КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дайте характеристику пресмыкающихся и опишите усложнения их строения по сравнению с земноводными
Раскройте роль биологических ритмов в жизни человека. Биоритмы — это регулярные количественные и качественные изменения жизненных процессов, происходящие на всех уровнях жизни — молекулярном, клеточном, тканевом, органном, организменном, популяционном и на уровне биосферы. Биоритмичность присуща всем живым организмам: так они постоянно существуют в условиях периодической смены дня и ночи, времен года. На протяжении миллионов лет эволюции длился процесс приспособления к этой периодичности, вырабатывались ритмические процессы жизнедеятельности организма. Биоритмы имеют разную периодичность: доли секунды, минуты, сутки, месяц, год, определенное количество лет. Наиболее изучены суточные биоритмы. Управляет ими гипоталамус — отдел мозга, регулирующий жизненно важные процессы. Установлено, что активность и работоспособность человека изменяются в течение суток следующим образом: - утром (8-12 часов) работоспособность максимальна; - в середине дня (13-16 часов) — она снижается; - вечером (16-20 часов) — второй подъем активности и работоспособности; - ночью и ранним утром (22-8 часов) — минимальные работоспособность и активность. Эти закономерности присущи большинству людей, хотя существуют индивидуальные отличия («жаворонки» и «совы»). На протяжении суток периодически колеблется большинство физиологических явлений и процессов: температура тела, артериальное давление, интенсивность митоза, содержание адреналина в крови, количество тромбоцитов. Эти изменения таковы, что интенсивность большинства явлений и процессов повышается утром и понижается ночью. Эти данные необходимо учитывать, планируя режим дня. Изучение биологических ритмов имеет большое значение для медицины. Многие медицинские рекомендации учитывают суточный биоритм. Например, регулярный контроль температуры тела у больного человека необходимо производить рано утром (5-6 часов утра — минимальное значение) и вечером, около 18 часов (максимальное значение). Больным гипертонической болезнью в периоды обострения на ночь необходимо принимать лекарства, снижающие давление, т.к. в ночные часы оно у них повышается. Лекарства, влияющие на конкретный орган, лучше принимать в часы, соответствующие максимальной активности данного органа. Таким образом, жизнедеятельность организма человека подчинена биоритмам. Их изучение позволяет вырабатывать наиболее благоприятный режим и успешнее лечить болезни.
Пресмыкающиеся — это наземные холоднокровные животные, размножение которых не связано с водоемами и проходит на суше. Большинство пресмыкающихся живет на суше, но некоторые вторично перешли к обитанию в воде (крокодилы, морские змеи и черепахи). Тело пресмыкающихся разделяется на голову, туловище и хвост. Они имеют четко выраженную шею. Конечности размещены по бокам туловища, вследствие чего тело касается земли («пресмыкается»). У некоторых представителей (змеи) конечности отсутствуют. Покровы пресмыкающихся, в отличие от покровов земноводных имеют ороговевшие клетки кожи. Кожа сухая, практически не имеет желез, обычно покрыта роговыми чешуйками, щитками или пластинками. Они защищают животное от механических повреждений и потерь влаги.
Системы органов пресмыкающихся имеют сходный план строения с земноводными, но в то же время усложнены: - опорно-двигательная система. Позвоночник устроен сложнее, состоит из пяти отделов: шейного, грудного, поясничного, крестцового и хвостового (у земноводных - шейный, туловищный, крестцовый, хвостовой). В шейном отделе несколько позвонков (у земноводных - один). Формируется настоящая грудная клетка, состоящая из грудных позвонков, ребер, грудины. Мускулатура больше дифференцирована, чем у земноводных. Появляются межреберные мышцы, участвующие в дыхательных движениях; - пищеварительная система. На границе тонкого и толстого кишечника появляется небольшая слепая кишка. Печень и поджелудочная железа открываются в кишечник самостоятельными протоками; • - дыхательная система. Дыхание только легочное. Кожа не принимает участие в дыхании. В связи с этим легкие устроены более сложно по сравнению с земноводными: имеется система перегородок, увеличивающих поверхность газообмена. Кроме того, усложняются дыхательные пути: гортань, трахея, бронхи. Вдох и выдох происходят не за счет движения дна ротовой полости, как у земноводных, а за счет изменения обьема грудной клетки. - кровеносная система. Сходна с земноводными: замкнутая, два круга кровообращения, трехкамерное сердце. Но в желудочке у пресмыкающихся появляется неполная перегородка. Организм снабжается менее смешанной кровью, чем у земноводных; - нервная система. Более развиты полушария переднего мозга, они покрыты серым веществом (появляется кора головного мозга), значительно лучше развит мозжечок; - органы чувств. Больше соответствуют наземному образу жизни, чем у земноводных. Глаза защищены тремя мигательными элементами (верхнее и нижнее веки и мигательная перепонка). Аккомодация осуществляется не только за счет движения хрусталика (как у земноводных), но и за счет изменения его формы; - размножение. Оплодотворение всегда внутреннее. Откладывают яйца, богатые питательными веществами и защищенные яйцевыми оболочками. Благодаря этим оболочкам яйцо может развиваться на суше. Таким образом, более высокая организация пресмыкающихся проявляется в усложнении опорно-двигательной, дыхательной, кровеносной, пищеварительной, нервной систем и органов чувств, а также в образовании яйцевых оболочек.
3. Какие правила гигиены органов зрения следует соблюдать? Зрительный анализатор дает человеку 80-90% необходимой информации об окружающем мире. К тому же часть зрительного анализатора (зрительный нерв, зрительная зона коры больших полушарий мозга, расположенная в затылочных долях) входит в состав нервной системы, а потому его перегрузка может стать причиной развития головных болей, неврозов. Перегрузка или травматизм глаза могут привести к снижению качества зрения (близорукость, дальнозоркость) или полной потере зрения. Для предупреждения этих явлений необходимо выполнять следующие правила: I. Предупреждение травматизма - беречь глаза от ушибов и попадания инородных предметов. Например, использование защитных очков при металлообработке. II. Соблюдение гигиенических норм при чтении и письме: - достаточное освещение; - расстояние до объекта 30-35 см; - непрерывная нагрузка не более 30 минут; - цветовая гамма рабочего места не должна быть слишком пестрой (яркой). III. Нельзя читать лежа или в транспорте. Для предупреждения перегрузки глаз рекомендуется иметь на рабочем столе квадрат травянисто-зеленого цвета, на который необходимо периодически смотреть. Если глаза все-таки устали, необходимо на 15 минут наложить на глаза тампоны, смоченные в чайной заварке. В случае травмы или воспалительного заболевания глаза необходимо срочно обратиться к врачу. Таким образом, соблюдение правил гигиены органов зрения поддерживает в нормальном функциональном состоянии не только глаза, но и нервную систему, а значит, и организм человека в целом.
Литература
1. Базанова Т.И., Павиченко Ю.В., Култаева О.В. Биология. Учебник для 8 класса общеобразовательных заведений. – Киев: Гимназия, 2008
2. Мусиенко М.М., Славный П.С., Балан П.Г. Биология. Учебник для 7 класса общеобразовательных заведений.- Киев: Генеза, 2007.
3. Матяш Н.Ю., Шабатура М.Н. Учебник для 9 класса общеобразовательных заведений.- Киев: Генеза, 2009.
4. Чернышова Н.В.. Боброва Г.А. Биология. Государственная аттестация: Ответы на вопросы билетов. 9 класс. – Луганск: Янтарь, 2007.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 3070; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |