Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория самовосприятия




Социальные психологи пришли к выводу, что для того, чтобы побудить человека сосредоточить внимание на своих внутренних убеждениях, нужно заставить их взглянуть на себя в зеркало, услышать свой голос на магнитофоне, надеть именную табличку и т.д.(метод выставления зеркал).

5. Теория обоснованных действий. Фишбейн и Айзен предложили модель установочно-поведенческой взаимосвязи, которая вводит компонент социальных норм как основной фактор. Эта модель называют теорией обоснованных действий, а ее расширенную версию – теорией планируемого поведения (Айзен и Мадден).

Айзен и его коллеги предположили, что наше поведение зависит от НАМЕРЕНИЯ исполнить или не исполнить это поведение.

1) Поведенческое намерение определяется, в первую очередь, положительной или отрицательной оценкой человека последствий этого поведения, т.е. установкой по отношению к поведению. Например, установка студента относительно хорошей успеваемости: хорошая учеба приведет к позитивным последствиям (большая стипендия, хорошее распределение и т.д.) плохая – к негативным последствиям.

2) Вторым детерминантном поведенческого намерения является так называемая субъективная норма, т.е. ожидание студента, что значимые другие: друзья, близкие и т.п., ожидают от него данного поведения – хорошей учебы).

В первоначальном варианте теории обоснованных действий отмечались лишь эти два фактора, которые воздействовали на поведенческие намерения, и, соответственно, на поведение. Расширенная теория планируемого поведения прибавила еще один фактор – различимый контроль за поведением - ожидание человеком облегчения или затруднения выполнения запланируемого им поведения.).Например, они (студенты) способны преодолеть все возможные проблемы, которые могли бы препятствовать их хорошей успеваемости.

Эти теории проверялись во многих эмпирических исследованиях и полу чили значительное эмпирическое обоснование. Однако некоторые ученые усомнились в предположении о рациональности принятия решения человеком из-за его ограниченных способностей перерабатывать информацию, что составляет основу модели обоснованного действия (Фазио).

№ 21ТЕОРИИ ИЗМЕНЕНИЯ УСТАНОВОК

 

Психологами создано множество теорий, в которых не только объясняются процессы формирования и изменения установок, но и делаются попытки прогнозирования возможностей изменения, направления изменений, скорости изменений установоки т. д.

ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО БАЛАНСАразработана Фрицем Хайдером. Ее уточнение и детализация проводились Т. Ньюкомом, который одним из первых подверг ее экспериментальной проверке.

Согласно теории баланса, формирование или изменение наших установок подчиня­ется принципу когнитивного соответствия. При этом, как полагают Хайдер и Ньюком, каждый из нас стремится к тому, чтобы между нашими установками, а также между установками и поведением существовало хотя бы видимое соответствие. Если же человек обнаруживает у себя наличие несоответствующих друг другу установок, то это может вызвать у него психическое напря­жение, состояние дискомфорта. Оно служит для индивида побу­дительным мотивом к достижению когнитивного баланса, то есть соответствия между установками.

Теория когнитивного диссонанса.

Л. Фестингер одним из первых высказал неожидан­ную для многих психологов мысль, что не только установки влияют на поведение, но и поведение, в свою очередь, влияет на установки. И даже более того, воздействие поведения на установочную систе­му настолько сильно, что способно радикально изменить ее.

Леон Фестингер считал, что люди испытывают дискомфорт от любой непоследовательности – даже противоречия, которые существуют только внутри собственной когнитивной системы индивидуума вызывают душевное беспокойство. Для обозначения внутренних противоречий, которые возникают в сознании человека между различными когнитивными элементами, Фестингер ввел понятие «когнитивный диссонанс».

Согласно этой теории, между когнициями могут существовать отношения одного из трех типов: диссонансные, консонансные и нерелевантные. В примере с курением когниции «мне нравится вкус сигарет » и « курение успокаивает» находятся в консонансных о тношениях с когницией «Я курю » и в нерелевантных с большинством когниций, касающихся дождя.

Как утверждает теория диссонанса, что-то обязательно должно измениться, пото­му что когнитивные противоречия вызывают дискомфорт, и у людей возникает есте­ственное желание (мотивация) избавиться от него, т. е. уменьшить диссонанс. Когда поведение нельзя изменить, а уже произведенное действие — отменить, можно попытаться изменить одно или несколько противоречащих ему (диссониру­ющих) мнений или установок; например, курильщик мог бы решить: «Я не верю в то, что курение способно вызывать рак». Можно также увеличить количество консонансных когниций: «Курение помогает мне похудеть».

Таким образом, одним из способов уменьшения диссонанса является изменение установок, позволяющих ему считать свое нынешнее или прошлое поведение последовательным, разумным и оправданным.

Условия, необходимые для возникновения диссонанса. Купер и Фазио пришли к выводу, что возникновение диссонанса связано с тремя важными факторами.

1. Для возникновения когнитивного диссо­нанса необходима воспринимаемая свобода выбора.

2. Последствия действий или поведения индивида должны быть неприятными или неприемлемыми для него самого, т.е. человек должен совершить что-то такое, что заставило бы его переживать, мучиться, стыдиться, до­садовать и т. д. Усугубляющим фактором здесь служит публичность совершенного поступка.

