Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слово «координация» латинского происхождения. Координация - это способность человека рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач




К числу разновидностей координации относят:

-способность к дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых и др.)-(обуславливается дополнением слуховых, зрительных восприятий. Удивительная способность оценки динамических, временных, пространственных параметров движений. Обладают спортсмены высокого класса);

-способность к ориентированию в пространстве (умение чел-ка оперативно оценить сложившуюся ситуацию отн-но пространственных условий и отреаг-ть на неё рациональными действиями, обеспечивающ. эффективное выполнение двигательной задачи);

-способность к равновесию ( способность человека сохранить устойчивое положение тела в условиях разнообразных движений и поз).Различают статистическое (сохранение устойчивого положения тела в какой либо позе) и динамическое (сохранение устойчивого положения тела в процессе выполнения движений)

-тонкое мышечное чувство (способность человека быстро активизировать необходимое количество двигательных единиц и обеспечивать оптимальное взаимодействие мышц-синергистов и мышц-антагонистов);

-способность к соединению (комбинированию) движений (способность человека выполнять разнонаправленные действия разными частя­ми тела, как одновременно, так и соединяя их в произвольном порядке );

-способность к перестраиванию движений ( способность человека мгновенно менять характер двигательных действий в соответствии с изменившимися условиями их выполнения);

-способность к управлению временем двигательных реакций ( способность целенаправленно выполнять двигательные действия с учётом возникновения различных помех).

Факторы: Уровень развития координации обуславливается целым рядом психо физических качеств:

-функциональным состоянием сенсорных систем (анализаторов);

-наличием образов динамических, временных, пространственных харак-кдвижений собственного тела и разных его частей в сложном их взаимодействии;

-возможностью запоминать движения и воссоздавать их;

-пониманием поставленной двигательной задачи;

- способностью к формированию плана и конкретного способа решения поставленной задач.

Различные проявления координации имеют своеобразную возрастную динамику биологического развития. В целом, наиболее высокие темпы её есте­ственного прироста приходятся на препубертатный возраст (с 6-7 до 10-12 лет). В подростковом возрасте координация значительно ухудшается. В юношеском возрасте (к 17-18 годам) - снова улучшается. В дальнейшем: сначала стабили­зируется, а затем с 40-50 лет начинает ухудшаться.

Для развития координации применяются упражнения, предъявляющие повышенные требования к согласованию и упорядочиванию движений. Они должны соответствовать следующим условиям:

-иметь необходимую координационную сложность для занимающихся;

-содержать элементы новизны, необычности;

-отличаться большим многообразием форм выполнения движений и не­ожиданностью решения двигательных задач;

-включать задания по регулированию, контролю и самооценке различ­ных параметров движений путём активизации работы отдельных анализаторов.

2. До недавнего времени выделяли 7 видов физ-ры: физическое воспитание, спорт, проф-прикладную физру, физич рекреацию, двигательную реабилитацию, фоновую физическую культуру, адаптивную физич культуру. Однако уже давно возникла тенденция к выделению спорта в относительно самостоятельное соц-культурное явление со своей непростой структурой. В 2007 году фз о физической культуре и спорте в рф было узаконено самостоятельное положение спорта. Термину «спорт» было дано след определение:

СПОРТ - сфера соц-культурной деят-ти как сов-ть видов спорта, сложившаяся в форме соревнованй и спец практики подготовки к ним.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - педагогический пр-сс целенаправленного систематического воздействия на чел-ка физич упражн-ми, естественными силами природы, гигиеническими факторами в целях укрепления здоровья, развития физич качеств, формирования и улучшения основных двигательных умений и навыков, а также связанных с ними знаний.

ПРОФ-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗ рА -вид физры, направленный на развитие физич качеств, формирование двигательных умений, навыков и спец знаний, необх-ых людям в их труде.Существование данного вида физры обусловлено наличием огромного числа различных специальностей (свыше 40 ООО), каждая из кот предъявляет свои специфические требования к работникам, а, зачастую, ещё и оказывает на них неблагоприятное воздействие. Как следствие возникает необх-ть спец физич подготовки людей к конкретной проф деят-ти. Пример: Наиболее яркими примерами профессий, в кот необходима спец физич подготовка, могут послужить следующие: космонавты, лётчики, моряки, подразделения правоохр-х органов.

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ - вид физры, предполагающий исп-ие физич упражнений и различных видов спорта в упрощённых формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого пр-а, развлечения.Занятия физич рекреацией не связаны с большой физич нагрузкой и волевыми усилиями, однако они создают хорошее настроение, самочувствие, восстанавливают умственную и физич работоспособность. Пример: Оздоровительная ходьба, бег трусцой, подвижные игры, туризми т.д.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ - вид физ ры, представляющий собой целенаправленный пр-сс исп-я физич упражнений для восстановления функций организма после заболеваний, травм, переутомления и др.

Основными средствами двигательной реабилитации явл лечебная гимнастика, дозированные бег и ходьба.

