Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2: Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф




Краткая история развития Всероссийской службы медицины катастроф.

Определение, задачи и основные принципы организации ВСМК.

Организация ВСМК:

· Федеральный уровень;

· Региональный уровень;

· Территориальный уровень;

· Местный и объектовый уровень.

Управление службой медицины катастроф:

· Определение;

· Система управления ВСМК, принципы организации взаимодействия;

· Управление ВСМК в ходе ликвидации ЧС.

Служба медицины катастроф Минздрава России:

· Формирования службы медицины катастроф Минздрава России;

· Полевой многопрофильный госпиталь;

· Бригады специализированной медицинской помощи (БСМП);

· Врачебно-сестринские бригады (ВСБ);

· Врачебные выездные бригады скорой медицинской помощи;

· Бригады доврачебной помощи и фельдшерские выездные бригады скорой медицинской помощи.

Задачи и организационная структура санитарно-эпидемиологической службы для работы в чрезвычайных ситуациях:

· Организация санитарно-эпидемиологической службы для работы в чрезвычайных ситуациях;

· Задачи и организация специализированных формирований Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

· Санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО);

· Санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ);

· Специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ);

· Группы эпидразведки;

Службы медицины катастроф Минобороны России. Силы и средства ликвидации медико-санитарных последствий ЧС МПС России и МВД России.

 

Краткий очерк истории создания Всероссийской службы медицины катастроф
Принято считать, что медицина катастроф как новое научно-практическое направление медицины и здравоохранения выделилась в 70-х годах XX столетия.
В 1971 г. Генеральной ассамблеей ООН организован Исполнительный комитет ВОЗ по оказанию помощи при стихийных бедствиях (ЮНДРО). В его составе постоянно функционируют сектор здравоохранения в Чрезвычайных ситуациях и оперативная группа по стихийным и другим бедствиям. постоянные комитеты (отделы) по оказанию чрезвычайной помощи имеются во всех региональных бюро ВОЗ.
В 1975 г. в Женеве организовано Международное общество медицины катастроф (МОМК), в которое были приняты около 30 государств. Общество предназначалось для координации и объединения усилий по научной разработке проблем медицины катастроф международного масштаба, научных исследований по направлениям неотложной медицинской помощи пострадавшим и их лечению в условиях массовых поражений, разработки учебных программ по медицине катастроф. Важно отметить, что МОМК готовит и проводит все свои мероприятия совместно с Международной организацией гражданской обороны (МОГО), штаб-квартира которой с 1968 г. нахо-дится в Женеве, и другими международными общественными организациями.
В Сан-Марино организован научно-исследовательский центр по медицине ката-
строф. Создаются и друга с национальные и международные ассоциации медицины
катастроф.
Международными организациями, работающими в области медицины катастроф и чрезвычайных ситуаций, являются:
Международное общество медицины катастроф;
Всемирная ассоциация медицины катастрофой чрезвычайных ситуаций;
Панамериканская организация здравоохранения;
Международная организация Врачи без границ;
Центр менеджмента катастроф и оказания гуманитарной помощи Экселенс;
Европейский центр медицины катастроф;
Отдел медицины катастроф при госпитале в Амстердаме;
Центр международных систем экстренной медицинской помощи;
Международная ассоциация индивидуальной и коллективной защиты;
Чешское общество медицины катастроф и чрезвычайных ситуаций;
Всемирная организация здравоохранения.

