КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие деятельности. Структура деятельности. Психологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева
Научная и ненаучная формы психологического знания. Житейская (обыденная) психология. Все мы с раннего детства знакомимся с разными нашими чувствами и переживаниями. Житейская психология представлена в произведениях искусства. Различия между житейской и научной психологией: 1) В житейской психологии знания конкретны: привязаны к конкретным ситуациям, людям. В научной психологии знания обобщены, используются соответствующие понятия; 2) В житейской психологии интуитивный характер знаний: случайный опыт, субъективный анализ. В научной психологии – познание на эксперименте: знания рациональны и вполне осознаваемы; 3) В житейской психологии знания трудно передаются. Вечная проблема “отцов и детей”. В научной психологии знания аккумулируются и легче передаются. 4) В житейской психологии источник знаний – наблюдение. В научной психологии источник знаний – эксперимент. 5) В житейской психологии знания ограничены. В научной психологии знания постоянно расширяются. Психологическое знание – систематизировано, систематично, является верифицированным (эмпирически проверенным), теоретически обоснованным. Для научного знания существует специальный социальный институт – наука, т.е. совокупность научно-исследовательских лабораторий, институтов, журналов, научных книг, конференций и т.д. Носителями научного знания является всё сообщество в целом. В житейском знании нет социального института. Деятельность – динамическая система взаимодействия субъекта с миром. Мотивы – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Цель – осознанный образ предвосхищённого результата, на достижение которого направлено действие человека. Задача – заданная в определённых условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута путём преобразования этих условий согласно определённой процедуре. Действие – процесс, направленный на реализацию цели, сознательное проявление активности человека. Оно включает в себя акт сознания в виде постановки и удержания цели. Принцип активности (противопоставление принципу реактивности): «реактивность» - ответное действие или реакция на воздействие стимула. С позиции бихевиоризма S=>R активен стимул. С точки зрения теории деятельности активность – свойство самого субъекта. Операция – способ выполнения действия. Более крупная единица деятельности, чем действие. Потребность – состояние объективной нужды организма в чём-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Деятельность – совокупность действий, вызванных одним мотивом. Полимотивированность – несколько мотивов в одной деятельности. Осознаваемые мотивы – мотивы-цели. Неосознаваемые мотивы – эмоции и личностные смыслы. Личностный смысл – переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события. Мотивы, как источник деятельности, характеризуют личность человека. Цель сама со временем становится мотивом. Мотив является побуждением к деятельности. Деятельность влияет на развитие личности, таким образом деятельность (бытие) определяет сознание.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |