Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качественные опросы




Фокус-группы (focus groups), как правило, небольшие: 8-12 человек. Фокус-группа — метод качественных исследований в социологии. Исследование заключается в глубинном интервьюировании представителей целевой аудитории. Во время интервьюирования от аудитории исследователи получают субъективные мнения о товаре, услуге и прочих объектах исследования. В широком смысле термин «фокус-группа» означает сам метод исследования, а в узком — группу людей-респондентов. Исследуются причины сложившегося отношения к товару, услуге и пр. При отборе участников фокус-группы стараются подобрать незнакомых между собой людей. Впервые метод фокус-групп был использован социологами Р. Мертоном и П. Кендалл в 1944 году.

Глубокое интервью проводится с каждым респондентом отдельно. По определению, это, действительно, глубокий экскурс в представления опрашиваемого о каком-либо предмете. Часто такое интервью проводят с представителями тех слоев населения, которые трудно собрать для коллективного интервью (бизнесмены, работники органов власти).

Промежуточное положение между качественными и количественными методами занимают электронная фокус-группа и экспертный опрос.

Электронная фокус-группа проводится с применением соответствующей техники, которая позволяет сопоставлять реакцию аудитории, измеряемую соответствующими приборами, с одной стороны, и содержанием ролика, речи и т.п. — с другой. В данном исследовании может участвовать 100 и более респондентов. Такие процедуры часто проводят для получения реакции на какие-либо тексты (предвыборная речь, рекламный ролик, сценарная разработка к сериалу, отрывки из песен).

Экспертный опрос может быть качественным и количественным, в зависимости от величины выборки. Ее построение не преследует здесь целей статистической репрезентативности групп специалистов и направлено на максимально широкий охват представителей разных экспертных сообществ, имеющих отношение к изучаемой проблеме. Так, для экспертного опроса по проблемам взаимоотношений СМИ и власти целесообразно привлечь исследователей и практиков журналистики, политиков и политологов, представителей разных ветвей власти и т.п. Соотношение их может быть произвольным. Число опрашиваемых в этом случае может быть и менее 20, и более 100.

Некорректно подсчитывать проценты, если число опрошенных небольшое — несколько десятков, тогда применение статистических показателей создает лишь иллюзию точности выявленных тенденций. Например, если опрошено 40 человек, то вес каждого опрошенного равен 2,5% (100:40). Нет смысла при этом говорить всерьез, что 10% (4 опрошенных) существенно меньше, чем 20% (8 опрошенных). В случаях с малой выборкой при описании полученных выводов пользуются качественными определениями типа: «подавляющее большинство специалистов считают, что в проблемах СМИ виноваты обе стороны» или «в группе преобладают негативные оценки ситуации» и т.п., а данные приводятся в абсолютном выражении.

Анализ документов. Как и в случае с опросными методиками, различаются качественный и количественный методы. Качественные разновидности метода используются для анализа отдельных текстов, количественные — для получения знания о множестве однотипных текстов.

12) Программа социологического исследования.

Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Процедура эмпирического социологического исследования в ее полном виде состоит из ряда этапов:

■ предварительное изучение проблемы (анализ литературы, результатов проведенных ранее исследований, публикаций в СМИ, беседы с экспертами, заказчиками);

■ программирование (постановка проблемы исследования, его целей и задач, выдвижение гипотез, выбор методики и техники сбора информации, разработка системы рабочих определений и показателей, подготовка основного документа — программы);

■ разработка инструментария (полевых документов — вопросников, кодификаторов, протоколов наблюдений, инструкций и т.п.);

■ обоснование выбора единицы анализа, вида (дизайна) выборки, ее расчет;

■ пилотирование (пробное исследование) полевых документов;

■ инструктаж участников полевого исследования;

■ полевое исследование (сбор эмпирической информации);

■ подготовка собранной информации к обработке, ручная или компьютерная обработка;

■ анализ/интерпретация полученных после обработки данных;

■ подготовка итоговых документов (отчет, аналитическая записка)

 

4.

13) Социология в работе редакции.

Этот вопрос можно рассмотреть двояко. С одной стороны, очевидна необходимость социологических исследований в работе редакций. С другой, социология помогает подобрать персонал.

Объектом анализа могут быть и внутриредакционные документы — такие, как программа или концепция канала, издания, передачи. Так, для изучения практики программирования и проектирования новых СМИ было бы чрезвычайно полезно проанализировать такие документы, выделив в них значимые признаки, и сделать этот опыт доступным.

Российскому обществу приходится со сменой экономического и политического строя формировать новые практики — способы поведения, деятельности. Их освоение, особенно в такой большой и разнообразной по своим территориям стране, требует постоянного обмена опытом через массовые общенациональные СМИ. Поэтому снижение внимания главных на сегодня каналов массовой информации (телевизионных) к общественно-политической проблематике и обстоятельному показу того, как люди в одних регионах решают сходные проблемы, чревато слишком опасным для единства страны несовпадением повседневных практик.

Главные сложности у журналистов всегда вызывала массово-организаторская деятельность, т.е. не собственно творчество, а работа с авторами, письмами в редакцию, проведение «круглых столов», рейдов и т.п. Сейчас доля таких видов деятельности уменьшилась: изменился характер прессы, и резко сократилось количество писем, другими стали взаимоотношения с авторами, почти совсем ушли в прошлое рейды и общественные приемные. Однако, пережив стадию «передышки» от выполнения директивных обязанностей по массовой работе, редакции снова, уже по доброй воле, стремятся стимулировать почту, которая почти совсем иссякла. Интерес к письмам и привлечению общественного мнения в качестве третейского судьи возрос.

17) Функциональная теория СМИ (теория потребностей).

Основой для построения модели базовых функций СМИ может служить представление о видах человеческой деятельности, которые СМИ со своей универсальностью способны «сопровождать», обслуживать. Эти виды: преобразовательная (куда входит и социально-организационная), познавательная, ценностно-ориентационная и коммуникативная (или общение). На такой основе, с учетом специфики СМИ, представляется возможным говорить о функциях коммуникативной, информационной (информационно-познавательной), ценностно-регулирующей, социально-организационной и ее психологическом срезе — функции психического регулирования. А с включением в рассматриваемую деятельность как активного субъекта аудитории можно выделить и функцию форума (или шире — канала социального участия).

В 1970-х годах российский философ и социолог Б. А. Грушин определил функции передачи информации в системе управления: информирования, воспитания, организации поведения, создания определенного эмоционально-психологического тонуса, коммуникации14, называя их элементарными. Если учесть, что речь идет о коммуникациях социальных, т.е. действующих в обществе, а само общество — это система, основанная на управлении и самоуправлении, то можно считать предложенную модель наиболее общей для описания интересующих нас элементарных функций СМИ.

В социологии функции понимают как: а) роль, которую должен выполнять социальный субъект (индивид, организация и т.д.) в соответствии с его целями и задачами в данной социальной системе (функция как задача); б) объективные последствия выполнения такой роли (функция как результат, реальная деятельность). Получается, что понятие функции охватывает и предназначение, и реальную роль СМИ.

Фокус социологического подхода к информационной функции СМИ — выявление информационных неравенств, способности реального содержания массовой информации удовлетворять потребности, интересы различных социальных субъектов и представленности этих интересов в контенте.

Отчужденность контента СМИ от повседневных забот граждан, чрезмерная драматизация происходящего приводит к ряду негативных социально-психологических эффектов.

Например, известны явления наркотизации, т.е. привыкания к чрезвычайному, эскапизма — ухода от реальности к вымыслу, развлечениям, гедонизма — наслаждения жизнью в ущерб социально-ответственному поведению. Это разные грани отчуждения от социальной жизни. СМИ, скатывающиеся к простому развлечению аудитории, в конце концов теряют ее как граждан. Но и сами изменяют своему исконному назначению, рискуют стать ненужными.