ФОНОВАЯ ФИЗИЧ КУЛЬТУРА - средства физры, включенные в рамки повседневного быта.Ср-ми фоновой физич культуры, в частности, явл: утренняя гимнастика, прогулки, езда на велосипеде на недалёкие расстояния, физич упр-я в режиме дня, не связанные с большой физич нагрузкой, и т.п.

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧ КУЛЬТУРА вид физры, направленный на адаптацию инвалидов и лиц с ограниченными возм-ми здоровья к физич и соц условиям окр среды путём исп-я комплекса эффективных средств двигательной реабилитации.От двигательной реабилитации АФК отличается, во-первых, целевой установкой на привлечение к занятиям физич культурой по возм-ти большего количества участников, во-вторых, значительным объемом спортивных игр и рекреативных мероприятий.

 

1. Структура физической подготовки. Общая физическая подготовка. Специальная физическая подготовка и ее разновидности.

2. Этапы развития теории физической культуры.

1.ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - процесс формирования двигательных мышц инавыков, развития физических качеств человека.

Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА -процесс формирования двигательных умений и навыков, развития базовых физических качеств, направленный на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.

Задачи ОФП:

Укрепление здоровья;Обеспечение всестороннего и гармоничного физического развития;Создание основы (базы) для специальной физической подготовки.

Средствами ОФП являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм человека. В частности, к ним относятся: бег. ходьба на лыжах, плавание, передвижение на велосипеде, подвижные и спор­тивные игры, упражнения с отягощениями и т.п.

Разностороннее физическое развитие способствует лучшей приспособ­ленности организма к изменяющимся условиям внешней среды.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - процесс формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств человека с учетом вида его деятельности (трудовой или спортивной).

СФП обеспечивает избирательное развитие отдельных групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении специализированных для конкретного вида спорта или профессии упражнений.

Видами СФП являются спортивная физическая подготовка (часть спортивной тренировки) и профессионально-прикладная физическая подготовка.

2. На первом этапе люди в рез-те повседневной деят-ти получали эмпирические знания о влиянии двигательных действий на организм. Накопление эмпирических знаний привело к осознанию «эффекта упражняемое» и к познанию способов передачи опыта. Это явилось одной из предпосылок возникновения физич упр и вместе с тем всей системы физической культуры.

Второй этап характеризуется созданием первых методик по физическому воспитанию и охватывает периоды древних рабовладельческих гос-в и Средние века. Создание методик происходило на основании опыта, накопленного педагогами, врачами, философами, с учётом «эффекта упражняемости», но без учёта физиологического воздействия физич упр на организм человека.

Примером могут служить системы воспитания молодежи в древнегреческих городах Спарте и Афинах, древней Персии, Египте. Первоначально развивались частные методики - оптимальные способы обучения конкретным действиям: владению орудиями труда, охоты, войны, а также выполнению отд-х упражнений - плаванию, фехтованию, метанию копья, борьбе и т.п. Появились первые пособия по гимнастике, верховой езде, фехтованию и др.

По мере накопления опыта и осознания значения воспитания для духовного и физич формирования чел-ка возникла наука педагогика, кот на первых порах своего развития занималась вопросами морального и физич (телесного) воспитания. Развитие знаний и выявление специфики пр-са физич воспитания определило существенное отличие его целей, принципов, средств, методов от морального воспитания, что способствовало его выделению в самост-ю область знаний - науку о собственно физическом воспитании.

Начало третьего этапа обусловило развитие частных методик обучения тому или иному двигательному умению, в пр-е кот обнаружилось, что в основе их осущ-я лежат общие фундаментальные закономерности. Так, методика обучения гимнастическим, легкоатлетическим и др упр-м имеет в своей основе общие законом-ти формирования двигательных навыков, развития физических качеств и общие закономерности управления этими пр-ми. Таким образом, осуществилась интеграция научных знаний в единую теорию и методику физич воспитания.

Четвёртый этап - создание теории и методики физич воспитания как самостоятельной научной и учебной дисциплины в России охватывает период с конца XIX столетия по 1917 г.

Большой вклад в развитие ТФВ внесли учёные Пётр Францевич Лесгафт (1837-1909), Жорж Демени (1850-1917) и др.П.Ф. Лесгафт стремился обосновать систему физич воспитания.

 

1. Физическая культура взрослого населения. Возрастные особенности различных периодов жизни взрослого человека. Роль физической культуры в жизни взрослого человека. Виды физкультурно-оздоровительных занятий взрослых.

2.Основные понятия теории физической культуры.

Согласно возрастной классификации у взрослых людей выделяют четыре периода: зрелый возраст (делится на два периода), пожилой возраст, старший возраст, долгожители.

I - первый период зрелости: 22-35 лет мужчины, 21-35 лет женщины; второй период зрелости: 36-60 лет мужчины, 36-55 лет женщины;

II - пожилой возраст: 61-74 лет мужчины, 56-74 лет женщины;

III - старший возраст: 75-90 лет;

IV - долгожители: старше 90 лет.

