Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность права




 

Право – это система общеобязательных юридических норм, которые устанавливаются, охраняются государством и выступают в качестве регулятора общественных отношений.

Рассмотрим основные черты (признаки) права, которые должны характеризовать его как особый, политический регулятор общественных отношений и позволить выделить право из совокупности всех других неправовых регулятивных средств:

1. Право – это совокупность норм, установленных или санкционированных государством.

2. Право – систематизированная совокупность создаваемых или санкционируемых государством правил поведения.

3. Право выражает государственную волю.

4. Право – система правил поведения, имеющих общеобязательный характер, т. е. подлежащих выполнению всеми субъектами права.

5. Право и составляющие его правовые нормы всегда выступают
в определенной, официально выраженной письменной форме.

6. Реализация правовых норм обеспечивается государством.

7. Право характеризуется динамизмом, изменчивостью, которые
обусловлены непрестанным развитием регулируемых правом общественных отношений.

Наиболее существенные, главные черты права проявляются в его функциях. В учебной литературе под функциями права принято понимать основные направления воздействия права на общественные отношения.

В широком (общесоциальном) смысле среди функций права выделяют:

а) экономическую (право закрепляет формы собственности, упорядочивает производственные отношения и т. д.);

б) политическую (право регулирует деятельность субъектов политической системы);

в) воспитательную (право формирует у населения убеждения в справедливости существующего общественного строя, необходимости его укрепления, развития и соответственно обосновывается необходимость обеспечения законности, правопорядка, правовой культуры).

В узком (собственно юридическом) смысле право выполняет регулятивную и охранительную функции. Под регулятивной функцией права понимают нормативное закрепление определенных общественных отношений, их функционирование и развитие. Эта функция подразделяется на регулятивно-статическую и регулятивно-динамическую.

Регулятивно-статическая функция заключается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в различных нормативных правовых актах. Решающая роль в осуществлении данной функции принадлежит институтам: права собственности, основных прав и свобод граждан, разделения властей и т. д.

Регулятивно-динамическая функция права проявляется в воздействии его на общественные отношения прежде всего путем проведения необходимых реформ (экономических, социальных, политических).

Охранительная функция права – это такой вид правового воздействия, который направлен на защиту предусмотренных и обеспечиваемых правом экономических, социальных и других правовых отношений.

 

 

4. Правонарушение и юридическая
ответственность

правонарушение – это противоправное виновное деяние деликтоспособного лица, причиняющее вред другим лицам, обществу в целом и влекущее предусмотренные законом меры юридической ответственности.

Исходя из данного определения, можно выделить существенные признаки правонарушения:

1) правонарушение – всегда факт поведения субъекта права, выражающийся в деянии (действии или бездействии);

2) правонарушением может быть только противоправное поведение, т. е. деяние, нарушающее правовое предписание;

3) правонарушением признается только виновное деяние, т. е. такое, в котором отчетливо выражено отрицательное или легкомысленное отношение субъекта к требованиям правовой нормы;

4) правонарушением является только деяние деликтоспособного лица, т. е. лица, которое способно понимать противоправность своего действия или бездействия и осознанно нести юридическую ответственность;

5) правонарушением считается такое деяние, которое причиняет вред интересам общества, государства, конкретным лицам. Отсутствие реального вреда не позволяет считать деяние правонарушением;

6) правонарушением признается противоправное деяние, за которое предусмотрена мера государственного принуждения.

Все правонарушения в зависимости от степени общественной опасности принято разграничивать на преступления и проступки.

Преступлением признается общественно опасное виновное деяние, запрещенное уголовным законодательством, за которое предусмотрены строгие государственные санкции – наказания. Признать виновным в совершении преступления и вынести наказание может только суд. Отбывание наказания регламентируется нормами уголовно-исполнительного права. У лиц, отбывших наказание, в течение некоторого времени сохраняется судимость – правовое последствие наказания.