Отсутствие внимания к кому-или чему-либо порождает отчуждение. Оно возникает в силу явного неравенства в освещении жизни различных регионов, социальных слоев, отраслей деятельности

Поскольку ценностное отношение к миру основано на потребностях, интересах, то социальные субъекты, владеющие и управляющие СМИ, не могут не действовать в процессе организации производства, отбора и распространения информации в соответствии с интересами, на основе разделяемых ими моральных, политических, религиозных, иных ценностей.

Функционирование социальных общностей — это процесс, в котором СМИ могут участвовать на разных его этапах. Так, анализируя собственный опыт, редактор местной газеты выделяет три этапа становления ее взаимоотношений с гражданскими движениями в своем районе. Во-первых, эта газета выполнила роль канала удовлетворения потребности в соответствующей информации и ее осмыслении; во-вторых, в формировании сочувствия, побуждении к контактам и оформлении общественной организации. Наконец, в-третьих, участвовала в разработке и реализации программы создаваемой общественной организации

19) Модель коммуникации Г. Лассвелла.

Для описания отдельных видов коммуникаций, кроме уже описанных оснований их классификации, в нашем распоряжении есть весьма ценный инструмент. В 1947-1948 гг. американский обществовед Г. Лассуэлл (Н. Lasswell) предпринял ряд публикаций, в которых предложил свое видение функций коммуникаций в обществе (см. 2.1), а также их универсальную структурную модель36. Согласно Г. Лассуэллу, любая коммуникация состоит из следующих звеньев:

С точки зрения этого автора, чтобы описать коммуникацию, нужно ответить на пять вопросов: Кто говорит? (Who says?); Что говорит? (What says?); По какому каналу? (What channel by?); Кому говорит? (Whom says?); С каким эффектом? (What effect with?). Учитывая, что все эти вопросы начинаются с буквы W, модель была названа «пять дабл ю»37. Впоследствии другими исследователями предлагалось множество формул, в которые были введены условия, факторы и прочие «внешние» элементы, а также цели. Но универсальная структурная основа осталась за Г. Лассуэллом.

Чтобы получить разностороннее представление о СМИ как виде массовых коммуникаций, ответим на вопросы, введенные в указанную формулу.

1. Кто говорит? (коммуникатор): в этом случае — институциализированный, т.е. выступающий как зарегистрированная или самоидентифицирующаяся в своем качестве организация (юридическое лицо), имеющая определенные законом права и обязанности, льготы и полномочия. Так, аккредитация при государственных учреждениях или на событиях вытекает из официального статуса коммуникатора.

Это корпоративный производитель информации. Как правило, его деятельность подразумевает разделение труда, распределение обязанностей по планированию, сбору, отбору и подготовке информации к распространению.

Здесь коммуникатор профессиональный, его деятельность требует специальной подготовки и тренинга, является для него основной в системе общественного разделения труда.

СМИ устроены таким образом, что центр производства контента — в редакции (бюро, агентстве, холдинге, других учреждениях), а не на полюсе аудитории. В процессе развития теории и социологии СМИ многие исследователи пришли к выводу: несмотря на специфику разных стран и политических режимов, общим для них является то, что функционирование этих организаций зависит от коммуникаторов38. Это так даже в Интернете, где интерактивные возможности, казалось бы, делают революцию, чуть ли не уничтожают поляризацию ролей в данном виде общения. Однако и интернет-СМИ остаются устроенными по указанному принципу.

2. Что говорит? Передаваемое средствами массовой информации содержание (контент) есть массовая информация. Оно:

— универсально по тематике (даже в специализированных изданиях много внутритематических рубрик в рамках одной тематической области) и видам (хроника, аналитика и т.п.);

— универсально по интенциям (намерениям) их целям коммуникаторов: пропаганда, просвещение, инструктирование, развлечение. Это не исключает специализации отдельных каналов на определенных по своим интенциям сообщениях (научно-познавательные журналы, например);

— общедоступно или специализировано в расчете на определенную, но достаточно широкую по каким-либо параметрам категорию получателей (например, адресовано предпринимателям, но из разных сфер деловой активности);

— актуально для широкой по социальному составу аудитории, т.е. связано с ее потребностями, интересами, переживаемыми проблемными ситуациями;