Так, первому периоду зрелого возраста присущи наивысшие значения физической подготовленности и функциональной тренированности, оптимальная адаптация к неблагоприятным факторам внешней среды, наименьшие показатели заболеваемости. Однако, уже начиная с 30-ти лет, происходит снижение функциональной тренированности по ряду показателей. В частности, в 30-39 лет функциональная тренированность в среднем составляет 85-90% от уровня 20-29-летних, в 40-49 лет - 75-80%, в 50-59 лет - 65-70%, в 60-69 лет - 55-60%.

Первые признаки снижения силы (как и её максимальное проявление) отмечаются уже в первом периоде зрелости. Резкое её падение характерно после 50-ти лет. Выносливость начинает постепенно снижаться в 30-50 лет, после 50-ти лет отмечается её резкий спад. Быстрота начинает снижаться в период 22-50-ти лет.

Координация в 30-50 лет. Гибкость идёт на спад у мужчин после 20-ти лет, у женщин - после 25-ти лет.

Причины ухудшения физических возможностей обусловлены внешними и внутренними факторами.

Снижение функциональной тренированности обусловлено:

- ограничением двигательной активности функций отдельных систем организма;

- нарушением регуляции функций сердечно-сосудистой и дыха­тельной систем, обмена веществ;

- снижением аэробной и анаэробной производительности;

- замедлением восстановительных процессов;

- нарушением экономичности работы организма в целом.

Снижение физической подготовленности обусловлено:

- силы: но причине уменьшения мышечной массы, а также со­держания воды, кальция, калия в мышечной ткани, что приводит к потере эла­стичности мышц;

- выносливости: по причине нарушений функций кислород-транспортной системы;

- быстроты: по причине снижения мышечной силы, функций энергообеспечивающих систем, нарушения координации в ЦНС;

- координации: по причине ухудшения подвижности нервных процессов;

- гибкости: по причине негативных изменений в опорно-двигательном аппарате.

Однако следует иметь в виду, что паспортный (фактический) и биологи­ческий (функциональный) возраста не всегда совпадают, так же как и продол­жительность жизни. Это зависит от многих факторов: генетической предраспо­ложенности, условий жизни и состояния здоровья, условий труда, уровня физи­ческого развития, способности организма противостоять неблагоприятным ус­ловиям труда, быта, а также стрессам, болезням и т.п.

Среди взрослых культивируются все виды физической культуры: физическое воспитание, профессионально-прикладная физическая культура, физи­ческая рекреация, двигательная реабилитация, фоновая физическая культура, адаптивная физическая культура. Кроме того, взрослое население активно во­влекается в занятия спортом - как массовым, так и спортом высших достиже­ний.

Принципиальное отличие физической культуры взрослых от физической культуры дошкольников, школьников и студентов заключается в том, что глав­ным побуждающим фактором к занятиям теми или иными физическими упраж­нениями для взрослых выступают только их собственное желание и инициатива. Исключение составляют лишь те профессии, в которых обязательные занятия физической культурой являются неотъемлемой частью ремесла (пр., воо­ружённые силы, правоохранительные органы, отряды МЧС и т.п.).

Основная задача физической культуры взрослых - оздоровление. Поэтому среди взрослого населения наиболее распространёнными являются раз-

личные виды физкультурно-оздоровительных занятий. Ведущая роль здесь принадлежит рекреативно-оздоровительным и профилактико-оздоровительпым занятиям.

Физическая рекреация - вид физической культуры, предполагающий использование физических упражнений и различных видов спорта в упрощён­ных формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения.

Главная цель физической рекреации - укрепление физического и психи­ческого здоровья, создание базы для плодотворного умственного и физического труда.

Частные задачи физической рекреации весьма разнообразны и зависят от личных вкусов и желаний занимающихся. К ним, в частности, относятся:

- активный отдых;

- перемена вида и характера деятельности;

- формирование фигуры, объёмов частей тела, регулирование веса;

- развитие индивидуально привлекательных физических качеств;

- противодействие старению, сдерживание процессов инволюции;

- общение.

Выделяют элитарные и демократические виды физической рекреации.

К элитарным видам относят: гольф, конный спорт, авиационный и па­русный спорт, виндсёрфинг и другие, которые в силу своих высоких матери­альных затрат доступны немногим.

К демократическим видам относят: оздоровительную ходьбу, бег, пла­вание, игры, туризм, различные гимнастические занятия, шейпинг, аэробику, танцы, велосипедные и лыжные прогулки, учебные занятия в группах здоровья и спортивных секциях.

Профилактико-оздоровительные занятия являются разновидностью дви­гательной реабилитации как вида физической культуры.

Двигательная реабилитация - вид физической культуры, представ­ляющий собой целенаправленный процесс использования физических упраж­нений для восстановления функций организма после заболеваний, травм, пере­утомления и др.

Профилактико-оздороннюльные занятия направлены на профилак­тику имеющихся хронических заболеваний (т.е. предупреждение их обостре­ний) и на первичную профилактику наиболее распространённых заболеваний.

Главная цель профилактико-оздоровитсльных занятий - укрепление здоровья.

Задачи профилактико-оздоровитсльных занятий:

- повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным фак­торам внешней среды;

- предупреждение профессиональных заболеваний (первичная про­филактика);

- предупреждение наиболее распространенных заболеваний (первич­ная профилактика);

- предупреждение обострений имеющихся хронических заболеваний (вторичная профилактика).

