Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выставочная планировка




Произвольная планировка

Боксовая планировка

Планировка, размещение оборудования в торговом зале.

 

1. Линейная планировка:

делится на разновидности:

 

А) решетка прямая Б) решетка поперек В) размещение елочкой
 
выводящая

 

   
Решетка предполагает размещение длинных прилавков или стеллажей параллельными рядами, разделенными проходами, таким образом, чтобы покупатели могли осуществлять покупки в определенной последовательности с наименьшими затратами времени. Данная планировка привлекательна простотой внедрения, установкой и эксплуатацией экономически выгодного стандартного оборудования.
  Решетка поперек – стеллажи, горки устанавливаются под прямым углом перпендикулярно движению людей. При решетке «колосок»прилавки размещают острым или тупым углом по отношению к направлению движения основного потока покупателей, образуя своеобразный колосок.

В любом случае при установке оборудования специалистам необходимо распределить торговый зал так, чтобы 60% площади принадлежало покупателем и 40% - под оборудование; на покупательский поток с односторонним движением отводились бы проходы шириной не менее 60 см, а с двусторонним движением по 60 см на каждый поток и дополнительно 30 см (следовательно 150 см).

 

(трек – петля)

Боксовая планировка представляет собой один центральный проход, к которому ведут несколько петляющих входов, заставляющих посетителя обратить внимание на все отделы, расположенные по ходу его маршрута и осуществить незапланированные импульсивные покупки.

 

Такая планировка делает маршрут более привлекательным, интересным. Такую планировку используют универмаги и крупные специализированные магазины предварительного выбора.

 

Она предполагает асимметричное расположение нестандартного оборудования и иных конструкций, проходов и других элементов планировки торгового зала.

Однако, применение нестандартного оборудования и расточительное использование площади делает этот тип планировки дорогим, затрудняет обзор.

Здесь царит расслабленная атмосфера, что способствует поощрению покупателя к покупке.

 

Первая ассоциация, которую вызывает слова «выставочная» - это магазин -демонстрационный зал, торгующий по образцам. Торговое оборудование и сам товар размещается вдоль стен. Периметр «выставки» дополняется островным расположением оборудования или товара подобно тому, как расположены скульптуры в художественной галерее. Традиционное использование выставочной планировки производится в магазинах светильников, предметов интерьера. Многие товары предполагают осмотр с разных сторон для получения полного впечатления об их свойствах.

Примером может служить мебельный супермаркет ИКЕА в Химках. Ее площадь составляет 28 000 м2. Мебельная его часть представляет собой выставку: огромные пространства отведены под готовые интерьеры: гостиные, спальни, детские комнаты, кухни, ванные, прихожие.

Специфика профессии:
Обычно под опекой мерчендайзера находятся от трех до двадцати магазинов. За рабочий день в идеале нужно объехать их все. На практике, если «подопечных» много, посещать каждую точку нужно не реже, чем раз в неделю-две. Неслучайно работодатели предпочитают брать на работу мерчендайзеров с личным автомобилем. Успеть везде, пользуясь общественным транспортом, практически нереально.

Место работы:
Оптовая и розничная торговля.

Личные качества:
Но если аналитические способности нужны не всегда, то исполнительность, коммуникабельность, уверенность в себе, убедительность – качества, необходимые всеммерчендайзерам без исключения. Именно эти черты приветствуются работодателями и могут перевесить профильное образование и опыт работы.

Карьера и зарплата:
В большинстве случаев мерчендайзер – это стартовая позиция. Настойчивые и целеустремленные долго на этом этапе не задерживаются, и уже через полгода-год становятся старшими мерчендайзерами.
Следующая ступень карьерной лестницы – супервайзер. Этот специалист руководит группой мерчендайзеров: координирует их работу, объясняет стратегиюпроведения рекламной кампании, принятую в данный момент в фирме. Супервайзер общается с руководством компании, от которого получает непосредственные указания.
Через несколько лет супервайзер может дорасти до торгового представителя компании в районе, городе и даже регионе. Высшая ступень – руководитель торгового представительства международной компании в какой-либо стране или группе стран.
Другой вариант развития карьеры – реклама и маркетинг. Некоторые мерчендайзеры переходят в рекламные отделы своих компаний и достигают на этот поприще больших высот – накопленный опыт позволяет.
Зарплата мерчендайзера зависит от опыта, уровня компании, объема работы.