— посвящено жизни социума (общества) или какой-либо его части, но не самой производящей контент организации (в последнем случае мы имеем дело с корпоративными изданиями, презентационными сайтами);

— включает массовую информацию, порожденную как самой журналистикой, так и в иных сферах. Масштабы территориального и социального охвата изначально предопределили использование СМИ в качестве носителей разной по природе информации, условно говоря — собственной и «чужой», или собственного и несобственного производства. Каналы СМИ оказались необходимыми для распространения официальных документов, рекламы, произведений художественной культуры, ПР-материалов.

3. По какому каналу? Здесь важно учесть не только технические, но и социальные стороны организации коммуникации. СМИ в качестве своей инфраструктуры имеют технические средства фиксирования и распространения информации — промежуточные носители типа диктофонных, письменных, магнито- и видеофонных записей, дисков и дискет, а также средства тиражирования и передачи на расстояние этой информации.

Возможности тиражирования или широкого вещания (broadcasting) делают такие коммуникации рассеянными, не направленными, с одной стороны, и приспособленными для потребления информации множеством реципиентов, причем с «доставкой на дом» или в иные удобные для потребителя места — с другой. Именно это отличает их от других видов массовой коммуникации (наружная реклама или «стена В. Цоя»).

Кому говорит? В случае со СМИ адресатом информации является множество читателей, слушателей, зрителей, пользователей — массовая аудитория. Это наиболее яркий случай массы — с ее гетерогенностью, вероятностным составом, открытостью границ, анонимностью, рассредоточенностью (см. 1.1.3).

Журналисты должны быть способны к «переводу» специализированной информации на язык массовой аудитории: выявлять смысл событий, объяснять их значение для непосвященных. Отсюда — необходимость профилизации, сосредоточения профессиональных коммуникаторов на определенном круге явлений, их умения работать со специализированными источниками информации, экспертами.

Особенности работы конкретных каналов связаны с составом массовой аудитории. Как отмечалось выше (см. 1.1.3), она не перестает быть массо-

вой и при демассификации (сегментировании, фрагментации аудитории), даже сильно теряя в численности. Главное: она формируется по законам массы — в условиях индивидуального выбора и инициативы, доступности, открытости информации.

Прием информации аудиторией СМИ идет в индивидуальном режиме, но повторяющиеся контакты с конкретным каналом, общая информационная и ценностная платформа создают чувство общности с другими людьми, причем определенного склада. Не всегда можно понять причинно-следственную связь: чувства и мнения людей совпадают потому, что они пользуются одинаковыми источниками информации или они оказываются в аудитории определенных каналов, изначально имея сходные интересы, позиции, запросы.

Одновременность восприятия и осознание этого обстоятельства формируют чувство и понимание сопричастности, психологической общности, солидарности, что сегодня рассматривается как основа формирования многих современных социальных общностей (см. 2.5).

5. С каким эффектом? Формула Г. Лассуэлла изначально отражала отдельно взятые акты разных видов коммуникации. Разумеется, возможны эффект и соответственно рассмотрение единичного акта коммуникации; в случае со СМИ — прочтения отдельного материала или просмотра отдельной передачи. Это может быть прирост знаний о чем-либо, согласие/несогласие с позицией автора, формирование собственного отношения к сообщаемому. Однако результаты деятельности СМИ связаны со специфическим характером их функционирования: регулярностью выпусков, универсальностью информации, другими отмеченными качествами. Здесь чаще имеют место не немедленные, а отложенные, накапливающиеся (кумулятивные) эффекты. В конце концов становится возможным говорить о реальных функциях, которые СМИ выполняют в процессе регулярной деятельности (см. гл. 2).

Особенности содержания (универсализм, доступность, массовая значимость) и характера общения (регулярность, синхронность) по каналам СМИ создают принципиальную возможность для достижения разных по уровню проявления и природе эффектов (см. 6.5).

