Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и функции государства. Учебно-методическое пособие




ОСНОВЫ ПРАВА

Е. А. Кузнецова

А. Л. Дашкевич

(в вопросах и ответах)

Учебно-методическое пособие

 

 

Минск 2006


УДК 340

ББК 67.0

Д 21

 

 

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом
Частного института управления и предпринимательства

 

Авторы:

А. Л. Дашкевич, заведующий кафедрой государственно-правовых
дисциплин Частного института управления и предпринимательства,
кандидат исторических наук;

Е. А. Кузнецова, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Частного института управления
и предпринимательства

 

Рецензенты:

М. Ф. Чудаков, заведующий кафедрой международного
и сравнительного права Академии управления при Президенте
Республики Беларусь, кандидат юридических наук, профессор;

Л. О. Мурашко, помощник председателя Конституционного суда
Республики Беларусь, кандидат юридических наук, доцент

 

Дашкевич, А. Л.

Д 21 Основы права (в вопросах и ответах): учебно-метод. пособие / А. Л. Дашкевич, Е. А. Кузнецова.– Минск: Частн. ин-т. упр. и предпр., 2006.– 68 с.

 

В краткой форме раскрывается содержание основных вопросов курса «Основы права».

Адресуется студентам специальностей экономического профиля Частного института управления и предпринимательства.

 

УДК 340

ББК 67.0

 

Ó Частный институт управления и предпринимательства, 2006


 

В настоящее время существует несколько подходов к пониманию сущности государства. В рамках советской юридической науки государство рассматривалось исходя из классового подхода, и под сущностью государства понималась его классовая природа с точки зрения утверждения власти господствующего класса.

Классовый подход исходит из того, что для возникновения политической власти необходимы антагонизмы, происходящие в обществе. Отсюда вытекало определение государства как инструмента в руках господствующего класса для подавления сопротивления угнетенных классов.

Сейчас все большее распространение получает подход о сущности государства, определяющий государство как общесоциальную ценность. Государство рассматривается как хранитель прав и свобод каждого гражданина. Ведь именно государство, осуществляя социальные функции, позволяет человеку свободно реализовывать свои возможности. Государство помогает выжить народам во время кризисов: экономических, демографических, сырьевых, энергетических и др. Государственная власть является инструментом для достижения согласия и мира в обществе. Поэтому стоящий у власти класс всегда вынужден заботиться о всем населении.

В современных западных теориях государство воспринимается в качестве инструмента примирения социальных противоречий, отражающего интересы всего общества. Для этого реализуются программы социальной защиты населения: устанавливается минимальный размер заработной платы, выплачивается пособие по безработице, осуществляется льготное обслуживание престарелого населения. Поэтому любое демократическое государство можно охарактеризовать как орудие и средство обеспечения социального компромисса и достижения всеобщего благосостояния.

Определить общее понятие государства, которое отражало бы все без исключения признаки, невозможно. Государство должно обладать набором универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития:

1) распределение населения по административно-территориальным единицам;

2) наличие аппарата управления;

3) взимание налогов с населения;

4) издание обязательных для всех нормативных актов;

5) наличие суверенитета.

Исходя из этого, государство это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех нормативные акты
и обладает суверенитетом.

Сущность и социальное назначение государства в обществе невозможно понять без уяснения его функций. Функции государства – это основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных его сущностью и социальным назначением.

В учебной литературе присутствуют различные классификации функций государства, которые проводятся по тем или иным основаниям.

По продолжительности действия функции государства подразделяются на:

1) постоянные – присущи государству на протяжении длительного времени и осуществляются на всех этапах развития государства (например, взимание налогов). Государство систематически устанавливает ставки налогообложения и сроки уплаты;

2) временные – заключаются в решении определенных задач, имеющих, как правило, чрезвычайный, ограниченный во времени характер (например, во время стихийных бедствий, в военное время).

В зависимости от сферы деятельности государства функции делят на:

1. Внутренние – представляют собой основные направления разнообразной внутренней деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящих перед ним внутренних задач. К ним относятся следующие функции:

а) экономическая – выработка и реализация стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме. При этом очень важным и сложным является вопрос о пределах вмешательства государства в экономику;

б) идеологическая – деятельность государства по поддержке и научной разработке определенной гуманистической идеологии, в том числе политической, нравственной, религиозной, культурной, обеспечивающей соответствующую направленность образования, воспитания, деятельности государственных СМИ;

в) социальная – призвана обеспечить социальную защищенность
и нормальные условия жизни для каждого члена общества вне зависимости от его способности непосредственно участвовать в производстве материальных и духовных благ;

г) функция охраны конституционного строя, прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка (направлена на устойчивое развитие государства);

д) экологическая – установление и обеспечение государством правового рационального режима природопользования;

е) культурная – поддержка государством развития национальной культуры, литературы, искусства, кино, СМИ, науки, образования.

2. Внешние – основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением задач, стоящих перед государством на международной арене. К этим функциям относятся:

1) обеспечение обороноспособности страны;

2) взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами;

3) участие в международной охране окружающей среды;

4) осуществление интеграции в мировую экономику;

5) поддержание мирового порядка.