Правовой проступок – разновидность преступного деяния, которое признается общественно вредным, но не общественно опасным и влечет за собой правовые взыскания. Проступки различаются между собой по сферам правопорядка, которым они приносят ущерб, и по видам взыскания.
К проступкам относятся:

1) административное правонарушение (проступок) – виновное деяние, посягающее на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, за которое государством предусмотрена административная ответственность;

2) дисциплинарный проступок – противоправное виновное нарушение трудовой, воинской или учебной дисциплины, за которое налагаются дисциплинарные взыскания (замечание, выговор, увольнение и некоторые другие виды взысканий, соответствующие специфике той или иной службы);

3) гражданское правонарушение (деликт) – причинение неправомерными действиями вреда личности, организации или их имуществу. Сюда также относятся заключение противозаконных сделок, неисполнение договорных обязательств, нарушение прав собственника и др. Гражданско-правовые санкции имеют форму принудительного возмещения причиненного вреда, восстановления нарушенного права, исполнения невыполненной обязанности.

юридическая ответственность – это особая субъективная обязанность лица, совершившего правонарушение, отвечать за содеянное, т. е. претерпевать предусмотренные законодательством неблагоприятные, карающие последствия. Исходя из данного определения, юридическая ответственность имеет следующие черты:

1) является личной субъективной обязанностью конкретного правонарушителя отвечать за содеянное;

2) факт совершения правонарушения обусловливает возникновение субъективной ответственности;

3) является особой субъективной обязанностью, заключающейся
в необходимости претерпевать правонарушителем карающие санкции, неотъемлемым элементом которых является наказание со стороны государства за совершение правонарушения;

4) предполагает доказанность наличия вины у правонарушителя.

В зависимости от того, какой отраслью права предусмотрена ответственность, она подразделяется на следующие виды:

1. Уголовную – возникает в связи с совершением преступления
и характеризуется наиболее жесткими мерами государственного воздействия по отношению к правонарушителю. Порядок привлечения лица к уголовной ответственности и реализация ее детально регламентируются уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательствами.

2. Административную – реализуется в рамках законодательства об административных правонарушениях. Данный вид ответственности наступает за совершение административных проступков, дела о которых рассматриваются административными комиссиями при местных исполнительно-распорядительных органах, судьями по административным делам, органами внутренних дел и государственных инспекций, а также другими, уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами.

3. Дисциплинарную – основаниями ее являются дисциплинарные проступки. Нарушители привлекаются к ответственности представителями администраций предприятий, организаций, учреждений.

4. Гражданско-правовую – это прежде всего имущественная ответственность, наступающая для физических и юридических лиц вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения субъективной гражданско-правовой обязанности. Особенность данного вида ответственности состоит в том, что применяемые санкции носят, как правило, правовосстановительный характер; правонарушитель может сам, без вмешательства государственных органов, выполнить свою обязанность, вытекающую из санкций правовой нормы.

5. Материальную – заключается в обязанности работников предприятия возместить ущерб, причиненный по их вине предприятию.

5. Понятие, виды и порядок вступления в силу
нормативных актов

В Республике Беларусь принят Закон «О нормативных правовых
актах Республики Беларусь
», который определяет понятие нормативного акта, виды актов и порядок вступления в силу нормативных актов.

нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Основные черты нормативно-правового акта:

– устанавливает, изменяет или отменяет нормы права;

– принимается (издается) уполномоченными государственными органами или путем референдума;

– содержит правила, рассчитанные на неоднократное применение;

– адресован неопределенному кругу лиц.

Согласно ст. 2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», к основным видам нормативных правовых актов относятся:

1. Конституция – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.

2. Решения референдумов – нормативные правовые акты, направленные на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятые республиканским или местным референдумом.

3. Программные законы – законы, принимаемые в установленном Конституцией порядке и по определенным ею вопросам.

4. Кодексы (нормативные правовые акты) – единые законодательные акты, в которых объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенные области общественных отношений.

5. Законы – нормативные правовые акты, закрепляющие принципы
и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

6. Декреты Президента – нормативные правовые акты Главы государства, имеющие силу закона, издаваемые в соответствии с Конституцией на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

7. Указы Президента – нормативные правовые акты Главы государства, издаваемые в целях реализации его полномочий и устанавливающие (изменяющие, отменяющие) определенные правовые нормы.