В занятиях профилактической направленности используются различные средства реабилитационной физической культуры. Для профилактики обострений хронических заболеваний учитывается характер и степень выраженности нарушений, вызванных хроническим заболеванием. Для первичной профилактики возможных заболеваний у здоровых лиц подбирают такие средства физи­ческой культуры, которые, прежде всего, воздействуют на причину возможных нарушений, а не на их следствие.

Наиболее распространёнными средствами профилактико-оздоровительных занятий являются: физические упражнения, закаливание, массаж, баня, водные процедуры, фитотерапия и т.п.

2. Объектом изучения этой дисциплины явл физич возм-ти и способности чел-ка, кот изменяются при целенаправленном воздействии на него средствами физич культуры.

Предметом исследования выступают средства приобщения чел-ка к ценностям физич культуры.

В теории физической культуры можно выделить три направления: социологическое, педагогическое, биологическое.

Социологическое направление- вопросы роли и места физ-ры как соц подсистемы в жизни чел-а и общ-ва, соотношения физ-ры с др соц явлениями, перспектив развития в связи с изменяющимися матер-ми, духовными, соц условиями жизни, оптимальных форм привлечения и организации населения в cooтв с целями и задачами физ-ры.

Педагогическое направление -изучение общих закономерностей упр-я пр-ом приобщения населения к занятиям физрой и её видами.

Биологическое направление -изучение влияния двигательной активности на процесс жизнедеят-ти организма чел-ка, норм двигательной активности для достижения оптимального функционирования органов и систем, адаптации организма к двигательной активности различной по объёму и интенсивности, условий, в кот двигательная активность оказывает положительное воздействие па организм чел-ка.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - естественный пр-сс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств организма чел-ка в течение его жизни.Термин «физическое развитие» употребляется в двух значениях: 1) как процесс, происходящий в организме чел-ка в ходе естественного возрастного развития и под воздействием средств физры; 2) как состояние- это комплекс признаков, характеризующих морфофункциональное состояние организма, уровень развития физических качеств, необходимых для жизнедеят-и организма.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – пр-сс формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств человека.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ - уровень сформированности двигательных умений и навыков, развития физич качеств.

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО - высшая степень сформированности двигательных умений и навыков, развития физических качеств.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВАННОСТЬ - состояние систем организма (костно-мышечной, эндокринной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и др.) и их реакция на физическую нагрузку.

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ - уровень сформир-ости физических и психических качеств чел-ка для решения жизненных и проф задач.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - двигательная деят-ть чел-а, обеспечивающая его физическое и психическое развитие.

ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ - естественные формы проявления двигательной активности (ходьба, бег, плаванье, лазанье, ползанье, метание и т.п.), обеспечивающие целенаправл-ю активную деят-ть чел-ка в природной среде.

ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА - комплекс морфологических и психофизиологических свойств чел-ка, отвечающих требованиям к-л вида мышечной деят-ти и обеспечивающих эффективность Её выполнения.- сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость.

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ - движения или действия, используемые для формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, развития физических качеств.

ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ учебный процесс, в рамках кот чел-к овладевает системой ценностей и знаний в области физич культуры.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – сов-ть форм и способов повседневной жизнедеят- чел-ка, основанная на нормах и ценностях здоровья и укрепляющая адаптационные возможности организма.

 

 

1. Общая характеристика валеологии как научной и учебной дисциплины.

2.Влияние физических упражнений на организм человека.

1.Медицина - это наука о болезнях и способах их лечения. А медициной здоровья является валеология, родившаяся в России в 80-е оды XX века. Именно тогда профессор И.И. Брехман предложил термин «валеология» для обозначения здоровья человека.

По мнению большинства ученых, здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, на 20% - от генетики, на 20% - от наследственности и только на 10 % от состояния здравоохранения. Следовательно, наше здоровье - это и здоровый образ жизни, и благоприятная среда обитания, и рациональное питание с условием обеспечения безопасности пищевых продуктов и воды, и эффективнаяная демографическая политика.

ВАЛЕОЛОГИЯ (от лат. valeo - здравствовать) представляет собой совокупность научных знаний о здравствовании человека, о причинах, формирования сохранении и укреплении здоровья.

Валеология объединяет усилия медиков, биологов, философов, социологов, психологов, педагогов, экологов и составляет научную основу здоровой жизни.

Цель валеологии как учебной дисциплины - вооружение человека знаниями о здоровом образе жизни, формировании, укреплении и сохранении здоровья

Объектом валеологии выступает здоровый человек или человек, находящийся в состоянии предболезни.

Предметом изучения валеологии как научной основы здорового образа жизни яиляезся:

-здоровье как медико-биологическая, психологическая и соци­альная категория;

-механизмы и способы формирования, сохранения и укрепленияздоровья;

-методы оценки индивидуального здоровья и образа жизни;

-теория и методика валеологического образования. Валеология включает в себя две составные части:

теоретическую валеологию;

практическую валеологию.

