КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды мышления. Мышление как психический процесс
Мышление как психический процесс. Мышление и речь. Основные характеристики мышления. Основные виды мышления. Практическое и теоретическое мышление. Основные формы мышления. Исследование мышления. Основные виды умственных операций. Воображение как психический процесс. Виды воображения. Виды произвольного воображения. Механизмы и этапы работы воображения. Индивидуальные особенности воображения. Воображение и творчество. Классификации представлений (по модальности, по содержанию, по степени обобщенности). Характеристики отдельных видов представлений. Индивидуальные особенности представления и его развитие. По модальности: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные обонятельные, вкусовые, температурные и органические. Зрительные – чаще преобладает какая-либо одна сторона. Часто образы лишены объёма или цветности. Слуховые представления. Важнейшие – речевые и музыкальные. Речевые: фонетические и темброво-интонационные. Двигательные: представления о движении всего тела или его частей, речевые двигательные представления. При всяком двигательном представлении совершаются зачаточные движения. Пространственные представления – ярко представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты могут представляться очень неопределённо. Они обычно схематичны и бесцветны. Зрительно-двигательные обычно. Делятся на плоские и трёхмерные По степени обобщённости: единичные, общие. Единичные представления – основанные на наблюдении одного предмета. Общие – обобщённо отражающие свойства ряда сходных предметов.
Классификация по содержанию: обыденные, социальные, математические, географические, астрономические, технические, эстетические, экономические, музыкальные, художественные, мировоззренческие, биологические, медицинские, психологические. Эстетические – то, что производит на нас чувственное впечатление. Ужасное, прекрасное, трагическое, прозаическое. Люди различаются по типу преобладающей модальности на 4 группы: с преобладанием зрительных, слуховых, двигательных (кинестетических) и с представлениями смешанного типа (синестезия). Развитие представлений идёт по пути увеличения в них элемента обобщения. Два направления: схематизация и развитие типичных образов. Схематизация – постепенно теряется часть индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме. Развитие типических образов – представления становятся всё более конкретными и наглядными и отображают целую группу предметов и явлений. Представления формируются в результате наших коммуникаций. По мере формирования представлений мы всё больше воспринимаем реальность сквозь призму наших представлений. Мы живём в мире представлений. «Свободные представления» у детей появляются к 1,5 года, к концу 2го года зрительные представления играют существенную роль в жизни ребёнка. Речевые (слухо-двигательные) – также на 2ом году жизни.
26. Память как психический процесс. Основные процессы в структуре памяти, их характеристика. Виды памяти: по характеру психической активности, по степени осознанности, по продолжительности сохранения информации и функциональной роли в структуре психики. Основные свойства памяти. Память – психический процесс организации и сохранения прошлого опыта. Состоит из запоминания, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта, а также забывания. Запоминание – процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Сохранение – процесс закрепления воспринятого образа в памяти. Узнавание – процесс осознания того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом. Процесс сравнения воспринимаемого предмета с образцами памяти по признакам сходства или тождества. Воспроизведение – процесс воссоздания образа предмета или явления, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого нами в данный момент. Забывание – процесс стирания и утраты образов памяти. Процесс фрагментации и исчезновения образа из памяти.
Виды памяти по характеру психической активности: 1. Двигательная (моторная) память – практические и трудовые навыки, ходьба, письмо. 2. Эмоциональная память – память на чувства: горе, печаль, восторг, обида, гнев и др. 3. Образная память – память на представления: картины природы и жизни, звуки, запахи, вкусы. Её иногда разделяют по модальностям. 4. Словесно-логическая память – запоминание и воспроизведение наших мыслей: a) Запоминается только смысл материала; b) Запоминается буквальное словесное выражение.
По характеру целей деятельности (по степени осознанности): 1. Произвольная – процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий, имеется цель запоминания (мнемоническая задача); 2. Непроизвольная – процесс запоминания и воспроизведения осуществляется автоматически, без контроля со стороны сознания, отсутствует цель.
По продолжительности сохранения материала: 1. Долговременная (то, что мы обычно называем памятью) – сохранение нужной, отобранной информации; 2. Кратковременная – краткое сохранение воспринимаемой информации. Переработка информации и отсеивание ненужной. 3. Оперативная – обслуживает непосредственно осуществляемые актуальные действия, операции. Обслуживает все психические процессы.
Основные характеристики памяти: объём, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохранённой информации. Объём – количество запомненных единиц информации. Эта характеристика обычно относится к кратковременной памяти. Быстрота воспроизведения – способность использовать в практической деятельности имеющуюся в памяти информацию. Точность воспроизведения – способность человека точно сохранять и воспроизводить запечатлённую информацию. Длительность сохранения – способность удерживать необходимую информацию определённое время. Готовность воспроизвести информацию – способность воспроизвести сохранённую информацию в требуемый момент времени.
«Эффект края» - при запоминании длинного ряда лучше воспроизводится материал, находящийся на концах. «Кривая забывания» Эббингауза.
Воображение – процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Оно восполняет недостающие детали в представлении. Виды по степени произвольности: 1. Произвольное: а) Воссоздающее воображение; б) Творческое воображение; в) Мечта; г) Грёзы (образы, не связанные с волей). 2. Непроизвольное: а) Сон; б) Дремотное (полусонное) состояние.
Виды по степени активности: 1. Активное: Воссоздающее воображение; Творческое воображение; Мечта. 2. Пассивное: Сон; Дремотное (полусонное) состояние; Грёзы Воссоздающее воображение – воссоздание представления объекта по его описанию (формирует во всех модальностях). Творческое воображение – преобразование уже имеющихся представлений и создание новых, самостоятельно намечая контуры и выбирая материалы. Нет жёсткой границы между ним и воссоздающим воображением. Мечта – создание образов желаемого самим человеком, а не требуемого обстоятельствами. Она не даёт немедленно и непосредственно объективного продукта. Грёзы – создание образов, не связанных с волей. Галлюцинации – восприятие несуществующих объектов. Пространственное воображение – воссоздание образа в трёхмерном пространстве.
Механизмы переработки представлений в воображаемые образы: анализ, абстрагирование, синтез, агглютинация, уменьшение или увеличение объекта или его частей, схематизация, акцентирование. Анализ – своеобразное расчленение впечатлений или имеющихся представлений, на составные части. Абстрагирование – изолирование объекта, его частей или свойств от других объектов, частей или свойств соответственно. Синтез – установление связей между элементами одного или нескольких образов и сочетание этих элементов в новые образы. Агглютинация – создание нового образа путём присоединения в воображении частей или свойств одного объекта к другому. Пример – кентавр. Схематизация – сознательное направление внимания на существенные, по мнению субъекта, черты и свойства объекта и сведение представления до определённой схемы. Акцентирование – подчёркивание наиболее существенных, типичных признаков объекта.
Этапы работы воображения (стадии процесса творчества): 1. Подготовка – зарождение идеи. 2. Созревание – концентрация, «стягивание» знаний, прямо или косвенно относящихся к проблеме, добывание недостающих сведений. 3. Озарение – интуитивное схватывание искомого результата. 4. Проверка.
Мышление – высший познавательный психический процесс. Порождает новые знания на основе творческого преобразования человеком действительности. Психический процесс, заключающийся в отражении существенных свойств и связей предмета и связей между предметами. Признаки мышления: 1. Обобщённое отражение действительности – отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям. 2. Отражение существенного признака предмета. 3. Опосредованное познание объективной реальности – выносим суждения о свойствах и характеристиках предметов и явлений, анализируя косвенную информацию. 4. Непосредственной предпосылкой мышления является наличие проблемы, требующей решения. Решение конкретной задачи. Оно начинается с вопроса. Ответ является целью мышления. 5. Имеет предсказательную силу. 5.1. Имеет ретроспективную силу. 6. Связь с речью – мысли всегда облекаются в речевую форму. Мы всегда думаем словами. Речь – орудие понятийного мышления. Теоретическое: Практическое: 1.Образное 1. Наглядно-образное 2. Понятийное 2. Наглядно-действенное Понятийное мышление – то, в котором используются определённые понятия. Мы пользуемся готовыми знаниями в форме понятий, суждений, умозаключений. Образное мышление – то, в котором используются образы. Они извлекаются из памяти и воссоздаются воображением. В результате их преобразования решается определённая задача. Наглядно-образное мышление – осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности, без этого – не может. Образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Представить то, что будешь делать с предметами, которые на виду. Наглядно-действенное мышление – практическая преобразовательная деятельность с реальными предметами. То, что проще показать, чем объяснить.
Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Понятие – отражение общих и существенных свойств предмета. Суждение – отражение связей, отношений предметов и явлений действительности. Суждение имеет 2 понятия: субъект и предикат. Умозаключение – формирование новых суждений на основе уже имеющихся. Форма мышления, в которой из заданных суждений выводится новое.