8. Постановления палат Национального собрания – нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента – Национального собрания в случаях, предусмотренных Конституцией.

9. Постановления Совета Министров – нормативные правовые акты Правительства.

10. Регламенты – нормативные правовые акты, принятые (изданные) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления, содержащие совокупность правил, определяющих порядок деятельности соответствующих государственных органов и их подразделений.

11. Инструкции – подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые в целях разъяснения и определения порядка применения законодательного акта, приказа министра или руководителя иного государства.

12. Правила – формы нормативных правовых актов, которыми устанавливаются процедурные нормы, определяющие порядок осуществления какого-либо рода деятельности.

13. Уставы (положения) – нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности государственного органа (организации), а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности.

14. Приказы – нормативные правовые акты функционально-отраслевого характера, издаваемые руководителями республиканских органов государственного управления в пределах компетенции возглавляемых ими органов в соответствующей сфере государственного управления.

15. Решения органов местного управления и самоуправления – нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

Определение времени начала действия нормативного акта связано со временем его официального опубликования. Под официальным опубликованием нормативных правовых актов понимается доведение их до всеобщего сведения путем воспроизводства текстов нормативных правовых актов
в «Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь» и иных официальных изданиях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Декреты Президента Республики Беларусь и законы вступают в силу через десять дней после их официального опубликования, если в этих актах не установлен иной срок.

Указы Президента, постановления Совета Министров Республики Беларусь и иные нормативные правовые акты вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок.

Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом нормативные правовые акты публикуются после включения их
в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, т. е. не распространяет свое действие на отношения, которые существовали еще до его вступления в юридическую силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет юридическую ответственность граждан или иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта, либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на определенные отношения, возникшие до его вступления в силу.

Нормативный правовой акт (его часть) прекращает свое действие
в случаях:

– истечения срока действия акта, если он был принят на определенный срок;

– признания нормативного правового акта (его части) неконституционным в установленном законом порядке;

– признания нормативного правового акта (его части) утратившим силу;

– отмены нормативного правового акта в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

 

 

6. Характеристика Конституции
Республики Беларусь

 

В современных государствах важнейшим источником права является Конституция (Основной Закон). Слово «конституция» происходит от латинского constitutio – установление, строение.

Конституция – это Основной Закон государства, закрепляющий правовое положение граждан, организацию государственной власти
и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами.

Конституции государств, как правило, закрепляют два важнейших вопроса:

1) права и свободы личности, гарантии их реализации, обязанности человека и гражданина;

2) система государственной власти.

Социально-политическая сущность конституции состоит в том, что она выступает в качестве ограничителя власти государства, т. е. устанавливает пределы вторжения государства в область прав и свобод человека и гражданина.

Любая конституция обладает следующими основными юридическими свойствами: является Основным Законом государства; обладает верховенством по отношению ко всем иным правовым актам; выступает в качестве базы для развития текущего законодательства; принимается и изменяется в особом порядке; выступает в качестве стабильного документа, что сочетается с подвижностью ее содержания.

Действующая Конституция Республики Беларусь была принята
15 марта 1994 г. Верховным Советом, а позднее, с изменениями и дополнениями,– 24 ноября 1996 г. на республиканском референдуме. Структурно она состоит из преамбулы, девяти разделов, восьми глав, 146 статей.

В преамбуле в краткой форме указываются причины, условия и цели принятия Конституции, ее значение. В концентрированном виде здесь закреплены основные положения, которыми должно руководствоваться государство в рамках государственного строительства.

В разделе І закрепленынаиболее важные нормы, которые определяют основы общественного и государственного устройства. Дается характеристика белорусского государства как унитарного, демократического, социального, правового и светского.

Унитарное устройство государства означает, что оно является единым и не имеет в своем составе других государственных образований.

Демократическое государство предусматривает в первую очередь реализацию принципа плюрализма в различных сферах. Власть наро-
да осуществляется через представительную и непосредственную демократию.