3.Третьим фактором, необходимым для возникновения диссонанса, считают Купер и Фазио, является признание человеком соб­ственной ответственности за нежелательные последствия своего поведения. Диссонанс возникает, когда человек объясняет свои поступки личными, диспозиционными причинами, а не прибега­ет к ситуационной атрибуции, проще говоря, не кивает на обстоя­тельства (тяжелое детство, безвыходность ситуации и т. д.). Понятно, что если человек не считает себя ответственным за свои действия, то и диссонанс не возникнет.

Таким образом, названные факторы - нежелательные последствия поведения и чувство личной ответственности за них — являются достаточным основанием для возникновения диссонанса, который выражается в том, что, с одной стороны, человек осознает свою ответственность за случившееся, а с другой — его самосознание не допускает представления о себе как о человеке, способном вызвать такие негативные последствия. Проще говоря, человеку трудно смириться с мыслью или чувством, что он сам виновен в своих или чужих бедах, неудачах и т. д.

Эффект недостаточного оправдания – уменьшение диссонанса путем внутреннего оправдания своего поведения, когда внешние оправдания недостаточны. Чем слабее побу­дительные факторы, тем сильнее изменяются установки.

 

Дэрил Бем, выступая с необи­хевиористских позиций, разработал теорию самовосприятия, в ко­торой утверждает, что мы начинаем понимать то, что делаем, лишь понаблюдав за собственным поведением. Основная идея Д. Бема состоит в том, что люди чаще всего не зна­ют и не осознают собственных установок. Поэтому установки не могут влиять на их поведение, не могут выступать причинами по­ведения. Связь здесь скорее обратная: поведение, став предметом собственного наблюдения и рассуждения человека, выявляет ус­тановку.

Эффект сверхоправдания. Суть его в том, что люди объяс­няют свое и чужое поведение теми условиями, в которых оно осу­ществляется. Теория самопонимания исходит из повседневных представлений и утверждает, что если вознаграждать людей зато, что и без того приносит им удовольствие, то постепенно они перестанут это удовольствие испытывать. Таким образом, вознаграждая людей за действия, приносящие им удовлетворение, вы тем самым можете заставить их объяснять свое поведение оплатой, а не полученным удовольствием.

 

Теоретическая тяжба между двумя теориями тянулась до тех пор, пока, наконец, Рассел Фазио, Марк Занна и Куппер, то есть третья сторона, не заявили, что правы обе стороны.

Внимательное изучение результатов исследования, получен­ных сторонниками как одной, так и другой теории, показало, что теория самопонимания лучше подходит для объяснения ординарных ситуаций, где поведение незначительно расходится с установкой, в то время как с помощью теории диссонанса легче объяснять ситуации, где поведение людей существенно отли­чается от их установок.

Эффект вживания в роль - ролевая игра, требующая от человека активного конструирования своей роли и импровизации, способна более эффективно изменять установки, чем пассивное восприятие убеждающих сообщений. Тюремный эксперимент Ф.Зимбардо. Действия, предписанные социальными ролями, формируют установки исполнителей ролей.

Таким образом, отдельные виды поведения - исполнение чужой роли или защита определенной точки зрения способствуют такому мышлению, которое приводит к формированию новых установок или представлений о себе.

Теория управления впечатлением (самопрезентации).

Еще одна теория, объясняющая, почему поступки влияют на установки (Тедеши, Розенфельд). Согласно данной теории мы по стратегическим причинам выражаем установки, которые представляют нас, как последовательных личностей, для чего выражаем установки, которые соответствуют нашим поступкам. Мы даже можем симулировать установки, в которые на самом деле не верим. Конечно, это подразумевает некоторую неискренность и даже лицемерие, зато дает возможность произвести впечатление.

 

Процесс формирования установок (процесс убеждения)

Модель последовательных стадий К. Ховланда. Данное название модель получила потому, что включает в себя ряд обязательных этапов, следующих один за другим, из чего, собственно, и складывается процесс формирования установки или убеждения. Отсутствие любой из стадий, то есть прерывание последовательности, делает процесс убеждения попросту бессмыслен­ным.

1. Первым необходимым условием и этапом является внимание. Тем самым подчеркивается тот факт, чтомыобращаем внимание далеко не на все убеждающие сообщения –стимулы. Следовательно, искусство убеждения начинается с уме­ния привлечь внимание.

2. В торое условие, или этап — пони­мание. Если человек не понимает, в чем его пытаются убеждать, то напрасно ждать от него согласия с агентом влияния. Следовательно, мало чтобы сообщение (речь, плакат, реклам­ный ролик и т. д.) было ярким и привлекательным, оно должно быть еще и понятным.

3. Третье условие и, соответственно, стадияобсуждаемой моде­ли — согласие с сообщением, без чего невозможно ни формирова­ние, ни изменение установок. Если исходить из ключе­вого положения теории научения, на которой основывается мо­дель Ховланда, то понятно, что главная роль здесь должна при­надлежать подкреплению. Убедительно обоснованные угрозы, за­пугивания или обещание вознаграждения лучше всего мотивируют людей со­гласиться с агентом влияния. Данная модель процесса убеждения послужи­ла исходным образцом, на который впоследствии стали ориенти­роваться другие исследователи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.