 

 

2. Форма правления, форма государственного
устройства, политико-правовой режим

Чтобы охарактеризовать то или иное государство, необходимо выделить и проанализировать основные три элемента: форма правления, форма государственного устройства и политико-правовой режим.

Форма правления – это способ организации высших органов
государственной власти
.

Выделяют две основные формы правления: монархию и республику.

Монархия – самая древняя форма правления, при которой главой государства является монарх. Монархия характеризуется такими политико-правовыми свойствами, как пожизненное пользование властью главой государства; занятие трона по наследству или по праву родства; представительство государства монархом по своему усмотрению; юридическая
и политическая безответственность монарха.

В современном мире сохраняются два исторических типа монархии – абсолютная и ограниченная.

Когда власть монарха ничем не ограничена, такая форма правления называется абсолютной монархией. Он издает законы, осуществляет внешнюю и внутреннюю политику, назначает чиновников. Очень часто
в таких монархиях глава государства осуществляет не только политическую власть, но и религиозную.

Для ограниченной монархии свойственно ограничение власти монарха выборным органом (парламентом) либо особым правовым актом (например, конституцией). Власть монарха ограничивается как в области законодательной, так и исполнительной власти.

Республика – это форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются либо формируются выборным путем.

Характерные признаки республиканской формы правления:

– ограничение власти государственных служащих конкретным сроком их полномочий;

– выборность главы государства и других верховных органов;

– ответственность главы государства в рамках, определенных законом;

– разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Современные республики подразделяются на два вида: президентские и парламентские. В президентской республике главу государства (президента) избирают на всеобщих выборах. Он формирует правительство. Президент в своем лице объединяет посты главы государства и главы исполнительной власти. В таких республиках действует принцип разделения властей.

В парламентских республиках правительство образуется из числа лидеров партии, получившей большинство мест в парламенте, и остается
у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламента. Правительство подотчетно парламенту и несет перед ним ответственность за свои действия. Характерной особенностью является наличие должности премьер-министра, который осуществляет руководство исполнительной властью. Президент в парламентской республике не оказывает существенного влияния на государственную жизнь.

Иногда встречается смешанная форма правления – полупрезидентская республика. Она характеризуется сочетанием черт как президентской, так и парламентской республики.

Форма государственного устройства – это способ взаимосвязи государственных территориальных образований, закрепленных в конституции.

Выделяют несколько видов государственного устройства – унитарное государство, федерация и конфедерация. Унитарное государство – это единое, цельное государственное образование. В унитарных государствах существует единая структура государственного аппарата на всей территории страны: один президент, одно правительство, один парламент, которые распространяют свою юрисдикцию на всю страну, все административно-территориальные единицы имеют равный одинаковый юридический статус, но в политическом плане эти единицы не обладают самостоятельностью и подчиняются центральному руководству; имеется одна конституция, применяется единая система законодательства; функционирует единая денежная, налоговая и кредитная система.

Федерация – это союзное государство, субъекты которого обладают самоограниченным государственным суверенитетом. Она является более сложной формой государственного устройства. В федеративном государстве его территория состоит из территорий входящих в него субъектов.
В таком государстве существуют как общефедеральные органы власти, так и высшие государственные органы субъектов федерации (республик, штатов и т. д.). Каждый субъект имеет собственную исполнительную, законодательную и судебную власть. Причем эти органы власти обладают своей сферой полномочий, в которую никакой другой орган федерации не имеет права вмешиваться, субъекты обладают определенной политической самостоятельностью. Отношения между субъектами и федерацией определяются конституцией либо договорами.

Конфедерация в отличие от федерации представляет собой не союзное государство, а союз государств на договорной основе для достижения определенных целей (экономических, военных, политических). При конфедерации создаются органы управления общие для всех государств. Сами государства сохраняют свою самостоятельность и независимость. Порядок вступления и выхода из конфедерации определяется государствами, входящими в ее состав.

Под политико-правовым режимом понимается совокупность методов и средств осуществления государственной власти.

Политико-правовые режимы весьма разнообразны, поскольку на них влияют многие обстоятельства, в частности, сущность и форма государственного устройства и правления, характер законодательства, баланс социально-политических сил в стране, международная обстановка и др.

Все многообразие политико-правовых режимов принято сводить
к двум основным разновидностям – демократическим и недемократическим. Политико-правовая сторона демократического политико-правового режима характеризуется следующими признаками:

1) плюрализм в общественно-политической жизни;

2) реализация принципа разделения властей;

3) защита личности от произвола и беззакония, учет интересов не только большинства, но и меньшинства, учет индивидуальных и национальных особенностей, религиозных убеждений граждан;

4) создание эффективных механизмов прямого участия населения
в осуществлении государственной власти через избирательную систему;

5) предоставление свободы личности в выборе сферы общественной деятельности, в том числе экономической;

6) законодательная база, отражающая объективные потребности личности и общества.

Содержательная сторона недемократических режимов прямо противоположна вышеперечисленным признакам демократического режима. Ее основные характеристики:

1) господство одной политической партии, одной официальной идеологии, одной формы собственности;

2) ограничение политических прав и свобод граждан;

3) низкий экономический уровень жизни народа;

4) злоупотребление карательными мерами воздействия на инакомыслящих и использование принуждения в осуществлении методов управления;

5) милитаризация общественной жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.