В России в октябре 1932 г. для защиты населения на случай войны была создана честная противовоздушная оборона (МПВО), в составе которой одной из ведущих являлась медико-санитарная служба.
В июле 1961 г. МПВО была реорганизована в гражданскую оборону (ГО), а медико-санитарная служба - в медицинскую службу гражданской обороны (МСГО). Существующая МСГО как специальная организация в системе здравоохранения была ориентирована в основном на работу в условиях военного времени.
В конце 80-х годов в СССР произошло много крупных ЧС, сопровождавшихся большими человеческими жертвами. Опыт ликвидации их последствий показал, что система здравоохранения, а также МСГО, нацеленная на работу в условиях возникновения очагов массовых санитарных потерь среди мирного населения в военное время, оказались не в состоянии в условиях ЧС мирного времени своевременно и качественно выполнить необходимый комплекс мероприятий медико-санитарного обеспечения. Возникла необходимость, с одной стороны, в научной разработке этой проблемы, а с другой - в создании в стране специальной службы, способной успешно решать задачи медико-санитарного обеспечения населения в ЧС мирного времени.
Начало создания службы медицины катастроф (экстренной медицинской помощи) в СССР было положено постановлением Совета Министров СССР от 07.04.90 9 О создании в стране службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. В постановлении определялось:
Министерству здравоохранения СССР - организовать в 1990 г. 6 центров экстренной медицинской помощи, возложив на них подготовку службы к действиям в ЧС, планирование, организацию и проведение научных и опытно-конструкторских работ с учетом местных условий; создать при центрах
резерв медицинской техники, медикаментов, транспорта, средств связи и других ресурсов;
организовать в союзных автономных республиках, областях и краевых цен-
трах республиканские и областные (краевые) центры экстренной медицин-
ской помощи;
Министерству обороны СССР - сформировать в 1990 г. 4 многофункциональных отряда специального назначения;
осуществить в течение 1990-1991 гг. на местных базах обязательную подготовку всех врачей клинических специальностей по диагностике и оказанию
первой врачебной помощи при неотложных состояниях.
В развитие требований этого постановления приказом Министерства здравоохранения СССР от 14.05.90 193 были определены организационные принципы создания службы экстренной медицинской помощи на базе действующих и вновь оранизуемых учреждений здравоохранения, подведена материальная и кадровая основа, обеспечивающая готовность службы к работе в ЧС и необходимую мобильность ее сил и средств к выдвижению в районы ЧС. В структуре службы предлагалось иметь центры экстренной медицинской помощи, специализированные медицинские бригады постоянной готовности (БСМП), станции (отделения) скорой медицинской помощи и станции (отделения) экстренной и планово-консультативной медицинской помощи (санитарная авиация).
В Российской Федерации (в составе СССР) служба экстренной медицинской помощи населению создавалась в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 14.06.90 192 О создании службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях и приказом Минздрава РСФСР от 11.07.90 115 О создании службы экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
В феврале 1991 г. Минздравом СССР утверждено Положение о службе экстренной медицинской помощи населению страны в чрезвычайных ситуациях. В нем были определены: организационная структура службы на союзном, республиканском, областном (краевом), городском (местном) уровнях; организационные основы медико-санитарного обеспечения в ЧС; общие положения планирования и управления службой; снабжение формирований и учреждений службы различными видами имущества и ее финансирование, а также намечены основные направления научно-исследовательской и организационно-методической работы. Довольно полно в Положении были регламентированы задачи руководящего состава службы различного уровня до возникновения ЧС и в период ликвидации их последствий.
Опыт работы службы экстренной медицинской помощи в СССР в целом и в Российской Федерации в частности подтвердил правильность исходных концептуальных позиций, целесообразность основных принципов организации службы и основ ее деятельности. Вместе с тем были выявлены и существенные недостатки. Главными из них были: разобщенность сил и средств, предназначенных для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, по ведомствам; недостаточная четкость вертикальной структуры службы (федерального, регионального, территориального, местного и объектового уровней); нерешенность вопросов управления службой.
Следует отметить, что большинство требований Положения, в частности по созданию центров экстренной медицинской помощи, резерва различного имущества и некоторые другие, не было выполнено.
Все это заставило искать пути дальнейшего совершенствования службы, предназначенной для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 03,05,94 420 О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами сохранение жизни и здоровья населения России в условиях ЧС признано важнейшей государственной задачей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. В решении данной проблемы большое внимание уделено подготовке населения, дальнейшему совершенствованию службы медицины катаст-роф, созданию условий для успешной ее деятельности. Этим постановлением было регламентировано создание единой Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК), функционально объединяющей службы медицины катастроф Минздрава России, Минобороны России, а также медицинские силы и средства МПС, МВД России, других министерств и ведомств, участвующих в ликвидации медико-санитарных п
оследствий ЧС. В развитие данного постановления было разработано Положение о Всероссийской службе медицины катастроф, которое было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.96 195.
Правительство Российской Федерации подтвердило приоритетное значение службы медицины катастроф в решении задачи по сохранению жизни и здоровья населения в ЧС. Таким образом, в настоящее время в медицинской науке и в системе здравоохранения нашей страны имеется три самостоятельных направления, занимающихся проблемами медицинского (медико-санитарного) обеспечения в ЧС.
Вопросы медицинского обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации в военное время разрабатывает военная медицина, а комплекс практических мероприятий выполняет медицинская служба Минобороны России.
Разработка научных основ медицинского обеспечения населения страны в военное время и выполнение комплекса соответствующих практических мероприятий возложены на МСГО.
Самым молодым разделом медицинской науки и отраслью системы здравоохранения являются соответственно медицина катастроф и служба медицины катастроф - теория и практика медико-санитарного обеспечения населения страны в ЧС мирного времени.
В последнее время довольно настойчиво высказываются мнения о целесообразности создания на базе МСГО и службы медицины катастроф единой службы, предназначенной для медико-санитарного обеспечения населения в ЧС мирного и военного времени. Обусловливается это тем, что обе эти службы создаются и возглавляются Минздравом России, имеют схожее предназначение и решают во многом одинаковые задачи. В основном аналогичны базы их создания, условия деятельности и применяемые организационные формы медико-санитарного обеспечения. В настоящее время эта проблема изучается, но практического решения еще не нашла.
Определение и задачи Всероссийской службы медицины катастроф Медицина катастроф является отраслью медицины и представляет собой систему научных знаний и сферу практической деятельности, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья населения при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и эпидемиях, предупреждение и лечение поражений (заболеваний), возникших в результате ЧС, сохранение и восстановление здоровья участников ликвидации ЧС.
Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) - функциональная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционально объединяющая службы медицины катастроф Минздрава России, Минобороны России, а также силы и средства МПС, МВД России и других федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.Основой ВСМК является служба медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Служба медицины катастроф Минздрава России - организационно-функциональная отрасль системы здравоохранения Российской Федерации, предназначенная для организации и осуществления медико-санитарного обеспечения при ликвидации ЧС мирного времени; она выполняет свои задачи при непосредственном взаимодействии с органами управления других отраслей этой системы (лечебно-профилактическими, санитарно-гигиеническими и противоэпидемическими, охраны материнства и детства, подготовки кадров и др.).
Основными задачами ВСМК являются:

организация и осуществление медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС, в том числе в локальных вооруженных конфликтах и террористических актах;
создание, подготовка, обеспечение готовности и совершенствование органов
управления, формирований и учреждений5 службы к действиям в ЧС;
создание и рациональное использование резервов медицинского имущества,
финансовых и материально-технических ресурсов, обеспечение экстренных
поставок лекарственных средств при ликвидации последствий ЧС;
подготовка и повышение квалификации специалистов ВСМК, их аттестация;
разработка методических основ обучения и участие населения и спасателей в
подготовке к оказанию первой медицинской помощи в ЧС;
научно-исследовательская работа и международное сотрудничество в облас-ти медицины катастроф.
Кроме того, ВСМК принимает участие в выявлении источников ЧС, которые могут быть причинами неблагоприятных медико-санитарных последствий, и в организации постоянного медико-санитарного контроля за ними; проведении комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению тяжести возможных ЧС; осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в ЧС; разработке и осуществлении мер по социальной защите населения; проведении гуманитарных акций; обеспечении условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от ЧС.
Организация Всероссийской службы медицины катастроф
Всероссийская служба медицины катастроф организована на принятых в нашей стране общих принципах охраны здоровья и оказания медицинской помощи населению. Основными из них являются следующие.
Государственный и приоритетный характер. Обеспечивается соответствующими указами Президента России, постановлениями Правительства Российской Федерации и созданием в стране Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Вышеуказанные документы определили защиту населения и медико-санитарное обеспечение его в ЧС как важнейшую государственную задачу.
Территориально-производственный принцип. Служба медицины катастроф организуется по территориально-производственному принципу с учетом экономических, медико-географических и других особенностей региона или административной территории. Формирования, учреждения и органы управления ВСМК создаются на базе существующих и вновь организуемых лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений территориального и ведомственного здравоохранения, центральных, клинических, научно-исследовательских и других учреждений с использованием их людских и материальных ресурсов.
Централизация и децентрализация управления. Централизация управления обеспечивается созданием системы управления службой (информационноуправлящей автоматизированной системы), способной обеспечивать информацией все уровни и подсистемы, принимающие участие в ликвидации последствий ЧС.
Централизация управления в период ликвидации медико-санитарных последствий ЧС предполагает единое управление всеми силами и средствами ВСМК независимо от их ведомственной принадлежности на любом уровне ее функционирования.
Децентрализация управления предусматривает ведущую роль данного уровня управления в подготовке и осуществлении медико-санитарного обеспечения в ЧС, возникших на определенной территории.
Плановый характер предусматривает заблаговременную подготовку сил и средств ВСМК, прогнозирование вариантов их использования в различных регионах, планирование взаимодействия с другими службами, специальную подготовку и повышение квалификации личного состава службы (руководителей, медицинского персонала, специалистов инженерно-технического профиля и др.).
Принцип универсализма предполагает создание формирований и учреждений, готовых к работе в любых ЧС без существенной их реорганизации.
Принцип основного функционального предназначения сил и средств ВСМК
означает, что формирования службы и приданные им средства могут быть использованы для решения соответствующих задач и имеют определенное функциональное предназначение - для оказания доврачебной, первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи; выполнения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий; снабжения медицинским имуществом. С учетом особенностей тех или иных ЧС в составе службы должны быть различные формирования.
Лечебно-эвакуационное обеспечение при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС организуется на основе системы этапного лечения пораженных с их эвакуацией по назначению.
Принцип материальной заинтересованности и ответственности личного состава формирований и учреждений службы, задействованных для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Реализация этого принципа может быть осуществлена различными мерами поощрения,
Мобильность, оперативность и постоянная готовность формирований и учреждений к работе в ЧС достигаются наличием подвижных медицинских формирований, находящихся в постоянной готовности и способных работать автономно; регулярными тренировками их личного состава и его высоким профессионализмом; использованием для доставки сил и средств службы в районы ЧС и эвакуации поражен-ных современных скоростных транспортных средств; созданием запасов имущества и медикаментов; совершенствованием системы связи и оповещения, обеспечивающей своевременность получения информации о возникновении ЧС, сложившейся обстановке и оперативность использования сил и средств службы медицины катастроф,
Юридическая и социальная защищенность медицинских и других специалистов службы. Этот принцип реализуется в соответствии с Федеральным законом Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей, принятым Государственной Думой 14.07.95, Личный состав службы медицины катастроф участвует в ликвидации медико-санитарных последствий межнациональных конфликтов только на добровольных началах (по контракту).
Всеобщая подготовка населения, в том числе лиц с профессиями повышенного риска, к действиям, оказанию первой медицинской помощи пораженным, правилам адекватного поведения в различных ЧС. Этот принцип реализуется созданием и четкой реализацией стройной системы подготовки населения, а также созданием учебно-методической базы.