Образование:
Абсолютное большинство работодателей предпочитает набирать молодых сотрудников (18-25 лет) и самостоятельно растить кадры. Для этого при крупных торгово-производственных компаниях действуют специальные учебные центры.

Также в обязанности может входить:

 

· увеличение доли полки товара

· выкладка товара согласно корпоративной планограмме

· размещение POS-материалов

· помощь в организации промоакций (взаимодействие с внутренним персоналом магазина)

· поддержание торгового запаса

· составление заказов

· корректировка розничных цен на товар

· аудит цен, долей полок и промоакций конкурентов

· решение локальных проблем в точке продажи

· размещение товара на промодисплеях

· поддержание товарного вида упаковки

Профессиональные навыки:

· наличие водительских прав и личного транспорта

· знание законов, регулирующих торговую и коммерческую деятельность

· знание основ менеджмента и маркетинга, психологии и социологии

Мерчандайзер является одним из элементов механизма мерчандайзинга.

Мерчандайзеров можно разделить на три вида:

1. мобильный (визитный) мерчандайзер. Мерчандайзер, который в течение рабочего времени посещает несколько магазинов, последовательно переходя из одного в другой.

2. стационарный мерчандайзер. Мерчандайзер, который осуществляет мерчандайзинг в течение всего рабочего времени в одном магазине.

3. универсальный (гибридный) мерчандайзер. Мерчандайзер с плавающим день ото дня графиком, который в зависимости от текущей необходимости осуществляет то функции мобильного мерчандайзера, то стационарного. Универсальный мерчандайзер также выходит на замену заболевших стационарных мерчандайзеров. У универсального мерчандайзера бывает смешанный цикл работы: часть рабочего времени он ездит по разным магазинам, часть рабочего времени находится в каком-либо магазине стационарно.


Постараемся разобрать наиболее основные и универсальные виды торгового оборудования, применяемые практически повсеместно: в магазинах, торговых центрах, павильонах, бутиках и прочих точках продажи товара.
Разбор без классификации, но в тексте будут даны разъяснения относительно назначения и сферы применения оборудования, итак:

- стеллажи металлические – один из наиболее распространённых и востребованных видов торгового оборудования, предназначенный для хранения и демонстрации товаров;

- витрины и прилавки – послужат целям размещения товара, как для помещения, так и с возможностью выноса на улицу. Витрины и прилавки – одно из основных наполнений небольших магазинов;

- торговые павильоны – это возводимые конструкции, которые способствуют организации торгового пространства, являются вместилищем для торгового оборудования. Благодаря востребованности области есть и обилие предложений производителей. Вы можете найти торговые павильоны любых размеров, от небольших с комнату, до просто гигантских. Всё зависит только от нужд и финансовых возможностей;

- кассовые кабины – это вид торгового оборудования, который независимо от сферы деятельности является одним из самых важных, если, пожалуй, не самым важным. Кассовые кабины могут быть индивидуальными и одиночными, а возможна и модульная установка кассовых кабин, что позволит сэкономить пространство, оптимизировать направление потоков покупателей;

- штрих-кодовое оборудование - логичное дополнение к вашему кассовому оборудованию, которое автоматизирует процесс покупателей, уменьшает физическую и эмоциональную нагрузку на продавцов. Использование штрих-кодового оборудования является не только "хорошим тоном", но и просто необходимостью, особенно в многолюдных торговых точках;

- корзины и тележки – вспомогательное торговое оборудование, которое изначально было предназначено для оптовых и мелкооптовых баз, сейчас всё чаще появляется даже в сравнительно небольших магазинах и торговых павильонах. Предназначенные для облегчения жизни посетителям корзины и тележки увеличат шанс того, что посетители будут вновь возвращаться именно в ваш магазин или торговый павильон;