В рамках теоретической валеологии могут быть выделены ее научные аспекты: культурологический, биологический, психологический, педагогиче­ский, экологический и т.д.

В рамках практической валеологии следует выделить два относительно самостоятельных раздела:

диагностическая валеология (валеометрия - измерение здоровья);

собственно практическая валеология (оздоровление организма).

С учетом направленности охвата валеологических знаний можно выде­лить общую валеологию и специальную валеологию (возрастную, семейную, профессиональную).

Как учебная дисциплина валеология может быть подразделена на:

дошкольную;

школьную;

вузовскую;

послевузовскую.

2. Необх-м условием эффективности физич упражнений для человека явл многократность и систематичность их повторения (наличие двигательной деят-и). При выполнении отдельно взятого физич упражнения практически невозможно достичь педагогических целей и развивающего эффекта. Эффективность двигательной деят-и обусловлена целым рядом сопровождающих её процессов и явлений, происходящих в организме чел-а: биохимических, физиологических, психических, интеллектуальных и др.

Физич упр-я представляют собой целенаправленные и сознательные действия, что обуславливает их связь с рядом психических пр-сов, с представлением о движениях, мыслительной работой, переживаниями, служит развитию интересов и чувств, воли и характера и, как следствие, ведёт к тому, что физич упр-я явл 1 из средств духовного развития чел-ка. Физич упр-я можно рассматривать как один из показателей единства физической и психической деят-ти чел-ка, поскольку они влияют не только на организм, но и на личность занимающихся.

Так как физич упр-я возникли на основе тр действий, они имеют общие с тр деят-ю биомеханические, физиологические и биохимические механизмы. Однако это не может служить основой для отождествления физич упр-й и труда: м/у ними имеется принципиальное различие.

ТРУД - процесс, совершающийся м/у чел-м и природой. Изменяя внешнюю природу, чел-к приспосабливает её к своим потребностям. Но, действуя на природу и изменяя её, чел-к в пр-се труда изменяет и самого себя. Таким образом, воздействие физич труда на человека в процессе производства представляет собой сопутствующий фактор. При этом coвершаемая в пр-се работы двигательная деят-ть, зачастую, сопровождается немалым нервным, психическим и волевым напряжением.

В отличие от тр деят-ти действие физич упражнений направлено на природу самого чел-ка и определяется закономерностями пр-са физич совершенствования. Таким образом, с пом физич упр-й осущ-ся направленное воздействие на чел-а с целью развития его физических и духовных качеств.

Следует отметить, что в отдельных случаях в сочетании с физич упр-и физич труд, осуществляемый в благоприятных условиях внешней среды (пр., работа в лесу, в поле и т.п.), с опред-й дозированной нагрузкой, может выступать как вспомогательное средство физич совершенствования. Однако используемый подобным образом, он уже подчиняется целям физич культуры, т.е. меняется его существо и направленность.

Исходя из всего сказанного, физические упражнения можно определить как двигательную деят-ть, осущ-ю по законам физич совершенствования человека.

 

1.Общая характеристика гибкости. Разновидности гибкости. Факторы, обуславливающие проявление гибкости. Средства развития гибкости.

2.Функции и принципы физической культуры как социального явления.

1.В теории физической культуры подвижность в суставах обозначают термином «гибкость».

ГИБКОСТЬ-это комплекс морфологических свойств опорно-двигательного аппарата, обуславливающих подвижность отдельных звеньев человеческого тела относительно друг друга.

Различают активную и пассивную гибкость:

Под активной гибкостью понимают максимально возможную амплитуду движений, которую может проявить человек в определённом суставе без
посторонней помощи, используя лишь силу собственных мышц, осуществляющих движение в этом суставе.

Под пассивной гибкостью понимают максимально возможную амплитуду движений в определённом суставе, которую человек способен про­демонстрировать с помощью внешних сил: какого-либо отягощения, снаряда, усилий партнёра, действий других звеньев собственного тела и т.п.

Различают общую и специальную гибкость:

общая гибкость - это подвижность во всех суставах человеческо­го тела, позволяющая выполнять движения с максимальной амплитудой;

специальная гибкость - это значительная или даже предельная подвижность лишь в отдельных суставах, соответствующих требованиям кон­кретного вида деятельности.

Факторы, обуславливающие проявление гибкости

Подвижность опорно-двигательного аппарата обуславливается:

-строением суставов: их формой, толщиной суставного хряща, Шиной суставных поверхностей, наличием костных выступов;

-эластичностью мышц, связок, сухожилий, суставных сумок;

-силой мышц, осуществляющих движения в конкретном суставе.

По форме суставы бывают шаровидные, эллипсовидные, седловидные, блоковидные, цилиндрические, плоские. Наибольшая анатомическая подвиж­ на п. возможна в шаровидных суставах (пр., в плечевых и тазобедренных). Наименьшую анатомическую подвижность имеют седловидные, блоковидные, Плоские суставы (пр., фаланги пальцев).

Возрастная динамика естественного развития гибкости

Естественным путём гибкость улучшается до 14-15 лет. Однако в разных амп литудах она имеет разную динамику развития.Амплитуда движений в тазобедренных суставах имеет наиболее высокие показатели прироста в 7-8 и в 11-13 лет. В дальнейшем она стабилизируется.