На территориальном уровне органом управления службой медицины катастроф является территориальный центр медицины катастроф (ТЦМК) - учреждение здравоохранения Российской Федерации особого типа с правом юридического лица. Он подчиняется руководителю территориального органа управления здравоохранением, а по оперативно-тактическим вопросам в пределах выполняемых задач ТЦМК руководствуется документами территориального штаба (управления, комитета) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
База создания и организационно-штатная структура ТЦМК утверждаются по представлению руководителя органа управления здравоохранением органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Как правило, в составе ТЦМК имеются: администрация, оперативнодиспетчерский и организационно-методический отделы, отделы медицинского снабжения и ма-ериальнотехнического обеспечения, а также штатные формирования - бригады специализированной медицинской помощи, подвижной госпиталь (отряд), отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению (санитарная авиация), а также нештатные формирования службы медицины катастроф.
Подвижные формирования (госпиталь, отряд) создаются на клинической базе центра медицины катастроф. Они предназначены для оперативного выдвижения в зону ЧС, оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пострадавшему населению. В режиме повседневной деятельности клиническая база центра обеспечивает оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи в районе постоянной дислокации и экстренной консультативной медицинской помощи населению.
ТЦМК выполняет функции штаба службы медицины катастроф территории, осуществляет взаимодействие с органами управления, формированиями и учреждениями других министерств и ведомств, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации последствий ЧС на территории данного субъекта Российской Федерации, руководит службами медицины катастроф местного и объектового уровней. Они обязаны поддерживать в постоянной готовности к работе силы и средст-ва службы медицины катастроф территориального, местного и объектового уровней.
Типовая организация и задачи филиала ВЦМК Защита и территориального центра медицины катастроф определены приказом Минздрава России от 21.07.96 261 (Приложения 2, 3, 4).
Органами управления силами и средствами Госсанэпиднадзора России на территориальном уровне являются центры Госсанэпиднадзора в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных образованиях, в том числе центры регионального уровня, расположенные на данной территории,
В перечень сил постоянной готовности Госсанэпидслужбы России регионального и территориального уровней включены 89 центров Госсанэпиднадзора на террито-риях субъектов Российской Федерации, 5 противочумных институтов, противочум-ный Центр в Москве и 11 противочумных станций,
На местном уровне функции органов управления службы медицины катастроф выполняют центры медицины катастроф местного уровня (там, где они создаются), заместители главных врачей центральных районных (городских) больниц, руководители станций (подстанций) скорой медицинской помощи.
Органами управления силами и средствами Госсанэпиднадзора России на местном уровне являются центры Госсанэпиднадзора в городах и районах.
На объектовом уровне управление службой медицины катастроф осуществляется специально назначенными должностными лицами по делам ГОЧС.
В Минобороны, МВД, МПС России, других министерствах и ведомствах органами управления силами и средствами службы медицины катастроф на региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях являются руководители (начальники) или специально назначенные ими должностные лица органов управления соответствующих ведомственных медицинских служб.