Таким образом, формула американского обществоведа Г. Лассуэлла, отражающая структуру коммуникации, позволяет упорядочить процесс выявления специфики СМИ как массовых коммуникаций. Мы выделили из мира социальных, а среди них массовых коммуникаций — собственно СМИ, которые и являются объектом изучения социологии СМИ.

21) Массовая информация и ее характеристики.

Масса в контексте исследований СМИ означает прежде всего аудиторию, состоящую из потребителей продуктов культуры, которая относительно (курсив мой. —Я. Ф.) велика и недифференцирована по месту проживания и социальному классу. Быть массовым означает быть анонимным по отношению к коммуникатору и к друг другу»

Что же следует называть массовой информацией, т.е. тем содержанием, которое распространяется или которым обмениваются с участием массы? Массовая информация, по мнению Б. А. Грушина, это — не только то, что распространяется на массу, предназначено ей. Отделяя массовую информацию от индивидуальной и специальной, он утверждает ее общезначимый для широкого спектра общественных групп, а значит — внегрупповой, надгрупповой характер. Существенным является также такой ее признак, как размноженность, мощность проводящих ее каналов (будь то СМИ или система устной пропаганды). Но главное — характер субъекта, оперирующего информацией. Выделяя в процессе оперирования информацией три основные стадии — производство, распространение и потребление, он приходит к универсальному определению. Массовая информация — любая социальная информация, «которой хотя бы на одной из стадий ее жизненного цикла оперировала (оперирует) масса» 31. В соответствии с таким определением масса может выступать в роли не только потребителя, но и создателя/производителя и распространителя информации.

Исходное качество для массовой информации, таким образом, — доступность ее смысла для неспециализированного сознания.

Открытость — более важная, чем тиражированность, черта массовой информации. Она обеспечивается не только мультипликацией сообщений, но и размещением их на широко доступных носителях, например уличная реклама может быть в единственном экземпляре, но открытой для восприятия неограниченным множеством людей. Так в конце концов и случается с Интернетом.

Требования к информации вытекают из тех всеобщих функций социальной коммуникации, о которых говорил Г. Лассуэлл: контроль над окружающей средой, корреляция отношения к ней, передача информации последующим поколениям

СМИ призваны давать людям возможность знать, что происходит в окружающей природной и социальной среде, строить свою жизнь с учетом происходящего. Поэтому информация должна быть:

■ актуальной, соответствовать потребностям, интересам, жизненным проблемам аудитории на данный момент;

■ предупреждающей об опасности как природного, так и социального плана (именно эту насущную роль информации нещадно эксплуатируют СМИ, драматизируя все окружающее, рассчитывая на инстинкт самосохранения);

■ своевременной, чтобы при необходимости быть учтенной, использованной в нужный момент (например, аудиторию важно не только оповещать о решениях властей, но и предупреждать о готовящихся решениях, с тем чтобы граждане могли заранее высказать собственное мнение, подготовиться к оппонированию, повлиять на решение);

■ общезначимой, представлять интерес для значительной части аудитории, отражать ее жизнь. Поэтому, в частности, не следует злоупотреблять местом в изданиях и временем вещания для освещения внутренних событий в медиаорганизациях;

■ полной, чтобы аудитория могла всесторонне оценить суть и значимость происходящего. Поэтому недопустимы ограничения в этой связи (кроме случаев, оговоренных законом), цензурирование. Полнота информации предполагает и ее социальный срез: в содержании должны быть представлены жизнь, духовный мир, мнение о текущих событиях всех социальных, демографических, этнических, территориальных групп, деятельность социальных институтов, процессы, происходящие в разных сферах общественных отношений;

■ объективной, чтобы полученная информация позволяла адекватно реагировать на происходящее, и тем самым СМИ осуществляли в действительности роль средства контроля за средой. Это достигается, в частности, за счет всестороннего освещения явлений с включением позиций разных заинтересованных сторон.

■ разнообразной по видам, темам, авторам, позициям, чтобы отразить происходящее всесторонне, с необходимой глубиной. Разнообразие источников информации, в том числе по их позициям, — гарантия защиты от манипулирования сознанием и поведением аудитории.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.