Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первородство факта над теоретическим знанием и самое главное – способно глубоко вскрывать причинно-следственные связи как между фактами, так и между порождающими их процессами




Таким образом, социологическое мышление по своей природе альтернативно, плюралистично, иронично по отношению к себе, оно допускает разные пути к истине и ставит под сомнение

Особенностью профессионального сознания журналиста является, пользуясь терминами И.П. Павлова, органичное соединение «художественного» и «мыслительного» типов высшей нервной системы. Сам объект деятельности журналиста (жизнь социума и человека в нем) и ее цель (воздействие на сознание и поведение аудитории) требуют сложного и противоречивого сочетания понятийного и образного, объективного и субъективного начал. Внесение в эту конструкцию социологического сознания страхует журналиста от избыточной субъективности и упорядочивает эмоционально-эмпирическое восприятие действительности. Грубо говоря, чувства, оплодотворенные интеллектом, становятся острее, глубже, многомерней. Социологическое мышление несовместимо с безнравственностью и социальной безответственностью

Журналистская информация опосредуется социальнымифакторами, теориями, принятыми в обществе, а также мышлением ивзглядами автора. Социологическое мышление позволяетжурналисту создавать «картину жизни» более адекватную действительности, более свободную от эмпирики и стереотипов. Свобода журналистазаключается в способности видеть и понимать мир в истинномсвете, а это делает журналиста не только независимым в суждениях, но и уверенным в себе.

Становясь постоянной характеристикойличности, социологическое сознание, с одной стороны, страхует егоот влияния ненадежных источников информации и с другой –ставит интеллектуальные и нравственные преграды выводам,основанным на неполных или тенденциозных сведениях. В этомгарантия высокого качества материалов и доверия к ним аудитории.

Социологическое мышление проявляется как разумное самоопределение в отношении к аудитории. У журналиста естьвыбор между отношением к ней как к средству, «вещи», товару,серой массе, объекту манипулирования – или как к ценности,сообществу людей, которые по личностным характеристикам равны самому корреспонденту и чьи интересы он ставит вышесобственных.

Социологическое мышление как одно из проявлений научногомировоззрения состоит прежде всего в способности личности ккритическому восприятию действительности, в том числе исобственного строя мысли, ставшего привычкой и повседневнозакрепляемого профессиональной деятельностью и обыденнымобщением.

Культура социологического мышления выражается в умении заново оценивать свой профессиональный опыт и корректироватьгражданскую позицию. Необходимость вторичной социализациидля журналиста диктуется не только изменениями времени и среды, но и мобильной сущностью профессии. Социологическое мышление беспощадно ставит вопрос о том, кому служить и с какой целью,какую профессиональную идеологию исповедовать. Обыденное,или тенденциозно-ригидное, сознание всегда ищет (и обязательнонаходит) ту моральную ширму, за которой можно спрятать своюсовесть, оправдать любое поведение. Социологическое мышление, напротив, требует от самосознания журналиста, его Я-концепциипрямых ответов, а не самооправдания. Социологическое мышление перестраивает весь внутренниймир журналиста. Оно приучает сотрудника редакции постояннопознавать самого себя, опираясь на научные знания, контролироватьсвое сознание и эмоции, оценивать бессознательные проявленияпсихики, вырабатывать необходимые для жизни и труда установки,ценностные ориентации и профессионально-нравственныекритерии.

3) Журналистика и массовая коммуникация: определение понятий (социология журналистики и социология массовой коммуникации).

Социологии журналистики не впервые приходится самоопределяться в системе научных, а также учебных дисциплин. Сегодня на это неизбежно наталкивают по крайней мере следующие обстоятельства:

■ возникновение новых каналов коммуникации, в том числе с достаточно сложной для анализа структурой, например Интернета, который представляет собой универсальную по разнообразию видов коммуникаций медийную среду;

■ появление (в России зачастую запоздалое) и расширение областей практической деятельности, имеющих дело с разными видами коммуникаций и ждущих от теоретиков «подсказок» для оптимизации использования коммуникативных средств (реклама, менеджмент, маркетология, политтехнологии, связи с общественностью);

■ развитие отдельных сфер прикладных исследований (например, медиаметрии), которые частично пересекаются с социологическими исследованиями.

Предметом социологии СМИ является их функционирование как вида массовых коммуникаций, социальные последствия такого функционирования.

Социологический подход к СМИ характеризуется такими чертами:

■ единство теоретического обоснования должного и эмпирического выявления реального места СМИ в разных сферах общественных отношений;

■ изучение проблем и реальных результатов функционирования СМИ на разных уровнях организации социума: личность, группы, общество, человечество, социальные институты;

■ учет конкретно-исторических обстоятельств, условий и факторов функционирования СМИ в разных странах.

«Коммуникация есть процесс, в котором индивид или группа передает стимулы преимущественно словесного характера, чтобы изменить поведение другого индивида или группы». К. Ховленд.

Массовая коммуникация — процесс обращения массовой информации.

В ответ на исследовательскую и практическую необходимость видеть систему социальных коммуникаций в целом, во всем ее многообразии; понимать сущность, функции, многосоставность, своеобразие каждого из видов общения возникают новые науки: коммуникология (теоретическая — о месте и роли социальных коммуникаций в обществе) и коммуникативистика (прикладная — о методах и приемах коммуникативной деятельности). Одновременно возникает интегрированная социология коммуникаций, которая во многом пересекается с коммуникативистикой, но имеет свой предмет. Она изучает функционирование разных систем средств информации как процесс социальной коммуникации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.