 

Организация управления РСЧС

Управление единой системой осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно_техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой системы и населения. Приоритетное использование любых сетей связи и средств связи, приостановление или ограничение использования этих сетей и средств связи во время ЧС осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Обмен информацией с иностранными государствами осуществляется в соответствии с международными договорами. Информационное обеспечение в единой системе осуществляется с использованием автоматизированной информационно_управляющей системы (АИУС РСЧС), представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации. Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер — «01». АИУС РСЧС предназначена для автоматизации деятельности органов управления, специально уполномоченных на решение задач по предупреждению и ликвидации ЧС на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в порядке, установленном Правительством РФ. АИУС РСЧС обеспечивает реализацию следующих основных функций:

сбор, обобщение и распределение между абонентами системы информации от систем наблюдения и контроля (мониторинга) природной среды и потенциально опасных объектов;

сбор и обработка данных об авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, сложившейся обстановке, состоянии сил и средств РСЧС и доведение этой информации до органов управления;

прогнозирование развития ЧС, а также негативных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

подготовку исходных данных для принятия решений на проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС ситуации и планирования их выполнения, выработка вариантов возможных решений, планов и контроля их выполнения;

доведение необходимых распоряжений, указаний руководства МЧС России и комиссий по ЧС нижестоящим органам управления;

получение докладов от объектов АИУС РСЧС о прогнозах и фактах ЧС;

накопление, хранение и выдача данных о крупных производственных авариях, катастрофах и стихийных бедствиях в стране и за рубежом, о потенциально опасных объектах (зонах) страны (сопредельных государств), о силах, средствах и ресурсах РСЧС, а также способах предотвращения и ликвидации ЧС.

АИУС РСЧС включает:

на федеральном уровне:

комплекс программно_технических средств (КПТС) Центра управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России, в составе КПТС системы связи и передачи данных (ССПД) Центрального узла связи (ЦУС) и Центрального командного пункта (ЦКП) МЧС России, средств отображения коллективного пользования (СОИ КП), службы единого времени (СЕВ), локальные вычислительные сети (ЛВС), а также автоматизированные рабочие места (АРМ) ответственных должностных лиц министерства (по согласованному перечню); КСА Службы оперативного анализа (СОА) Всероссийского НИИ по проблемам ГОЧС (ВНИИ ГОЧС); КСА Центрального командного пункта МЧС России; абонентские пункты сил центрального подчинения (по согласованному перечню); абонентские пункты взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти (в соответствии с утвержденным перечнем);

на межрегиональном уровне:

КПТС информационно-управляющих центров региональных центров по делам ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (РИУЦ) в составе программно_технических средств систем связи и передачи данных, СОИ КП и ЛВС, абонентские пункты сил регионального подчинения в составе средств ССПД и ПЭВМ;

на региональном уровне:

КПТС информационно_управляющих центров КЧС ПБ и Главных управлений МЧС субъектов РФ, а также г. Москвы и г. Санкт-Петербурга в составе программно_технических средств ССПД, СОИ КП, ЛВС.