- вешала – основное предназначение этого вида торгового оборудования – использование в магазинах одежды. Вешала для магазина с вещами – прекрасная альтернатива полкам и стеллажам. Различие размеров и материалов изготовления, высоты, сборность конструкций и прочие положительные факторы, делают их лучшим возможным выбором среди торгового оборудования для магазинов одежды;

- манекены – это торговое оборудование предназначено для демонстрации одежды в торговых павильонах и магазинах. Благодаря удачно расположенному перед витриной манекену вы можете привлечь заинтересованных покупателей;

- оборудование для освещения торговых помещений – очень значительный аспект функционирования любого магазина независимо от сферы деятельности и видов продаваемой продукции. Как говорится, освещение покажет вас «в лучшем свете» или же наоборот, может показать в свете непривлекательном. Выбор оборудования для освещения вашей торговой площади это очень важный фактор будущего успеха у покупателей, поэтому подходить к решению этого вопроса следует с максимальным профессионализмом;

- прочее торговое оборудование, которое необходимо для организации коммерческой деятельности.

Это далеко не полный перечень видов торгового оборудования. Можно взять узкоспециализированное, например холодильное оборудование для магазинов пищевой отрасли, лотки для хлебопекарной продукции и множество других примеров. Но независимо от области – торговое оборудование это одна из тех "одёжек", по которым встречают ваш магазин или павильон, и показать себя достойно – половина успеха.

Холодные зоны (мертвые зоны), как и следует из названия, больше всего обделены вниманием посетителей и продажи размещенного там товара намного ниже, чем в среднем по магазину.


- входная зона, остающаяся за спиной покупателя;
- дальняя часть магазина;
- нижний левый угол стеллажа;
- начало и конец полки или стеллажа;
- углы и различные закутки;
- узкие проходы и тупики.


Горячие зоны - это, напротив, места с высоким показателем оборачиваемости товара.


- входная зона, справа по ходу движения;
- стеллажи, размещенные по периметру торгового зала;
- часть полки или стеллажа, находящаяся на уровне глаз;
- зона касс.

Представление товаров предполагает определение места товаров в торговом зале по высоте и длине торгового оборудования.

Выкладка товаровуслуга, предназначенная для демонстрации, облегчения и поиска и выбора необходимых товаров, а также для создания потребительских предпочтений.

Способ представления товаров зависит от многих факторов:

· от планировки магазина;

· от природы товара;

· от упаковки;

· от прибыли от товара;

· от имиджа магазина;

· от частоты приобретения товаров отдельных групп;

· от габаритов товаров;

· от затрат времени покупателями на осмотр и отбор товаров;

· от количества разновидностей товаров, предлагаемых покупателям в рамках отдельных групп.

Традиционно существует три типа выкладки товара: горизонтальная, вертикальная, дисплейная.

При горизонтальной выкладке определенные однородные товары размещают по всей длине оборудования. На самой нижней полке размещается товар самых больших размеров или более дешевый. Товар выкладывается слева направо по серии, по уменьшению объема.

Горизонтальный способ выкладки рекомендует использовать при демонстрации крупно­габаритных изделий или мелких товаров в кассетах.

«Слабые» товары часто располагаются на середине полки, а «сильные» начинают и заканчивают ряд. Этот эффект называется «заимствованием популярности»: находясь в окружения сильных товаров, слабые заимствуют у них внимание покупателей. Оборудование при горизонтальной выкладке товара устанавливается параллельно направлению движения покупатель­ского потока. Необходимо предотвращать изменение направлений дви­жения покупателей и возможность выхода из потока. Показатели эффек­тивности горизонтальных высадок товаров представлены на рис.1, 2, 3

 

Рис.1. Распределение познавательных ресурсов и покупательской активности по горизонтали островного прилавка или стеллажа

 

Рис.2. Распределение покупательской активности для коротких и длинных прилавков

 

Рис.3 Вероятная схема размещения товаров на коротких и длинных прилавках

Вертикальная выкладка предусматривает расположение однородных то­варов несколькими рядами на всех полках стеллажей сверху вниз. Это хо­роший показ товара, удобный для покупателей любого роста.


