Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные стадии и правовая основа бюджетного процесса в России




Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Участниками бюджетного процесса являются президент РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования, органы, обладающими бюджетными полномочиями, а также бюджетные учреждения и другие получатели бюджетных средств и кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят:

1.Органы законодательной (представительной) власти соответствующего уровня. Они рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль исполнения бюджета соответствующего уровня, определяют порядок исполнения бюджета соответствующего уровня, осуществляют иные полномочия.

2.органы исполнительной власти. Они осуществляют составление проектов бюджета, внесение проекта бюджета на рассмотрение представительного органа с необходимыми документами и материалами, исполнение бюджета, в том числе, сбор доходов бюджета, размещение и обслуживание займов, составление росписи бюджетных расходов и доведение бюджетных уведомлений до бюджетополучателей, другие полномочия.

В число участников бюджетного процесса со стороны органов исполнительной власти входят:

- финансовые органы (федеральные финансовые органы - Министерство финансов РФ, в том числе Федеральное казначейство, финансовые органы и органы финансового контроля субъектов РФ и муниципальных образований);

- органы, осуществляющие сбор доходов бюджета (Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Управление делами Президента РФ, Федеральное дорожное агентство, и т.д. и аналогичные органы субъектов Федерации и муниципальных образований);

- органы, осуществляющие исполнение бюджета (Федеральное казначейство и соответствующие финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований;

- органы, осуществляющие контроль за исполнением бюджетов (Министерство финансов РФ и Федеральное казначейство; финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований; Счетная палата РФ и соответствующие контрольно-счетные органы субъектов Федерации и муниципальных образований);

- распорядители бюджетных средств (главный распорядитель бюджетных средств – государственный орган, орган местного самоуправления, предусмотренный в ведомственной классификации соответствующего бюджета или уполномоченный Правительством РФ на представление стороны государства в договорах о представлении средств бюджета на возвратной основе; и распорядитель бюджетных средств – государственный орган, орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства между бюджетополучателями);

- иные органы, на которые законодательством возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Обособленное место в этой системе занимает орган денежно-кредитного регулирования – Центральный банк, на него возлагается осуществление денежно-кредитной политики, обслуживание счетов бюджета, осуществление функции генерального агента по государственным ценным бумагам.

Организация бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы включает в себя следующие этапы:

- составление проектов бюджетов и предоставление их на рассмотрение в соответствующие законодательные органы

- рассмотрение бюджетов органами законодательной власти и их утверждение в форме принятия соответствующего законодательного акта

- исполнение утвержденных бюджетов

-составление отчетов об исполнении бюджетов

- утверждение отчетов об исполнение бюджетов в форме принятия законодательных актов

- составление сводов об исполнении консолидированных бюджетов и предоставление их в вышестоящие органы исполнительной государственной власти (Министерство финансов РФ, Федеральная служба государственной статистики) для последующего предоставления в Правительство РФ.

Президент РФ не позднее марта года, предшествующему очередному финансовому году направляет федеральному собранию бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику на очередной финансовый год.

Составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований. Основой при составление проектов бюджетов служат:

- бюджетное послание ПРЕЗИДЕНТА РФ

- прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год

- основные направление бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год

- прогноз сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год

- план развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

Одновременно с проектом бюджетов на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ формируют перспективный финансовый план, содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечения государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.Перспективный финансовый план законодательно не утверждается. В качестве основы для составления бюджетов используется баланс финансовых ресурсов. Необходимые для формирования федерального бюджета показатели, материалы, расчеты предоставляет ЦБ РФ.1-ый этап формирования ФБ это разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор правительством РФ плана прогноза функционирования экономики на очередной фин. год. На основе данных плана прогноза Минфин РФ разрабатывает основные характеристики бюджета и распределение расходов бюджета. Правительство РФ рассматривает предложения об увеличении минимальных размеров оплаты труда и пенсии, их индексации.2-ой этап формирование ФБ это распределение федеральными исполнительными органами предельных объемов бюджетного финансирования.Не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году федеральные исполнительные органы должны завершить разработку и согласование показателей бюджета. С 15 июля по 15 августа правительство РФ должно утвердить проект закона о федеральном бюджете РФ для внесения в Госдуму одновременно с проектом закона о бюджете. Рассматриваются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов. В процессе рассмотрения в проект закона может быть внесены изменения. Проект ФБ на очередной финансовый год вместе с указанными в ст.192 БК РФ документами вносятся на рассмотрение Госдумы РФ не позднее 15 августа текущего года. В первом чтении Госдума обсуждает концепции «прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетом субъектов РФ, а также основные характеристики бюджета». По итогам рассмотрения проекта в первом чтении принимается постановление Госдумы о принятии проекта закона и ФБ в первом чтении. Во 2-ом чтении Госдума рассматривает расходы ФБ по подразделениям функциональной классификации, распределения средств фонда федеральной поддержки субъектов РФ по субъектам РФ, расходов по федеральным целевым программам, федеральной адресной инвестиционной программы в пределах, утверждается во 2-ом чтении перечень защищенных статей ФБ.