На муниципальном уровне в систему входят абонентские пункты

КЧС ПБ муниципальных образований в составе средств ССПД и ПЭВМ.

Сеть связи и передачи данных АИУС РСЧС создается на базе стационарных и мобильных узлов связи МЧС России, региональных центров, территориальных органов управления МЧС с использованием общегосударственных, ведомственных и, в отдельных технически и экономически обоснованных случаях, коммерческих систем связи и передачи данных с целью обеспечения требуемого открытого и закрытого обмена информацией между объектами АИУС РСЧС и объектами взаимодействующих систем.

Для выполнения своих функций АИУС РСЧС сопрягается с автоматизированными информационными системами Правительства РФ, других федеральных органов исполнительной власти, образующих ее функциональные подсистемы.

Совершенствование АИУС РСЧС продолжается по следующим

направлениям:

дальнейшее развитие КСА органов управления РСЧС;

создание единых дежурно_диспетчерских служб (ЕДДС) и автоматизированных подсистем объединенных систем оперативно_диспетчерского управления (ОСОДУ) городов и районов; разработка и внедрение автоматизированной информационно_управляющей системы Всероссийской службы медицины катастроф (АИУС ВСМК) как функциональной подсистемы АИУС РСЧС; развитие корпоративной вычислительной сети МЧС России с подключением к ней главных управлений МЧС России по субъектам РФ.

По состоянию на декабрь 2004 года во всех городах России созданы единые дежурно_диспетчерские службы, которые доказали свою эффективность.

Объединенная система оперативно-диспетчерского управления

Объединенная система оперативно-диспетчерского управления в ЧС — организационно_техническое объединение единых дежурно-диспетчерских служб города, являющееся центральным органом управления этой системы и взаимодействующих с ней городских дежурно-диспетчерских служб, решающих задачи приема экстренной

информации от населения и организаций, координации совместных действий в ЧС.

Единая дежурно#диспетчерская служба создается при Управле_нии МЧС города и является органом повседневного управления му_ниципальной подсистемы РСЧС, центральным звеном в объединен#ной городской системе оперативно#диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях. В состав ОСОДУ наряду с ЕДДС входят дежурно_диспетчерские службы экстренного реагирования («01», «02», «03», «04»), жилищно_коммунального и топливно_энергетического хозяйства, наблюдения и контроля за окружающей средой.

Принципиальным отличием ЕДДС от других органов повседневного управления РСЧС (пунктов управления, центров управления

в кризисных ситуациях и др.) является наличие в ее структуре, наря_

ду с оперативной дежурной сменой, объединенной диспетчерской

службы, предназначенной для приема сообщений о ЧС от населения

и организаций и их оперативного распространения до заинтересован_

ных дежурно_диспетчерских служб (рис. 1.3).

В настоящее время ситуационные центры Президента и Правительства РФ, Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России и все региональные центры МЧС России оснащены программно_техническими средствами, позволяющими обеспечить обмен информацией в интересах сбора и хранения как оперативных, так и статистических данных о ЧС. Применение средств автоматизации позволило создать единое информационное пространство в рамках функционирования выше упомянутых органов управления. Имеется также возможность обмена некоторой информацией с абонентскими пунктами дежурно_диспетчерских служб и информационными центрами министерств и ведомств РФ.

Объектовый уровень территориальной подсистемы РСЧС Объектовый уровень территориальной подсистемы предназначендля предупреждения ЧС в мирное и военное время, а в случае их возникновения для ликвидации последствий, обеспечения безопасностирабочих, служащих и населения, защиты окружающей среды и уменьшения материального ущерба.Основные задачи объектового уровня подсистемы:планирование мероприятий по защите персонала и территорииобъекта в различных ЧС, прогнозируемых в данном районе, в томчисле и ЧС военного характера;осуществление мероприятий по предупреждению возможных ЧС,по повышению устойчивости функционирования объекта при их возникновении;обеспечение готовности к действиям органов управления сили средств объекта по предупреждению и ликвидации ЧС различного характера;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; обмен информацией с вышестоящими органами управления РСЧС в области защиты населения и территорий от ЧС; подготовка руководящего состава формирований и персонала объекта к действиям в условиях различных ЧС; контроль выполнения мероприятий по предупреждению ЧС и защите персонала при их возникновении; ликвидация ЧС на объекте. Общее руководство защитой персонала объекта и его территории осуществляется руководителем объекта (руководитель ГО РСЧС и ПГ объекта). Председателем КЧС ПГ может быть назначен один из заместителей руководителя объекта. Заместителями руководителя объекта по линии защиты персонала и территории от ЧС являются также начальник отдела (сектора) по делам ГОЧС, заместители по эвакуации, инженерно-технической службе, материально-техническому обеспечению.

Координирующим органом управления объекта является КЧС ПБ, которая в условиях военного времени может быть преобразована в консультативный орган либо при необходимости упразднена. Повседневное управление осуществляется дежурно-диспетчерской службой объекта. В условиях военного времени управление может осуществляться как с основного, так и с запасного пункта управления (ЗПУ). На объекте создаются службы: оповещения и связи, охраны общественного порядка, противопожарная, медицинская, аварийно-техническая, убежищ и укрытий, противорадиационной и химической защиты, материально-техническая, энергетики и светообеспечения; эвакуационная комиссия (при заместителе по эвакуации). В состав сил и средств объекта входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС,

проведения работ по их ликвидации (далее — силы постоянной готовности). Основу сил постоянной готовности составляют нештатные аварийно спасательные формирования (НСФ) — оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток. Нештатные аварийно-спасательные формирования, представляют собой формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил РФ и создаваемые на базе объектов экономики, организаций, предприятий и учреждений (далее — организаций), владеющих специальной техникой и имуществом и подготовленных для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также в условиях ЧС мирного времени. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников. В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие нештатные аварийно- спасательные формирования. Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются: проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий; участие в ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению); санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий; участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения. Применение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется по планам гражданской обороны и защиты населения организаций, разрабатываемым в установленном порядке. Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются: по подчиненности — территориальные и организаций; по составу — исходя из возможностей по созданию, комплектованию специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами и аттестации: посты, группы, звенья, команды; по предназначению — радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения и разведки, инженерной разведки и разграждения, разбора завалов, спасательные, аварийно-технические, противопожарные, радиационной, химической и биологической (бактериологической) защиты. Для НСФ сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время — 24 часа, военное время — 6 часов. Личный состав НСФ комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания,

могут включаться в нештатные аварийно-спасательные формирования на период до их призыва (мобилизации). С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения в установленном порядке военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, нештатные аварийно-спасательные формирования доукомплектовываются невоеннообязанными. Информационно-управляющая система объекта включает информационный центр объекта, средства автоматизации диспетчерско-дежурной службы (ДДС) и локальную систему оповещения (ЛСО).

Режимы функционирования РСЧС

Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли ЧС либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования: повседневной деятельности; повышенной готовности; чрезвычайной ситуации. При угрозе возникновения региональных, федеральных и трансграничных ЧС режимы функционирования органов управления и сил соответствующих подсистем единой системы могут устанавливаться решениями Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности. Ликвидация ЧС осуществляется в соответствии со следующей, установленной Правительством РФ классификацией ЧС: локальной — силами и средствами организации; местной — силами и средствами муниципального органа местного самоуправления; территориальной — силами и средствами органа исполнительной власти субъекта РФ; региональной и федеральной — силами и средствами исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС. При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти. Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по решению Правительства РФ в соответствии с международными договорами. Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, и организацией их взаимодействия осуществляют руководители работ по ликвидации ЧС. Руководители работ по ликвидации ЧС по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла ЧС, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее ликвидации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ. В случае крайней необходимости руководители работ по ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения по следующим вопросам: проведение эвакуационных мероприятий; остановка деятельности организаций, находящихся в зоне ЧС; проведение аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне ЧС; ограничение доступа людей в зону ЧС; разбронирование в установленном порядке резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением материальных ценностей государственного материального резерва; использование в порядке, установленном законодательством РФ, средств связи и оповещения, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации; привлечение к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ; привлечение на добровольной основе населения к проведению неотложных аварийно-спасательных работ; принятие других необходимых мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ по их ликвидации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 3113; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.