Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Симультанное и сукцессивное восприятие. Характеристика модальностей восприятия как симультанных и сукцессивных. Переход сукцессивного восприятия в симультанное




Симультанный (в психологии) (от лат. simul — в одно и то же время) — термин общей психологии, означающий практическую одновременность протекания каких-либо психических процессов ввиду их свернутости и автоматизированности. Например, симультанным является смысловое восприятие устной речи на родном и иностранном языке переводчиком-синхронистом. Если человек недостаточно владеет иностранным языком, процесс смыслового восприятия и перевода иноязычной речи становится развернутым (сукцессивным). Симультанное восприятие предполагает синтез признаков явления в единую форму, свертывание процессов анализа и установление на их основе «целостных оптимальных признаков» изучаемого явления

Сукцессивный (от англ. successive — последующий, следующий один за другим) — термин общей психологии, означающий развернутую последовательность протекания какого-либо процесса. Например, речь или движение руки представляют собой сукцессивный процесс. Развернутое во времени, поэтапное наблюдение. Например, поиск ошибок при проверке диктанта.

Глаз и мозг способны работать в двух режимах: симультанном (быстрый панорамный прием обзорной информации с помощью периферийного зрения) и сукцессивном (медленный прием детальной информации с помощью центрального зрения). Их оптимальное сочетание позволяет получить важный приспособительный эффект. При симультанном (simultaneous) восприятии система “глаз — мозг” обладает способностью быстро, практически мгновенно воспринимать огромные объемы зрительной информации. Симультанно мы воспринимаем человеческие лица, картины природы, уличные сценки и многое другое. При сукцессивном (successive) восприятии производится тщательный последовательный анализ важной информации, первичное выделение которой произошло в ходе симультанного восприятия.

При чтении длинного словесного текста глаз и мозг работают преимущественно в сукцессивном режиме (т. е. медленно), при восприятии изображений доминирует симультанный (быстрый) режим. Если одну и ту же информацию можно представить и в текстовой, и в графической форме, последняя обеспечивает более высокую скорость понимания за счет того, что преимущественно сукцессивный режим восприятия текста заменяется на преимущественно симультанный режим анализа изображения.

Первый этап восприятия нового учебного материала — это этап сукцессивного восприятия. Целью всех упражнений этого этапа является последовательное фиксирование в сознании учащихся формальных признаков изучаемого явления, создание основы для постепенного объединения отдельных признаков в «комплексные признаки». Внимание учащихся последовательно переключается с одного признака на другой. Информация передается в центральные органы умственной деятельности, где в результате синтеза из отдельных признаков создается «целостное видение» ситуации. Прежде чем возникает это «целостное видение», учащимся иногда приходится неоднократно возвращаться к отдельным признакам изучаемого явления. Сукцессивное восприятие — это не линейное движение анализаторов от одного признака к другому, а сложный процесс поступательных и возвратных движений зрительного анализатора и мыслительных процессов. В результате напряженной работы происходит отбор основных опорных признаков, позволяющих сократить время на поиск правильного решения поставленной задачи, создается психологическая база для формирования перехода к симультанному восприятию.

Симультанное восприятие формируется на последующих этапах введения нового материала. Это высшая ступень восприятия. Симультанное восприятие предполагает синтез признаков явления в единую форму, свертывание процессов анализа и установление на их основе «целостных оптимальных признаков» изучаемого явления.

 

23. Созерцание как психическое явление: основные характеристики и связь с другими психическими явлениями.

Созерцание – особенный процесс восприятия, который характеризуется состоянием покоя, состоянием безмыслия, состоянием отсутствия эмоциональных переживаний. Особый вид восприятия, психическое состояние, форма сознания, свойство личности (созерцательность). Это изменённое состояние сознания. Целиком внутренний процесс. Спокойствие, безмыслие, глубокая погружённость в себя, отсутствие активности, растворение субъекта в объекте.

Созерцать – продолжительно рассматривать, вникать, наблюдать, ясно видеть, проникать мыслью.

24. Представление как психический процесс: основные характеристики (наглядность, фрагментарность, неустойчивость, непостоянство), механизм возникновения, типы представлений (представления памяти и представления воображения).

Представление – психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются.

Наглядность. Представления – чувственно-наглядные образы действительности, но т.к. это воспроизведённые и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом, они значительно бледнее, чем при восприятии.

Фрагментарность. Представления полны пробелов. Одни части и признаки представлены ярко, другие – смутно, а какие-то вообще отсутствуют.

Неустойчивость. Любой образ исчезнет из нашего сознания, как бы мы ни старались его удержать. Чтобы его вновь вызвать, придётся сделать усилие.

Непостоянство. На передний план выступают то одни, то другие детали воспроизводимого образа.

 

Представления – в некоторой степени – обобщённые образы: с наибольшей яркостью даны постоянные признаки объекта, а те признаки, которые характерны для частных воспоминаний, представлены очень бледно или вообще отсутствуют. Общие представления – те, которые характеризуются большой степенью обобщённости.

Представления памяти – представления, которые возникли в процессе нашего непосредственного восприятия какого-либо предмета или явления в прошлом.

Представления воображения – представления, которые формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и её более или менее творческой переработки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 3069; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.