При верти­кальном представлении товар может располагаться на стенах или в высоких гондолах. Обычно товар располагается по направлению естественного движения глаз.

Покупатели в таком магазине при просмотре товаров на стеллаже передвигаются слева направо, сверху вниз. Дело в том, что покупатели начинают просматривать прилавок начиная с уровни глаз и постепенно опускаются до самого низа.

При такой выкладке товары можно разместить по-разному. В продовольственных магазинах обще­национальные марки размещаются на уровне глаз, а собственные марки магазина - на нижних полках. Нередко товары представляют вертикальными полосами.

Наиболее удобная зона выбора товаров — зона полок, расположенных на высоте 110—160см над уровнем пола.

Менее удобными зонами выбора товаров являются зоны полок, располо­женных на высоте 80— 110 см (нижняя) и 160—180 (верхняя) над уровнем пола.

 

Рис.4. Познавательные ресурсы и покупательская эффективность в зависимости от высоты прилавка (стеллажа) при вертикальной выкладке

Неудобными зонами выбора товара считаются зоны полок, расположенных на высоте до 80 см и выше 180 см над уровнем иола.

Считается, что вертикальный способ выкладки более эффективен, чем горизонтальный, так как обеспечивает быстрое ориентирование в торговом зале и удобный отбор товаров для покупателей разного роста.

Дисплейная выкладка обычно применяется на дополнительных точках продажи. В этом случае используется отдельно стоящий фирменный стенд или стойка, не привязанная к основной точке продажи данного товара.

Часто упоминаются также “бутиковая”, “палетная” выкладка. Выбор способа зависит от ассортимента торговой точки и вида продукта. Например, “бутиковая” раскладка (или выкладка по брендам) применяется в косметике. Хотя в тех же супермаркетах можно встретить некий синтез между “бутиковой” раскладкой, с одной стороны, и “вертикальной”/”горизонтальной” с другой (чай, кофе…). “Палетная” применяется в основном для “насыпных” продуктов (овощи, фрукты…).

При выкладке товара розничные торговцы могут использовать следующие методы представления товара.

Идейное представление товара. Метод, в основе которого лежит какая-то идея или имидж магазина. Например, предприятия, продающие мебель по образцам, обычно расставляют ее в магазине, стараясь создать интерьер современной кухни, спальни и т.д..

Представление по видам и стилям. В продовольственных и хозяйственных магазинах так представлены все категории товаров. Когда покупатель ищет какой-то определенный предмет гардероба, скажем плащ, он надеется найти все плащи в одном месте.

Представление по цветовой гамме. Обычно этот метод используется в магазинах, торгующих непродовольственными товарами.

Представление по ценовым категориям. Данный метод дает покупате­лям возможность выбрать товар по определенной цене.

Фронтальное представление. Представление покупателям наиболее при­влекательной стороны товара. Один из расположенных на стеллажах товаров разворачивают для демонстрации его в полную величину.

Объемное представление. Демонстрация товаров в больших коли­чествах. Потребители связывают большие объемы однородных товаров с низкой ценой. Товар как бы сам представляет себя.

Многие магазины (в особенности универмаги, специализированные магазины) часто составляют специальные карты – планограмма. Планограмма — это составленная из фотографий диаграм­ма, показывающая, где должна находиться каждая торговая единица (ТЕ). Для магазинов, предлагающих основной ассортимент товаров (продовольственных и магазинов низких цен), могут быть разработаны специальные компьютерные программы.

При компьютерном построении планограммы необходимо сначала ввести номера моделей товаров или их штрих-коды и рентабельность; а компьютер по­местит их в соответствующие позиции. Если на первом месте стоит при­быль, то компьютер рассчитает приоритеты различных мест на прилавке и оптимальное число торговых единиц для каждого места. В случае не­обходимости оценить влияние дополнительных мест или инструкций на показатели эффективности планограмма затем может быть откорректирована.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 3962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.