Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти




Согласно ст. 118 Конституции РФ, судебная власть осуществляет­ся посредством конституционного, гражданского, администра­тивного и уголовного судопроизводства Конституционным Су­дом РФ, судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Судебная власть — неотъемлемый элемент правового госу­дарства, является гарантом прав каждого и должна, гарантия осуществления других ветвей власти — законодательной и исполнительной.

Контрольные полномочия Конституционного Суда РФ в сфере исполнительной власти и порядок их осуществления определены Конституцией и Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 г. в ред. от 25.12.2012 N 5-ФКЗ. Деятельность это­го суда призвана служить укреплению основ конституционного строя РФ, защите основных прав и свобод человека и гражда­нина, утверждению начал законности в правотворчестве, право­применительной практике, обеспечению верховенства и прямо­го действия Конституции РФ на всей территории страны.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда РФ провозглашены независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Независимость Конституционного Суда обеспечивается в том числе тем, что судьи несменяемы, неприкосновенны, подчиняются только Конституции и федеральному закону, лишь в соответствии с которым, могут быть прекращены их полномочия.

Контрольные полномочия Конституционного Суда РФ в сфере исполнительной власти предусмотрены ст. 125 Конституции РФ. Реализуя эти полномочия, суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов Президен­та РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполни­тельной власти и исполнительных органов власти субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти и совместному ведению органов госу­дарственной власти РФ и субъектов РФ, разрешает споры о компетенции, включая споры между органами исполнитель­ной власти РФ и ее субъектов. Возможно разрешение и других дел, связанных с конституционным судебным контролем за актами органов исполнительной власти и ее должностных лиц. Акты или их отдельные положения, признанные неконститу­ционными, утрачивают силу.

Решение Конституционного Суда РФ по спору о компетен­ции между органами исполнительной власти является основа­нием для отмены или изменения нормативных актов, опреде­ляющих компетенцию этих органов.

Толкование Конституции РФ, производимое Конституци­онным Судом РФ, является обязательным для исполнения все­ми органами исполнительной власти.

Формы контроля судов обшей компетенции за деятель­ностью органов исполнительной власти имеют свои особеннос­ти. Понятно, основной задачей общих судов является рассмот­рение уголовных, гражданских, административных и иных дел. Контрольная же функция ими осуществляется не отдельно, а в процессе рассмотрения этих дел.

При рассмотрении уголовных дел, особенно о должностных преступлениях, суд исследует не только действия подсудимого как должностного лица органа исполнительной власти, но и условия, способствовавшие возникновению дела. За совершен­ное преступление виновный привлекается к ответственности, о чем выносится приговор. Формой же реагирования суда на выявленные недостатки в работе органа исполнительной влас­ти, которые способствовали тем или иным нарушениям и пре­ступлению должностного лица, может быть частное определе­ние. В нем обращается внимание соответствующего органа ис­полнительной власти, должностного лица на факты наруше­ния закона, причины и условия, способствовавшие соверше­нию преступления и требующие предупредительных мер. Субъект, которому адресовано частное определение, обязан в месячный срок рассмотреть его и сообщить суду о принятых мерах.

При рассмотрении судами общей юрисдикции гражданских дел также осуществляется контроль за деятельностью органов исполнительной власти. Круг дел, рассматриваемых в поряд­ке гражданского судопроизводства, весьма обширный. К ним относятся: дела искового производства; производство по де­лам, возникающим из административных правоотношений; особое производством по этим и другим делам судами могут выноситься решения, определения или постановления. При не­обходимости в них указывается, что суд, признавая акты уп­равления незаконными, отменяет или изменяет их. Обнару­жив нарушение законности либо существенные недостатки в работе органа исполнительной власти, суд выносит частное определение.

По административным делам (мелкое хулиганство, мелкое хищение и др.) суд проверяет законность действий органа испол­нительной власти по привлечению лица к административной ответственности и применяет одну из возможных мер воздей­ствия. При необходимости суд дает оценку неправомерным действиям органа исполнительной власти и устраняет допу­щенные нарушения (например, прекращает производство по делу о мелком хулиганстве, поступившему из органа внутрен­них дел).

В специфической форме осуществляют свои контрольные полномочия в сфере исполнительной власти арбитражные суды, деятельность которых регламентирована в соответствии с Законом от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражныхсудах в Российской Федерации». В 2002 г. году принят федеральный закон «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 г. № 113-ФЗ.

Арбитражный суд осуществляет судебную власть при раз­решении возникающих в процессе предпринимательской дея­тельности споров, вытекающих из гражданских правоотноше­ний (экономические споры) либо из правоотношений в сфере управления (споры в сфере управления). Задачами арбитраж­ного суда являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и интересов организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность; содействие правовыми средствами предупреждению правонарушений и укрепление законности в экономических отношениях.

Дела по спорам в сфере управления рассматриваются ар­битражными судами в упрощенной процедуре, предусмотрен­ной Арбитражным процессуальным кодексом Российской Фе­дерации, когда судья организует разрешение дел, способствуя достижению соглашения между спорящими сторонами.3

Специфика обеспечения арбитражным судом законности в сфере исполнительной власти заключается в том, что суд при­знает полностью или частично недействительным акт, не име­ющий нормативного характера, и принимает решение на осно­вании действующего законодательства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.