Подвижность суставов позвоночника имеет несколько иную динамику.Темпы её естественного прироста у девочек наблюдаются в 7-8, 10-11, 13-14 лет; у мальчиков в 7-11 и 14-15 лет.

Если не применять упражнений для развития гибкости, то уже в юношеском возрасте амплитуда движений практически во всех суставах начинает уменьшаться.

У девушек и женщин подвижность в суставах приблизительно на 10% чем у юношей и мужчин. Это обусловлено большей врождённой эла стичностью мышц и связок женского организма. В преклонном возрасте гибкость у женщин и мужчин практически не отличается.

Для развития гибкости используются упражнения с увеличенной амплитудой движений - так называемые упражнения в растягивании. Эти упражнения применяются для того, чтобы оказать воздействие главным образом на соединительные ткани - сухожилия, связки и т.п., поскольку, не обладая свойством расслабляться, как окружающие мышцы, они в основном препятствуют развитию гибкости.

Все упражнения в растягивании, в зависимости от режима работы мышц, можно разделить на три группы:

динамические (включают разнообразные наклоны туловища, пружинистые, маховые, рывковые, прыжковые движения, которые могут выполняться с отягощениями, амортизаторами или другими сопротивлениями, а также без них);

статические (предполагают удержание определённого положения тела с растягиванием мышц, близким к максимальному за счёт сокращения мышц, окружающих суставы и осуществляющих движения. В этом случае в растянутом состоянии мышцы находятся до 5-10 секунд);

комбинированные (эффект комбинированных упражнений в растягивании обеспечивается как внутренними, так и внешними силами. При их выполнении возможны раз личные варианты чередования активных и пассивных движений).

2. Физич культуре как органическому виду культуры общества присущи три категории функций: общекультурные, специфические, частные.

К общекультурным функциям можно отнести: общеобразоват-ную, воспитательную, нормативную, преобразовательную, познавательную, ценностную, ориентационную, коммуникативную и многие др. При этом основная функция культуры вообще заключается в формировании ценностей, выступающих в качестве средств и способов прогрессивного развития чел-ка и общ-ва.

Специфические функции физры можно свести в следующие группы:

• образование надприродной телесности, общефизическое развитие и укрепление здоровья людей вне зависимости от возраста, пола, степени физического развития; совершенствование физических качеств, формирование и совершенствование двигательных навыков; противодействие неблагоприятным условиям жизни и быта; создание основы для здорового образа жизни и т.н.;

•физическая подготовка людей к трудовой деят-ти и защите Родины (повышение работоспособности, устойчивости к неблагоприятным условиям труда, гипокинезии и гиподинамии, профессионально-прикладная физическая подготовка и т.п.);

•удовлетворение потребности людей в двигательной деятельности и рациональном использовании свободного времени (развлечения, игры, активный отдых);

•раскрытие функциональных резервов и адаптационных возможностей человека.

Частные функции - это функции компонентов физической культуры. Общими принципами, на которых основывается современная система физической культуры, являются:

-принцип всестороннего гармоничного развития личности;

-принцип взаимосвязи с трудовой и оборонной деятельностью;

-принцип оздоровительной направленности.

 

 

1.Влияние физических упражнений на организм человека. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений. Классификация физических упражнений.

2.Типичные возрастные особенности развития организма человека в период обучения в школе

1. Физич упр-я представляют собой целенаправленные и сознательные действия, что обуславливает их связь с рядом психических пр-сов, с представлением о движениях, мыслительной работой, переживаниями, служит развитию интересов и чувств, воли и характера и, как следствие, ведёт к тому, что физич упр-я явл одним из средств духовного развития чел-ка.

Физические упражнения можно определить как двигательную деят-ть, осущ-ю по законам физич совершенствования человека.

Все факторы могут быть сгруппированны следующим образом:

1. Индивидуальные особенности занимающихся (возрастные,

половые, уровень умственной, нравственной, физической и моральной подготовленности, уровня заинтересованности в двигательной деят-ти, сформированности мотивов и др.). Одно и то же физическое упражнение в зав от индивидуальных особенностей производит различный эффект на занимающихся.

2. Научные факторы. Чем больше научных исследований и

внедрений их в практику, тем эффективней можно использовать физич упражнения.

3. Методические факторы. Среди них особого внимания заслуживают -оптимальная дозировка и учет явлений последствия. Оптимальная дозировка предполагает строгую избирательность характеристик нагрузки, таких как: продолж-ть, интенсивность,

количество и частота повторений, характера отдыха и др. в зав от конкр задач и условий занятий, а также индивид особ-ей занимающихся. Учет явлений последствия предполагает умение фиксировать, правильно понимать и оценивать те функциональные изменения, кот произошли под воздействием от предыдущего упражнения или занятия. Эффект от выполнения упр-й м б срочным, кот возникает после одного или серии упражнений в одном занятии; отставленным, появляющийся после нескольких занятий; кумулятивный (суммарный), кот проявляется после серии занятий.

4. Гигиенические факторы явл решающими в реализации

принципа оздоровительной направленности. Нарушение режима дня,

питания не приводит к положит-му рез-ту от исп-я физич упражнений.

5. Метеорологические факторы. В зав от условий окр среды (температура, осадки, атмосферное давление и др.)должны изменяться состав исп-ых упражнений и параметры исп-я нагрузок.

6. Материальные факторы. Исп-е более качественно-

го оборудования, инвентаря, спец одежды, обуви способствует повышению эффективности воздействия физических упражнений.

Правильный и постоянный учет факторов, определяющих влияние

физич упражнений, позволяет специалисту в области физич

культуры успешно решать задачи физич образ-я и физич воспитания.

Классификация физич упр-й -разделение их на группы (классы) в соотв с опред классификационным признаком.

В настоящее время известно более 300 классификаций физических упражнений- каждое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками, и, соответственно, м б представлено в разных классификациях.

В историческом масштабе можно выделить естественные и аналитические упр-я. К естественным относятся упражнения, кот возникли из тр, боевой и бытовой деят-и-ходьба, бег, лазанье, ползанье, прыжки, метания, переноска тяжестей, плавание и т.д. существуют упр-я, специально созданные в пр-се развития теории и практики физич культуры-аналитические упражнения. Их применяют для обучения основам движения, развития основных физич качеств, решения спец педагогических и лечебных задач.-упр-ия на большинстве гимнастических снарядов, упр-я с разнообразными снарядами и предметами и др. Характерной особ-ю такого рода упр-й явл их значительная отвлечённость от движений и действий, встречающихся в практической повседневной жизни.

На сегодняшний день в теории физич культуры к числу основных классификаций физических упражнений относятся следующие:

1. по преимущественной целевой наравленности их исп-я--- общеразвивающие, проф-прикладные, спортивные, восстановит-е, рекреационные, лечебные, профилактические и др.

2. по преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств чел-ка. –упр-я для развития силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, а также сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, эстетических, волевых качеств и т.д.

3. по преимущественному проявлению опред двигательных умений и навыков. -акробатические, гимнастические, игровые, беговые, прыжковые, метательные и другие упражнения.

4. по структуре движений. -упражнения циклические, ациклические и смешанные.

• К циклическим упражнениям относятся: ходьба, бег, плавание, гребля, продвижение на велосипеде, лыжах, коньках и т.д. Характерным признаком циклических упражнений явл закономерная последовательность, повторяемость и взаимосвязь самих циклов.

•К ациклическим упражнениям относятся: метание диска, толкание ядра, метание молота, прыжки с места, гимнастические упр-я на снарядах, рывок и толчок штанги и др. В этом случае каждое упражнение представляет собой законченное действие, повторение кот не вытекает из сути самого действия.

•К смешанным упражнениям относятся: прыжки в длину с разбега, прыжки с шестом, бег через барьеры, метание копья с разбега и т.д. То есть это упражнения, в кот сочетаются действия циклического и ациклического характера.

5. по преимущественному воздействию на развитие отдельных мышечных групп- упр-я для мышц шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени, стопы.

Такая классификация широко применяется при составлении комплексов силовых упр-й в пр-е проведения занятий по бодибилдингу, атлетической гимнастике, пауэрлифтингу

6. по особенностям режима работы мышц. -динамические упражнения, статические, комбинированные.

•Динамические – упр-я, в пр-се выполнения кот мышцы, сокращаясь, укорачиваются или удлиняются.

•Статические (изометрические) – упр-я, при выполнении кот длина мышцы при сокращении остаётся неизменной.

•Комбиниров-е –упр-я, сочетающие оба режима работы мышц.

7. по различию участвующих в работе механизмов энергообеспечения мышечной деятельности. -аэробные, анаэробные, аэробно-анаэробные.

•Аэробные упражнения, в пр-се выполнения кот энергообеспечение мышечной работы осущ-ся в основном за счёт процессов окисления с участием кислорода.

•Анаэробные – упр-я, в пр-е выполнения кот энергообеспечение мышечной работы осущ-ся в основном в бескислородных усл-х (на клеточном уровне).

•Аэробно-анаэробные - упражнения смешанного характера.

8. но интенсивности работы. -упражнения максимальной, субмаксимальной, большой, средней, малой и умеренной интенсивности.

Помимо указанных классификаций существуют и иные, например:

-по воздействию на различные системы и функции организма (на развитие органов дыхания, кровообращения, вестибулярного аппарата и т.д.);

-по снарядовому признаку (без снаряда, со снарядами и т.д.);

2. К школьному возрасту относятся дети, подростки и юноши в возрасте от 6-7 до 17-18 лет. В соответствии с существующей системой общего образования, этот возрастной период подразделяется на 3 этапа: младший, средний, старший. На последнем этапе завершается обучение в общеобразовательных школах различного типа или же осуществляется переход в лицеи, колледжи, медицинские, педагогические и другие специальные училища.

ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - один из самых сложных этапов возрастного развития организма человека, который охватывает период от детства до юношества. Оно включает: рост, дифференцировку органов и тканей, приобретение организмом характерных для него форм. Все эти три фактора находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Характерной особенностью процесса роста детского организма является его неравномерность и волнообразность.

Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата. Длина тела увеличивается в этот период больше, чем масса. Завершается развитие костного скелета. Суставы подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество костной ткани. Усиленно развивается и укрепляется мышечная система. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность.

Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела, главным образом за счёт удлинения ног. Быстро растут кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков,

Позвоночный столб очень подвижен. Быстрыми темпами развивается мышеч­ная система.

Старший школьный возраст характеризуется относительно спокойным и равномерным протеканием процессов роста и развития. Замедляется рост тела в длину и увеличивается - в ширину, возрастает масса тела. Почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Интенсивно развивается груд­ная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдержать значительные на­грузки. Наблюдается асимметрия в силе мышц правой и левой половины тела.

В психологическом развитии детей школьного возраста главное значение приобретает возрастное восприятие окружающего мира. По мере созревания организма возникают благоприятные условия для развития психики в тех или других направлениях, что обусловило выделение закономерно наступаю­щих сенситивных периодов.

Младший школьный возраст сенситивен к учебной деятельности, чему содействуют авторитет учителя, вера в истинность всего, чему учат, исполни­тельность.

Средний школьный возраст сенситивен к внеучебным делам, которые доступны детям и в которых они могут проявить себя и свои новые возможно­сти. Их привлекает совместная со сверстниками деятельность. В значительной мере проявляется потребность в самоутверждении и безоглядная готовность к действию.

Старший школьный возраст сенситивен к осознанию и освоению своего внутреннего мира и характеризуется огромной внутренней работой, поиском перспектив жизненного пути, развитием чувства ответственности, стремлением владеть собой, обогащением эмоциональной сферы.

Таким образом, наиболее типичными возрастными особенностями школьников являются:

• непрерывный, быстрый неравномерный рост и развитие детского организма, особенно психики;

• незрелость и недостаточная устойчивость детского организма, лёгкая ранимость;

• высокий уровень возбудимости, реактивности на различные внешние воздействия.

Без учёта возрастных особенностей детей невозможно эффективно и правильно осуществлять их физическое воспитание. И, наоборот, умелое при­менение специально подобранных и дозированных физических упражнений в период интенсивного естественного морфофункционального развития способ­ствует стимулированию, упорядочению и активизации соответствующих процессов, значительному улучшению функциональных возможностей всех систем организма.

Требования к учёту возрастных особенностей:

- содействовать прогрессивному их изменению;

- принимать во внимание возрастные проявления и строить педагогический процесс на основе реальных возможностей детей.

 

1.Основы обучения двигательным действиям. Общая характеристика двигательных умений. Общая характеристика двигательных навыков.

2. Определение оптимальной физической нагрузки.

1.Обучение двигательным действиям является одним из познавательных видов деятельности человека.

Обучение двигательным действиям - одна из основных задач физического воспитания. В процессе обучения двигательным действиям формируются знания, двигательные умения и навыки, необходимые человеку во всех сферах его жизни.

Знания -это обобщённое отражение в человеческом сознании объектив ного мира, окружающей действительности.

Выделяют два взаимосвязанных вида знаний:

Наглядно-чувственные знания: выступают в форме различных представлений (зрительных, слуховых, вестибулярных, осязательных и т.п.). На основе представлений формируется общий образ изучаемого действия или несколько отдельных образов, каждый из которых отражает какой-либо элемент учаемого упражнения. Это элементарный уровень знания.

Словесно-логические знания: выступают в форме понятий, законов, закономерностей, теорий и способствуют глубокому познанию сущности упражнений. Это более высокий уровень знаний.

Таким образом: ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ - это такой уровень овладения двигательным действием, при котором управление движениями осуществляется при активной роли мышления.

Характерными признаками двигательного умения являются:

управление движениями происходит неавтоматизированно; сознание загружено контролем каждого движения; невысокая быстрота выполнения действия; действие выполняется неэкономно, при значительной степени утомления; относительная расчленённость движений; нестабильность действия; непрочное запоминание действия.

Дальнейшее совершенствование двигательного действия при его многократном повторении, уточнении и коррекции приводит к автоматизированному его выполнению. В результате появляется слитность, устойчивость движения. Таким образом, умение переходит в навык.

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК - это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой надёжностью исполнения.

Характерными признаками двигательного навыка являются:

автоматизированное управление движениями; слитность движений (объединение ряда элементарных движений в единое целое); отсутствие излишнего напряжения мышц;

высокая быстрота выполнения действий; экономичность и точность движений:

высокая устойчивость действия; прочность запоминания.

2. При выполнении физических упражнений происходит определенная на­грузка на организм человека, которая вызывает активную реакцию со стороны функциональных систем. Для определения степени напряженности функцио­нальных систем при нагрузке используются показатели интенсивности. Наибо­лее информативным показателем реакции организма на заданную работу явля­ется частота сердечных сокращений (ЧСС).

Физиологи определили четыре зоны интенсивности нагрузок по ЧСС:

Нулевая зона интенсивности (компенсаторная) - ЧСС до 130уд/мин.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.