Виды умственных операций: сравнение, анализ-синтез, абстрагирование- конкретизация, индукция-дедукция (умозаключения). Сравнение – операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира. 2 операции, основанные на сравнении: аналогия, мысленное моделирование. Аналогия – приписывание свойств, имеющихся у одного предмета, другому, основываясь на сходстве. Моделирование – создание мысленной аналогии предмета. 3 основные формы моделирования: образная, знаковая, математическое моделирование. Анализ – мысленное разделение предмета на части или выделение основных свойств. Синтез – соединение в одно целое свойств, признаков, частей предмета. Абстрагирование – отвлечение от несущественных признаков с целью создать более общее понятие. Конкретизация – переход от более общего к более частному понятию. Эти операции относятся к понятиям, в то время как индукция-дедукция – к умозаключениям. Индукция – умозаключение, заключающееся в переходе от частного суждения к более общему. Дедукция – умозаключение, состоящее в переходе от общего суждения к частному. Точное определение дедукции – строгое следование от одного умозаключения к другому.
Исследование мышления – тесты с различными шкалами, создание искусственного интеллекта (моделирование).
4 особенности творческого мышления (по Дж. Гилфорду): 1. Оригинальность и необычность идей, стремление к интеллектуальной новизне. 2. Семантическая гибкость – способность видеть объект под новым углом зрения, возможность нового использования данного объекта. 3. Образная адаптивная гибкость – способность воспринимать объект так, чтобы видеть его новые, скрытые стороны. 4. Семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в неопределённой ситуации, в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей.
29. Выдающиеся психологи мира: В. Вундт (1832–1920), У. Джеймс (1842–1910), Г. Эббингауз (1850–1909), З. Фрейд (1856–1939), Дж. Уотсон (1878–1958), К. Левин (1890–1947), Ж. Пиаже (1896–1980), Б. Ф. Скиннер (1904–1990),их вклад в психологию. В. Вундт – создатель лаборатории экспериментальной психологии, представитель интроспективной психологии. Разработал основы физиологической и экспериментальной психологии. Разделил сознание на «элементы». У. Джеймс – создатель теории потока сознания (сознание не состоит из ряда дискретных элементов). Предложил одну из первых в психологии теорию личности (выделял физическую личность, социальную личность, духовную личность). Г. Эббингауз – один из основателей экспериментальной психологии, изучал память, вывел «кривую забывания». З. Фрейд – создатель психоанализа. Создал первую развёрнутую теорию личности. Выделил 3 уровня психики: сознание, подсознательное, бессознательное. Разработал концепцию инстинкта. Джон Уотсон – основоположник бихевиоризма, отрицал необходимость изучения сознания, предмет психологии – поведение. Поведение – система реакций, формула «стимул=>реакция». По стимулу предсказать реакцию, либо по реакции определить стимул. К. Левин – социальная психология, проведение групповых тренингов,, групповая динамика, теория психологического поля, теория личности. Ж. Пиаже – создал международный эпистемологический центр в Женеве, изучал психологию детей, интеллект и его развитие. Б. Ф. Скиннер – Создатель радикального бихевиоризма. Теория оперантного подкрепления: если подкреплять какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и воспроизводится с большей лёгкостью. Считал, что поведение живых организмов полностью определяется последствиями, к которым оно приводит.
30. Выдающиеся отечественные психологи: И. П. Павлов (1849–1936), Д. Н. Узнадзе (1886–1950), С. Л. Рубинштейн (1889–1960), Л. С. Выготский (1896–1934), А. Р. Лурия (1902–1977), А. Н. Леонтьев (1903–1979), Б. Г. Ананьев (1907–1972), их вклад в психологию.
И. П. Павлов – физиолог, физиология высшей нервной деятельности, открыл механизм образования условного рефлекса. Учение о двух сигнальных системах: сенсорной и речевой. Изучал нервную деятельность коры головного мозга, выдвинул учение о типах нервной системы. Д. Н. Узнадзе – создатель общепсихологической теории установки. Под установкой понимал состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации. С.Л. Рубинштейн – написал «Основы общей психологии», систематизировал психологические знания и предложил методологию исследования психических явлений. Разработал деятельностный подход в философии, психологии, педагогике. Разработал принцип детерминизма, принцип личностного подхода. Сформулировал принцип единства сознания и деятельности, который был положен в основу деятельностного подхода. Л. С. Выготский – создатель культурно-исторической теории развития высших психических функций человека. Главные исторические достижения человечества: язык, орудия труда, знаковые системы – продвинули филогенетическое и онтогенетическое развитие людей. Пользуясь этим, человек научился управлять собственной психикой и поведением. Исследовал связь мышления и речи. А. Р. Лурия – основоположник нейропсихологии, работы в области нейрофизиологических основ памяти и мышления. А. Н. Леонтьев – Создал факультет психологии МГУ, автор психологической теории деятельности, разработал структуру деятельности. Б. Г. Ананьев – Основатель Ленинградской психологической школы. Создал факультет психологии ЛГУ. Автор фундаментальных работ в области чувственного восприятия, психологии общения, педагогической психологии. Предложил систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человеке. Выделял 4 основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Сформулировал принципы изучения человека.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |