другому.

Экономический цикл включает в себя ряд последовательных, сменяющих друг друга фаз, выражающих неравномерность экономического развития. В конечном итоге через цикличность проявляется экономический рост, тк движение происходит не по кругу, а по спирали.

Экономическая теория выделяет ряд циклов экономического роста: Длинноволновые циклы, выражающие долговременные колебания экономической активности с периодом около 50 лет и получившие названия «циклов Кондратьева» (по имени русского экономиста); нормальные (большие промышленные циклы) с периодом в 8-12 лет и малые циклы, или «циклы Китчина» продолжительностью 3-4 года. Это тот срок, который необходим для массового обновления основных фондов.

1. Малые (короткие) циклы - это регулярные колебания уровня деловой активности, которые происходят каждые 3-4 года. Они связаны с необходимостью восстановления равновесия на потребительском рынке. Дефицит товара или услуги на рынке вызывает перепрофилирование производства и появление новой структуры отрасли или народного хозяйства с внутренней перегруппировкой имеющихся производственных сил и мощностей.

2. Нрмальные циклы или промышленные – кризисы, связанные в основном с изменением спроса на оборудование и сооружения.

3. Большие циклы называют также "длинными волнами" Кондратьева. Н.Д.Кондратьев открыл в 1922г. периодичность научно-технического и социального развития общества. Эти процессы находят свое отражение и в экономике: изменяются темпы роста общественного производства, занятость, структура хозяйства. Большой цикл продолжается 40-60 лет. Согласно этой теории цикл состоит из двух волн — повышательной и понижательной, каждая из которых продолжается около 30 лет. Повышательной волне предшествует всплеск технических изобретений, в процессе нарастания этой волны расширяются мировые экономические связи. Длинные волны вмещают в себя несколько деловых циклов и оказывают существенное влияние на характер протекания последних. Движущей силой больших циклов являются революционные научно-технические открытия, оказывающие существенное влияние на способ производства и полностью обновляющие производственную базу. Большой кризис сопровождается обновлением всей системы рыночных отношений, условий производства и обмена, преобразованием структуры экономики (возникновением новых отраслей) и ценовых пропорций. Часто кризис сопровождается изменениями в социально-политической и культурной сферах: прогрессивными реформами, войнами, изменениями границ и т.п.

Э.Хансен, основываясь на данных экономической истории США, излагает концепцию множественности циклов. По его мнению, данные по развитию народного хозяйства Соединенных Штатов позволяют выделить по крайней мере четыре модели циклических колебаний:

1) "малые циклы" — длятся от 2 до 9 лет и порождаются неравномерностью воспроизводства оборотного капитала (на базе колебаний капиталовложений в товароматериальные запасы);

2) "большие циклы" — продолжительностью 6-13 лет, причиной которых служит неравномерность вложений в основной капитал;

3) "строительные циклы" — продолжаются в среднем от 17 до 18 лет с амплитудой колебаний от 16 до 20 лет.

Данная модель цикла касается только строительства зданий. Механизм колебаний, по Хансену, здесь таков: допустим, в какой-то момент на рынке обнаружилась нехватка жилья. Рынок реагирует ростом цен на жилплощадь и повышением квартплаты. Резко растут инвестиции в жилищное строительство. Заложенных долгов в принципе уже достаточно для покрытия спроса, но поскольку они еще не достроены, цены на жилплощадь и квартплата продолжают расти. Так раскручивается маховик строительного бума, закладываются все новые и новые фундаменты. В один прекрасный день первая партия зданий, достаточная для удовлетворения спроса, вводится в строй, квартплата и цены падают, но здания с заложенными фундаментами все равно достраиваются, так возникает перепроизводство и спад в строительной индустрии. Строительные циклы порождаются наличием временного лага между возникновением потребности в новых зданиях и моментом удовлетворения этой потребности;

4) "вековые циклические волны" — длительностью до полувека и более — вызванные фундаментальными переворотами в технике, крупными сдвигами в производстве (нечто вроде "длинных волн конъюнктуры" Н.Д.Кондратьева, на чью статью ссылается Э.Хансен).

36. Формы заработной платы

Формы ЗП:

1. Повременная:

основа -- кол-во времени.

а) Простая Повремённая -- пропорционально отработанному времени: (стоимость часа, дня, недели, полумесяца);

б) Штрафная система повремённой ЗП -- за плохую работу накладывались штрафы и суммарная ЗП оказывалась меньше;

в) Современная модификация повремённой ЗП (на тех пр-вах, где невозможно оценить личный вклда работника -- автомат пр-ва и проч); в некотор сранах до 60% всей ЗП.

2 существенных изменения:

- Учитывается квалификация работника (тарифно-квалификационные справочники); Квалификационные требования к каждому работнику.

В результате возникает квалификационная сетка -- в России 18 разрядов (ректор -- 18-ый, Волков -- 17, лаборант -- 4-ый и тд). Зарплата умножается на тарифный коэффициент.

б) Введение системы премий -- премиальная ЗП. -

 

2. Сдельная ЗП:

основа расчёта -- кол-во изготовленной продукции, объем выполненной работы.

1. Поштучная;

б) Поурочная -- устанавливается норма выработки, за неё ЗП. Сколько от нормы выполнил, столько и получаешь;

Разновидности:

- Прямая простая сдельщина -- рост заработка пропорционален выполненной работе;

- Сдельно-прогрессивная -- чем больше изделий, тем больше стоит штука;

- Сдельно-регрессивная -- каждое сверх нормы стоит дешевле.

- Сдельно-премиальная -- за экономию, рационализаторство и проч.

- Индивидуальная сдельщина -- на каждого работника;

- Бригадная сдельщина -- на бригаду, а внутри бригады происходит распределения;

- Аккордная -- "Постройте дачу -- 100 тыс рублей". Чем быстрее, тем тебе же лучше.

 

3. Жалованья -- повремённая ЗП;

4. Гонорары -- разовые выплаты по договору;

5. Комиссионные -- оплата в зависимости от размеров сделок;

6. Призовая система оплаты труда -- у спортсменов;

7. Дополнение к ЗП: участие в прибылях компании, раздача рабочим акций;

8. "Невидимая" ЗП -- соц выплаты (путёвки в дома отдыха, оплата детских садов, талоны в столовую и проч).

 

37. Экономически активное население

Статистические органы обычно вы­деляют несколько категорий, имеющих отношение к занятости. Население охватывает всех граждан данной страны. Самодеятель­ное, или рабочее, население — все граждане, достигшие 16-летне­го возраста (США, Франция, Швеция, Великобритания, Россия), 15-летнего возраста (Австралия, Канада, Германия, Япония, Гол­ландия, Италия). Рабочая сила включает тех совершеннолетних граждан, которые работают по найму, или оказались безработными.

Население делится на неинституционное и институционное.

Неинституционное:

1. Дотрудоспособные (до 15 лет). В России приблизительно 30.5 млн

2. Трудоспособные – женщины (16-54), мужчины (16-59). В России 83-84 млн

3. Послетрудоспособные. В России около 30.5 млн

Институционное – изолированные в спец институтах (тюрьмы, псих.больницы). В России более 1 млн.

Безработные — это граждане, способные и желающие трудиться, иметь рабочее место, дающее право на получение дохода.

К безработным не относятся лица, не способные трудиться (по возрасту, состоянию здоровья). Трудоспособные, но по тем или иным причинам не претендующие на рабочее место (домаш­ние хозяйки), не учитываются в статистике безработных. Лица. способные работать и ищущие работу, но не зарегистрирован­ные на бирже труда, не попадают в статистику безработицы.

Различают полностью или частично безработных. К послед­ним относятся лица, занятые неполный рабочий день или непол­ную рабочую неделю по экономическим причинам (из-за отсутст­вия рабочих мест с полными ставками). При этом работники, по различным причинам добровольно претендующие на частичную занятость (например, желающие иметь больше свободного вре­мени, многодетные матери), относятся к занятым.

Критерии занятости населения:

ü Занятость должна быть полной

ü Должен быть занят каждый в соответствии со своей специальностью

ü Должна носить эффективный характер

ü Должна носить не инфляционный характер

ü Структура занятости должна соответствовать структуре экономической активности

Занятость обеспечивается по средствам найма рабочей силы.

38. Критерии заработной платы

Отчего зависит величина ЗП?

1. Экстенсивная характеристика труда (длительность раб времени);

2. Интенсивная характеристика труда (кол-во сделанной работы);

3. Качество труда -- оч важно, тк возможности количественного увеличения труда ограничены (раб день не больше 8 часов), есть ограничения кол-ва сделанной работы, а вот ка-во можно наращивать беспрепятственно.

Этот параметр выражается в:

а) Росте предельной производительности труда (увеличении стоимости предельного продукта);

б) Возможности создавать более совершенные (красивые, надёжные) изделия;

в) Возможности создания принципиально нового вида продукции.

 

39. Максимализация прибыли




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.105 сек.