При рассмотрении проекта ФЗ о ФБ в 3 чтении проект голосуется в целом. Принятый Госдумой ФЗ о ФБ на очередной финансовый год в течении 5 дней со дня его принятия передается на рассмотрение Совету Федерации. Совет Федерации рассматривает закон в течении 14 дней со дня предоставления Госдумой и голосует в целом. В случае одобрения в течении 5 дней закон направляется для подписания и обнародования.

 

4. Повышение эффективности управления бюджетными ресурсами в рамках бюджетирования, ориентированного на результат. Бюджетирование применяется для обозначения комплекса действий по подготовке и исполнению бюджета, подведение итогов исполнения бюджета и контролю расходования бюджетных средств.В рамках БОР финансовые ресурсы распределяются с учетом и в зависимости от достижения конкретных общественно-значимых целей в соответствии с приоритетами государственной политики, наличие определенных социально-экономических эффектов по предоставлению бюджетных услуг, мониторинг и контроль за достижением намеченных целей и результатов, а также обеспечение качества бюджетного планирования и управления.

Суть нового подхода бюджетной политики:

-не расходы ради расходов, а расходы ради достижения конкретных результатов в тех сферах, где государство является более эффективнее чем рыночный сектор. Основной принцип БОР – переход от управления бюджетными затратами к управлению бюджетными результатами. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

- оптимизация сети бюджетных учреждений

-реорганизация бюджетных учреждений и внедрение новых форм финансирования

-разработка и использование методов финансирования ориентированных на результат.

Одной из основных целей экономической политики государства является формирование эффективной бюджетной системы, ее ориентация на стимулирование экономического роста и снижение социального неравенства. В рамках проводимого реформирования бюджетного процесса необходимым является создания условия и предпосылок для максимально эффективного управления государственными и муниципальными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.

При БОР определяются следующие факторы:

-стратегические цели – ожидаемый социально-экономический результат, который должен быть достигнут при реализации государственной политики

-тактические задачи – ожидаемые конечные результаты деятельности министерств и ведомств при решении конкретной проблемы, направление на достижение стратегических целей государственной политики

-финансовые ресурсы – необходимы для достижения поставленных целей.

БОР предполагает программный подход к составлению бюджета. В программах излагаются стратегические цели, тактические задачи, необходимые финансовые ресурсы, а также ожидаемые результаты поставленных задач, сроки их выполнения (в течении какого периода должны быть достигнуты общественно-значимый эффект или решена проблема, описывается система количественных измерительных показателей (индикаторов социальной и экономической эффективности) и их целевое значение для мониторинга и оценки, степени достижения целей и задач) для внедрения данного метода на стадии планирования бюджета.

Показатели эффективности явл.:

-показатели затрат выражают стоимостную оценку требуемых для предоставления бюджетных услуг финансовых, трудовых и материальных ресурсов.

-показатели конечных результатов деятельности, отражают последствия выполнения органами государственной власти, государственными учреждениями возложенных на них функций, поставленных задач, реализации программ и включают такие индикаторы как: социальная эффективность, т.е стоимость затрат на единицу выпуска продукции (например при строительстве школы таким показателем может быть затраты государства на 1 учебное место); социальная эффективность – степень достижения поставленных целей, определение социального эффекта в % или абсолютном выражении (сокращение преступности, число вылеченных больных и т.д); социально-экономическая эффективность т.е. соотношение полученного социального эффекта и произведенных затрат. При переходе на программно-целевое Бюджетирование появляется возможность современного корректирования программы для повышения ее результативности, гибкого перераспределения средств с учетом хода реализации программы, а также устанавливать целесообразность дальнейшего продолжения выполнения программы, деятельность министерства или ведомства по реализации конкретной функции или решению задач.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.