Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности обучения: облегчённые условия выполнения сочетаются с Иможпёнными в сочетании1 : 3




2. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.

Термин «физическое развитие» употребляется в двух значениях:

как процесс, происходящий в организме человека в ходе есте­ственного возрастного развития и под воздействием средств физической куль­туры;

как состояние, т.е. как комплекс признаков, характеризующих морфофункциональное состояние организма, уровень развития физических ка­честв, необходимых для жизнедеятельности организма.

Особенности физического развития определяются с помощью антропо­метрии.

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ - это комплекс морфологи­ческих и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития.

Выделяют следующие антропометрические показатели: соматометрические; физиометрические; соматоскопические.

К соматометрическим показателям относятся:

Рост -длина тела.

Наибольшая длина тела наблюдается утром. Вечером, а также после ин­тенсивных занятий физическими упражнениями рост может уменьшиться на 2 см и более. После упражнений с отягощениями и штангой рост может умень­шиться на 3-4 см и более из-за уплотнения межпозвоночных дисков.

Вес -правильнее говорить «масса тела».

Вес тела является объективным показателем состояния здоровья. Он из­меняется в процессе занятий физическими упражнениями, особенно на началь­ных этапах. Это происходит в результате отдачи избыточного количества воды и сгорания жира. Затем вес стабилизируется, а в дальнейшем в зависимости от направленности тренировки начинает уменьшаться или возрастать. Контроль за весом тела целесообразно проводить утром натощак.

Для определения нормального веса используются различные весоросто-вые индексы. В частности, в практике широко используют индекс Брока, со­гласно которому нормальный вес тела высчитывается следующим образом:

для людей ростом 155-165 см:оптимальный вес = длина тела - 100для людей ростом 165-175 см:

оптимальный вес = длина тела - 105для людей ростом 175 см и выше:оптимальный вес = длина тела - 110

• Окружности -объёмы тела в различных его зонах. Обычно измеряют окружности грудной клетки, талии, предплечья, пле-бедра и т.п. Для измерения окружностей тела использую! сантиметровую

Окружность грудной клетки измеряется в трех фазах: во время обычно-спокойного дыхания, максимального вдоха и максимального выдоха. Разни-I между величинами окружностей при вдохе и выдохе характеризует экскур-к> I рудной клетки (ЭГК). Средняя величина ЭГК обычно колеблется в преде-; 5-7 см.

Окружности талии, бёдер и т.д. используются, как правило, для контро- t. i фигурой.

• Диаметры -ширина тела в различных его зонах. Ширина плеч, диа-гры грудной клетки и таза Измеряют большим толстот-МЫм циркулем.

К фи томе I рическим показателям относятся:

• Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) - объем воздуха, полученный |ЦИ|! максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха.

ЖИЛ измеряется спирометром: сделав предварительно 1-2 вдоха, иссле- HVrMi.iii выполняет максимальный плох и плавно выдувает воздух в мундштук имечра до отказа. Замер проводится 2-3 раза подряд, фиксируется лучший средние показатели ЖЕЛ:у мужчин 3500- 4200 мл,у женщин 2500-3000 мл,у спортсменов 6000-7500 мл.

 

 

1. Физическая культура в различные периоды жизни человека.

2.Двигательная активность и здоровье

В концентрированном виде двигательная активность является основным средством физической культуры. Самые разнообразные виды двигательной активности, используемые в занятиях физической культурой и спортом, объединяют два действующих начала: информацию и энергию. В настоящее время вырисовывается проблема уменьшения двигательной активности современного человека. Так, в промышленности, транспорте, сельском хозяйстве все виды работ, связанные с приложением значительной мышечной силы постепенно исчезают по причине механизации руда. С каждым годом увеличивается число лиц, труд которых образно можно охарактеризовать как «кнопочное» управление различными механизмами (в томчисле - компьютерное). Распространение общественного и особенно личного транспорта постоянно снижают общую сумму мышечных усилий.

Перечисленные особенности труда и быта обусловили тот факт, что одними из основных характеристик жизни современного человека являются гиподинамия и гипокинезия:

Гиподинамия - снижение мышечных усилий; Гипокинезия - снижение двигательной активности.

Гиподинамия и гипокинезия, как правило, сопровождаются атрофией и деформацией скелетных мышц: мышечные волокна становятся тоньше, вес их уменьшается, снижаются тонус мышц и их сила. Продолжительное снижение двигательной активности отражается на функциях ряда сенсорных систем. В частности, отмечено ухудшения состояния зрительного, вестибулярного, Нательного анализаторов, результатом чего является неизбежное ухудшение координации движений. Кроме того, инволюционные изменения наблюдаются.

В системе кровообращения: уменьшение размеров сердца, снижение ударного и у того объёмов крови, учащение пульса, уменьшение массы циркулирующей крови, удлинение времени её кругооборота. Недостаточная двигательная активность все нагрузки перекладывает на сердце, которое в этих условиях быстро изнашивается, стареет, срывается. Внешнее дыхание в покое характерн­ая уменьшением объёма лёгочной вентиляции. Наблюдается снижение секреции эндокринных желез, в том числе надпочечников. Однообразное малоподвижное состояние организма нередко приводит к сглаживанию изменений

суточного режима пульса, температуры и некоторых других функций организ­ма, что является признаками серьёзной разбалансировки его работы.

Для организма двигательная активность является физиологической по­требностью. Без необходимого количества движений он не в состоянии нако­пить энергию, в результате чего человек не может воспользоваться в своей жизни тем, что заложено в него природой, не может дожить до почтенной ста­рости, не может быть полноценно здоровым и счастливым.

К настоящему времени с целью борьбы с гиподинамией и гипокинезией разработан и апробирован целый ряд авторских методик, предназначенных для широкого использования. Основные их достоинства - доступность, простота реализации, эффективность. Среди них можно выделить: систему Купера: контролируемые беговые нагрузки; систему Амосова: режим 1000 движений; систему Лидьярда: бег ради жизни;суставную гимнастику по Норбекову; скрытую изометрическую гимнастику по Томпсону: произвольное поочерёдное сокращение мышц без изменения их длины в течение всей «бодр­ствующей» части суток.

Кроме того, среди многочисленных форм занятий оздоровительной физической культурой особое значение имеют: оздоровительная ходьба, плавание, велосипедные и лыжные прогулки, спортивные игры, аэробика, шейпинг, а также утренняя и производственная гимнастика.

2. ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - важный период физического развития, формирования двигательной функции и становления личности человека. Он от­чается, с одной стороны, интенсивным ростом и развитием детского орга­зма (пр., за первый год жизни рост ребенка увеличивается на 50%, а к 7 годам - почти втрое), с другой стороны - незрелостью, низкой сопротивляемостью неблагоприятным воздействиям окружающей среды).

В дошкольном возрасте очень важно своевременно и эффективно сти­мулировать нормальное протекание естественного процесса физического раз­вития, повышать жизнеспособность и сопротивляемость организма неблаго­приятным внешним влияниям. В связи с этим в физическом воспитании дошко­льников на передний план выходят следующие задачи:

Охрана и укрепление здоровья, всестороннее и гармоничное физиче­ское развитие детей, Своевременное развитие движений, формирование жизненно необходимых двигательных умений и связанных с ними элементарных знаний. Направленное воздействие на развитие координации, быстроты, си Общей выносливости.

Основными средствами физического воспитания детей до года являются массаж, гимнастика, закаливание, плавание; детей от года до 3-х лет - утрен­няя и гигиеническая гимнастика, закаливание, плавание, подвижные игры, про­гулки.

ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - один из самых сложных этапов возрастного развития организма человека, который охватывает период от детства до юно­шества. К школьному возрасту относятся дети, подростки и юноши в возрасте от 6-7 до 17-18 лет.

В настоящее время сложилась научно обоснованная система физическо­го воспитания, рассчитанная на приобщение к физической культуре всего под­растающего поколения. Основа этой системы - обязательный курс физического воспитания, осуществляемый по государственной программе. Он сочетается с многообразными формами использования физической культуры в режиме учебного дня и домашнего быта, с эпизодическими массовыми и регулярными физкультурными занятиями по личному выбору учащихся в своём коллективе физической культуры, в детско-юношеских спортивных школах и других вне­школьных учреждениях.

Задачи физическою воспитания детей школьного возраста:

1) Укрепление здоровья, повышение уровня жизнедеятельности, сопро­тивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды.

2) Повышение функциональных возможностей организма до безопасного или должного уровня, формирование двигательных умений, навыков, разви­тие физических качеств.

3) Сообщение знаний в области физической культуры и обучение при­кладному их использованию по совершенствованию своего организма.

4) Формирование мотивационных установок на физическое и духовное самосовершенствование человека.

5) Формирование мировоззрения, этическое и нравственное воспитание. Частные методические задачи отдельных процессов физического воспи­тания вытекают из основных (общих) задач и формируются конкретно с учетом

пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической подготовленности, пе­риода или этапа реального педагогического процесса, условий его проведения и

т.д.

В средние специальные и высшие учебные заведения поступают юноши и девушки в возрасте 15-17 лет, окончившие 9 или 11 классов школы

Физическая культура как учебная дисциплина является частью гумани­тарного образования. Она обязательна для всех специальностей и служит целям укрепления здоровья, физического, интеллектуального и духовного совершен­ствования учащихся, формированию их общей и профессиональной культуры.

ЗАДАЧ:

- сохранение и укрепление здоровья студентов;

- повышение уровней физической подготовленности и физического раз­вития для улучшения умственной и физической работоспособности;

- воспитание потребности в систематических занятиях физическими уп­ражнениями, в физическом самосовершенствовании и здоровом образе жизни;

- овладение методами оценки физического состояния и самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями;

- приобретение теоретических знаний, умений, навыков в области фиш ческой культуры;

- обеспечение необходимой физической подготовленности в соответствии с требованиями избранной профессии;

- совершенствование спортивного мастерства студентов-спортсменов.

Согласно возрастной классификации у взрослых людей выделяют четы­ре периода: зрелый возраст (делится на два периода), пожилой возраст, стар­ший возраст, долгожители.

I - первый период зрелости: 22-35 лет мужчины, 21-35 лет женщины;

второй период зрелости: 36-60 лет мужчины, 36-55 лет женщины;

II - пожилой возраст: 61-74 лет мужчины, 56-74 лет женщины;

III - старший возраст: 75-90 лет;

IV - долгожители: старше 90 лет.

Каждый возрастной период характеризуется отдельными изменениями в организме.

В 18-20 лет в основном заканчивается биологическое формирование ор­ганизма, окостенение скелета, замедляется (а порой заканчивается) рост тела в длину, увеличивается вес тела за счёт мышечной массы, создаются благоприят­ные возможности для развития силы и выносливости. В социальном плане этот период характерен тем, что люди вступают в самостоятельную жизнь, приобре­тают профессии, начинают работать и служить в армии, складывается их се­мейная жизнь, изменяется быт и т.д.

В последующий период происходит стабилизация функциональных воз­можностей организма, а после 30-35 лет постепенно проявляются процессы их угасания (инволюция). Так, первому периоду зрелого возраста присущи наи­высшие значения физической подготовленности и функциональной тренированности, оптимальная адаптация к неблагоприятным факторам внешней сре-

ды, наименьшие показатели заболеваемости. Однако, уже начиная с 30-ти лет, происходит снижение функциональной тренированности по ряду показателей. В частности, в 30-39 лет функциональная тренированность в среднем составля­ет 85-90% от уровня 20-29-летних, в 40-49 лет - 75-80%, в 50-59 лет - 65-70%, в 60-69 лет - 55-60%.

Среди взрослых культивируются все виды физической культуры: физи­ческое воспитание, профессионально-прикладная физическая культура, физи­ческая рекреация, двигательная реабилитация, фоновая физическая культура, адаптивная физическая культура. Кроме того, взрослое население активно во­влекается в занятия спортом - как массовым, так и спортом высших достиже­ний.

Принципиальное отличие физической культуры взрослых от физической культуры дошкольников, школьников и студентов заключается в том, что глав­ным побуждающим фактором к занятиям теми или иными физическими упраж­нениями для взрослых выступают только их собственное желание и инициати­ва. Исключение составляют лишь те профессии, в которых обязательные заня­тия физической культурой являются неотъемлемой частью ремесла (пр., воо­ружённые силы, правоохранительные органы, отряды МЧС и т.п.).

Основная задача физической культуры взрослых - оздоровление. По­этому среди взрослого населения наиболее распространёнными являются раз-

личные виды физкультурно-оздоровительных занятий. Ведущая роль здесь принадлежит рекреативно-оздоровительным и профилактико-оздоровительпым занятиям.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.