Социальное государство должно быть ответственным за развитие общества; в его рамках личность имеет обязанности как перед иными лицами, так и перед обществом в целом, обеспечивается достойное существование человека.

Правовое государство означает: обеспечение верховенства закона, господства права, основанного на легитимно выраженной воле граждан; незыблемость прав и свобод личности; взаимную ответственность государства и личности; разделение властей, при котором судебная, исполнительная
и законодательная власти взаимно сдерживают и уравновешивают друг друга; наличие действенного механизма по обеспечению прав и свобод, контроля за их реализацией в рамках государства.

Светское государство означает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. В рамках такого государства обеспечивается свобода вероисповеданий. При этом те или иные религиозные убеждения не могут навязываться гражданам.

Раздел ІІ посвящен правам, свободам и обязанностям человека
и гражданина.

В разделе ІІІ фиксируются основные положения, касающиеся избирательной системы и референдума.

Раздел ІV посвящен статусу государственных органов и изложен
с учетом принципа разделения властей.

Положения V раздела касаются местного управления и самоуправления.

В разделе VI содержатся нормы, регламентирующие деятельность двух государственных органов – Прокуратуры и Комитета государственного контроля.

Раздел VII содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь.

В VIII разделе рассматриваются вопросы действия Конституции, порядка ее изменения и дополнения.

Заключительные и переходные положения находятся в разделе
ІХ Конституции. Данный раздел позволяет правовыми средствами обеспечить «переход» к реализации тех норм, которые не могут быть исполнены с введением в действие Конституции.

 

 

7. Конституционные права, свободы и обязанности
человека и гражданина

 

Конституционные права, свободы человека и гражданина имеют базисный характер. Они закреплены во втором разделе Конституции – «Личность, общество, государство». Права, свободы человека и гражданина определяют возможности личности пользоваться благами в различных сферах.

Понимание природы прав человека основывается как на естественно-правовом, так и на позитивистском подходах. Естественно-правовая теория исходит из признания наличия прав у индивида в силу природы самого человека, а позитивистская определяет их как благо, даруемое государством. В настоящее время признаются как естественный характер прав человека, так и необходимость их обеспечения со стороны государства, что выступает в качестве высшей цели его деятельности. Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Осуществление конституционных прав и свобод может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, установленных Конституцией и законами.

Наиболее распространенной классификацией является деление прав и свобод человека исходя из сфер проявления человеческой деятельности. Выделяют гражданские (личные), политические, социально-экономи-ческие, культурные права и свободы.

К гражданским (личным) правами свободам относят: право на жизнь; право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности; презумпция невиновности; невозможность принуждения к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников; право на личную жизнь; неприкосновенность жилища и иных законных владений; свобода передвижения и выбора места жительства; свобода совести; право на создание семьи и заключение брака; свобода мнений и убеждений; право на сохранение своей национальной принадлежности, пользование родным языком; право на судебную защиту; право на защиту международных организаций; право на юридическую помощь.

Политическими правами и свободами в Республике Беларусь, как правило, обладают только ее граждане. К таким правам и свободам относят: право участвовать в управлении государственными и общественными делами; право избирать и быть избранным; право на обращение в государственные органы; свобода ассоциаций; свобода проведения массовых публичных мероприятий (митингов, собраний и т. д.); свобода печати и информации; право на равный доступ к любым должностям в государственных органах.

Реализация социально-экономических и культурных прав находится
во многом в зависимости от уровня развития национальной экономики. К этому перечню прав личности относят: право на труд; на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда; на отдых; на собственность; на жилище; на охрану здоровья; на благоприятную окружающую среду;
на образование; на социальное обеспечение; на участие в культурной жизни.

Обязанности личности являются оборотной стороной прав и свобод. Конституционные обязанности устанавливают необходимость для индивида придерживаться определенного поведения.

К конституционным обязанностям относят: необходимость соблюдения Конституции, законов и уважения национальных традиций; уважение достоинства, прав и свобод других лиц; участие граждан в финансировании государственных расходов; охрану природной среды; защиту Республики Беларусь; бережное отношение к историко-культурному, духовному наследию и другим национальным ценностям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.