Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социология МК - социол. дисциплина, изучающая процессы функционирования и развития средств массовых коммуникаций, а также их соц. обусловленность и последствия их деятельности




Прежде всего, коммуникации различаются в зависимости от социально-структурного уровня их действия: межличностная, групповая, массовая.

1) общение межличностное, охватывающее двух или несколько больше участников; 2) общение групповое — в малых (семья, компания друзей или департамент организации) и крупных группах (корпорация, клубная публика и т.п.); 3) общение массовое — среди больших и рассредоточенных множеств людей в очень разных масштабах: от территориальной общины до человечества.

Необходимо учитывать и характер контакта — непосредственный и опосредованный. В современном мире такие варианты возможны для всех видов коммуникаций (по телефону, через Интернет и т.п.). Классического разделения на устную и письменную коммуникацию сегодня уже недостаточно.

Коммуникации, принадлежащие к разным структурным уровням, различаются и с точки зрения адресности: среди них могут быть направленные (например, приказ по организации, адресованный конкретным исполнителям) и рассеянные (стенгазета в той же организации).

Универсально разделение коммуникаций (моделей коммуникаций) по типу движения информации:

1) от центра к множеству получателей одновременно (лекция, проповедь, радиовещание);

2) от каждого — к каждому, сетевое, без опосредующего центра (личная переписка во всех формах, включая e-mail);

3) с поиском в центре хранения информации (база данных, библиотека) в соответствии с нуждами пользователя, клиента;

4) в центр от множества периферийных участников, в том числе без их ведома (автоматическая запись телефонных звонков, электронная система сигнализации, счетчики для измерения аудитории, установленные в домах). Здесь главное — кому принадлежит контроль (т.е. отбор, фильтрация, коррекция содержания) над информацией: центру или индивиду.

По составу участвующих в коммуникации субъектов (коммуникантов) можно выделить следующие виды:

1) от одного ко многим (такова, например, рассылка писем в Интернете или отправка свадебных приглашений по почте);

2) от многих ко многим (чат в Сети или «стена В. Цоя» на Арбате, «Живой журнал» в Рунете);

3) от одного — к одному (самые разнообразные межличностные контакты, в том числе в электронном виде);

4) от многих — к одному (поисковые системы в Интернете). Данная классификация особенно актуальна для исследований Интернета, где важно учесть роль пользователя в разных видах коммуникации.

Коммуникации могут быть институциализированными (учреждения, организации или их подразделения, в чьи функции входит производство и/или распространение информации) и неинституциализированными, где информационная деятельность не специализирована, вплетена в другие виды активности (таково межличностное общение).

Дифференцируются коммуникации по степени открытости: публичные (открытые) и закрытые (секретные, ограниченные).

Весьма существен учет распределения ролей между участниками коммуникации. Оно может быть неполяризованным (дружеская беседа) и поляризованным (такова ситуация в СМИ, где на одном полюсе — профессиональные работники, вспомним девиз НТВ: «Новости — наша профессия», а на другом — непрофессиональные по отношению к производству информации читатели, слушатели, зрители). При этом степень поляризации может по инициативе одного из полюсов (профессионального) варьироваться в широких пределах — от жесткой, и тогда мы имеем дело с односторонней коммуникацией, — до умеренной, и тогда мы имеем дело с коммуникацией частично двусторонней.

По распределению позиций можно выделить коммуникации с вертикальной направленностью (или вертикальные), которые представляют собой процесс воздействия одного индивидуального или коллективного субъекта на другого как на объект и поэтому часто называются субъект-объектными (приказы, указы). Другие же предполагают горизонтальную направленность, равенство отношений и могут быть названы субъект-субъектными (чат).

Коммуникации могут быть с наличием или отсутствием обратной связи, которая представляет собой возможность для тех, кто организует, инициирует коммуникацию, получать информацию о реакции реципиента (-тов). Различают синхронную, т.е. в момент коммуникации, обратную связь (она наиболее полно представлена в межличностной коммуникации) и несинхронную (имеющую место в случаях, когда требуются специальные усилия для выявления реакции реципиентов — опросы, тесты и т.п., вне самого акта/актов коммуникации).

