Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социализации личности: феноменология, направления, механизмы




Впервые понятие социализации ввел Бандура в работах 40-50 гг., которые изучали особенности формирования социального опыта личности. Понятие социализация связано с:

· Развитием личности

· Воспитанием

· Обучением.

Будучи взаимосвязанными они не тождественны. Развитие более общее, широкое понятие, т. к. Включает в себя спонтанные процессы и социализацию. Развитие личности не сводится только к социализации, оно включает в себя и саморазвитие личности.

Шевандрин определял социализацию как процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе социализации индивид становиться личностью и приобретает для жизни среди людей необходимые знания, навыки, т. е. Способность общаться и взаимодействовать с другими людьми. В социализации личность выступает как объект социального воздействия. А в процессе развития личность не только как объект, но и как субъект социальных отношений, которые оказывают воздействие на другого человека и на себя, т. е. Не сбрасывается со счетов самой активности личности.

Социализация осуществляется через ряд условий (факторов):

· целенаправленное воспитание

· обучение

· случайные социальные воздействия в процессе деятельности и общения.

Воспитание, обучение - организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду, ребенку и формирования у него социально желательных стереотипов поведения, качеств, свойств личности. Социализация может осуществляться и стихийно. Случайные социальные воздействия встречаются в любой социализации (разговор взрослых среди ребенка). Шевандрин выделяет в качестве ведущих феноменов социализации: усвоение стереотипов поведения, обычаи, интересы.

Г. М. Андреева определяет социализацию как процесс трансляции норм и ценностей, которые позволяют формировать и расширять социальные связи личности с миром. В качестве трансляторов норм и ценностей выступают большие и малые группы.

Механизмы социализации (Шевандрин):

1. Подражание, т. е. Сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта значимых других.

2. Внушение - неосознаваемое, некритическое усвоение и последующее воспроизведение опыта, мыслей, чувств, шаблонов и алгоритмов, предлагаемых авторитетными лицами.

3. Убеждение - осознанное, критическое усвоение и последующее воспроизведение ценностей, норм, ориентиров, алгоритмов и т. д.

4. Идентификация - отождествление себя с определенными людьми, группами, посредством которого осуществляется усвоение норм, отношений, форм и алгоритмов поведения.

5. Эмпатия - эмоциональное сопереживание через чувственную идентификацию себя с другими.

В психоаналитической традиции Смелзер называет следующие механизмы социализации:

1. Имитация - осознанное стремление ребенка копировать определенные модели поведения;

2. Идентификация - усвоение детьми родительского поведения, установок, ценностей, как своих собственных;

3. Стыд - переживание ребенком разоблачения и позора, связанного с реакцией других людей;

4. Чувство вины - переживание разоблачения и позора, связанного с наказанием самого себя.

Первые два - позитивные, а следующие - негативные, которые подавляют определенное поведение.

Направление социализации. Шевандрин считает, что основные направления социализации соответствуют:

· Поведенческой сфере, т. е. в процессе социализации люди обучаются как себя вести;

· Эмоционально-чувственная сфера, они учатся как эмоционально реагировать на различные ситуации, проявлять чувства, переживать;

· Познавательная - человек учиться каким образом познавать окружающий социальный физический мир;

· Бытийная - обучаются, как организовать свой быт;

· Морально-нравственная - учатся каких морально-этических ориентиров придерживаться;

· Межличностная - как эффективно выстраивать формальные и неформальные отношения.

1. Теория психосексуального развития личности З.Фрейда.

2. Теория психосоциального развития Э. Эриксона

3. Теория морального развития Л. Колберга.

4. Институты социализации и механизмы их влияния.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.