По характеру используемых знаковых средств и форм можно выделить коммуникации устные и письменные, вербальные и визуальные; посредством естественного или искусственного языка и т.д.

Классификация коммуникаций может учитывать содержание информации и достигаемые на этой основе цели. Соответственно, коммуникации могут быть специализированными, если идет обмен/распространение содержания, имеющего ограниченные по определенным критериям предмет и адресат. В некоторой степени специализация свойственна и каналам массовой информации (например, отраслевой журнал «Сахарное свекловодство»), и групповой (анализ результатов проведенного эксперимента в научной лаборатории), и межличностной коммуникации (консилиум нескольких специалистов у постели больного). Различные по социально-структурному уровню, они могут быть и неспециализированными, универсальными по предмету. Таковы дружеское общение (межличностная коммуникация), клубная компания или универсальные (mainstream) СМИ.

С точки зрения преобладающих целей можно разделить коммуникации на оповещающие, управленческие, консультирующие, просветительские, развлекательные и т.п.

У разных коммуникаций может быть содержание, различающееся с точки зрения соотношения с действительностью: отражение документальное или художественное, в аналитических или событийных формах.

Можно говорить и о видах коммуникаций, включенных в разные сферы общественных отношений. Таковы, к примеру, коммуникации политические, культурные, в том числе образовательные; производственные (деловые); в этом ряду, скорее всего, окажутся и религиозные (устные — проповеди, печатные — епархиальные вестники и др.).

6) Метод общетеоретической социологии и журналистская деятельность.

Общетеоретическая социология - изучает глубинные (сущностные) моменты развития общества, исторического процесса. На общетеоретическом уровне формируются общесоциологические теории производственной, общественной деятельности человека, выявляется роль труда в развитии общества.

Раздел общетеоретической социологии - теории общественных отношений, раскрывающие природу и содержание отношений между социальными субъектами. Выявляются и характеризуются:

• сущность общественных отношений;

• специфическая роль общественных отношений и механизм взаимодействия;

• общественные отношения в зависимости от их субъектов (социально-классовые, национальные, между обществом и личностью).

На этом уровне исследуется взаимодействие, взаимосвязь и взаимозависимость всех сфер общественной жизни (экономика - политика, право и др.). Каждое социальное явление рассматривается в системе взаимодействия глобальных социальных факторов (указанные выше общественные отношения и сферы жизни, а также объективные законы развития общества).

Общая теоретическая социология создает необходимый фундамент для социологического изучения СМИ как особого социального института, регулирующего обмен информацией в обществе. Социология СМИ использует представление об обществе как системе социальных связей, о его субъектах, структуре, видах социальных процессов. Здесь действует представление о личности как индивидуальном уровне общественного бытия, о способах ее связи с обществом (социальности.

Теоретические исследования дают основания для оценки того, что происходит в действительности и выявляется в ходе эмпирических исследований.

Поэтому на теоретическом уровне социология не только обобщает практику, результаты деятельности СМИ, но и обосновывает представления о том, какими должны быть функции, чтобы соответствовать природе общества, общностей и коммуникаций, потребностям людей на том или ином этапе общественного развития, т.е. здесь интегрируются представления и о должном (идеальном), и о сущем (реальном).

7) Метод теорий среднего уровня в журналистской деятельности.

Социологи полагают, что выделение теорий среднего уровня создает целый ряд неоспоримых удобств и преимуществ, главные из которых:

- возможность создания прочной и удобной теоретической основы для исследований конкретных областей человеческой деятельности и отдельных составляющих социальных структур без использования громоздкого и излишне абстрактного понятийного аппарата фундаментальных теорий;

- осуществление тесного взаимодействия с реальной жизнью людей, которая всегда находится в поле зрения теорий среднего уровня, отражающих практические проблемы жизни общества;

- демонстрирование возможностей и убедительности социологических исследований в глазах менеджеров, ученых и специалистов несоциологических областей знания.

В процессе применения специальных теорий главное внимание уделяется:

• сфере общества, в которой происходят события;

• анализу механизма функционирования сферы;

• анализу процессов, происходящих в данной сфере общества;

• решению возникающих специфических проблем. Специальные теории органически сочетают:

• теоретический уровень исследования;

• практический уровень исследования (анализ текущих практических данных).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.