Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система контроля в органах государственного управления




21.

Правовые и организационные основы законодательного органа субъекта федерации. На примере челяб.области.

Законодательные (представительные) органы в субъектах РФ олицетворяют народное представительство и осуществляют главным образом законодательные функции, принимая конституции (уставы), законы и другие правовые акты, утверждая бюджет. Их положение в системе органов государственной власти определяется принципом разделения властей, который закреплен во всех конституциях и уставах. Однако в вопросах компетенции и особенно во взаимоотношениях с исполнительной властью законодательные (представительные) органы различных субъектов РФ неодинаковы. Различия касаются и форм организации законодательного процесса, процедуры рассмотрения вопросов.

Наиболее распространенными общеупотребительными наименованиями представительных органов республик являются: Государственный Совет, Государственное Собрание, Народное Собрание, Законодательное Собрание, Парламент. Некоторые республики именуют свои представительные органы с учетом национальной терминологии (Народный Хурал в Бурятии и Калмыкии, Верховный Хурал - парламент в Тыве, Народное Собрание - Халньа Гулам - парламент в Ингушетии и др.).

Конституции закрепляют их как высшие законодательные и представительные органы государственной власти, а решения этих органов иногда наделяются высшей юридической силой на территории республики, несмотря на то, что основы конституционного строя РФ провозглашают верховенство Конституции Российской Федерации на всей территории страны.

Представительные органы в республиках избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом, как правило, может быть избран гражданин республики, достигший 21 года, имеющий право участвовать в выборах и проживающий в республике определенное количество лет. Сроки полномочий парламентов колеблются в пределах 4-5 лет.

Представительные органы республик являются преимущественно однопалатными. Двухпалатные парламенты существуют в Башкортостане (Палата Представителей и Законодательная палата), Карелии (Палата Республики и Палата Представителей), Кабардино-Балкарии (Совет Республики и Совет Представителей), Саха (Якутия) (Палата Республики и Палата Представителей).

Численный состав парламентов определяется Конституциями и законами республик, а, следовательно, определяется на основе норм представительства, соответствующих размеру территории и численности населения каждой республики.

Руководящие органы представительных органов республик включают председателя и его заместителей, избираемых парламентом или палатой, и некоторых других лиц (в Саха (Якутия), например, избирается постоянный Секретарь палаты). В некоторых республиках избирается президиум парламента, который включает Председателя, его заместителей и председателей комитетов парламента. Из числа депутатов образуются постоянные комитеты (комиссии), которые рассматривают законопроекты, осуществляют контроль исполнения законов и других решений парламента. Депутаты входят также в различные ревизионные, мандатные и иные специальные комиссии.

Края, области и другие субъекты РФ. Представительная система этих субъектов Федерации принципиально ничем не отличается от республиканской. Аналогичны или схожи роль законодательных органов в системе органов государственной власти, их взаимоотношения с главой администрации (исполнительной власти), порядок образования и работы. Но есть и некоторые отличия.

Все основные вопросы организации и деятельности законодательных органов субъектов РФ регламентированы в уставах и законах. Наименования законодательных органов различны (Государственная Дума, Дума, Областная Дума, Собрание депутатов, городская Дума (г. Москва), Законодательное Собрание и др.). В Москве Дума одновременно является представительным органом городского самоуправления. Все эти парламенты однопалатные и избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Обычный срок 4 года.

Компетенция законодательных органов довольно широка, она включает вопросы организации государственной власти и местного самоуправления, экономического и социального развития и др.

Внутренняя организация и порядок работы законодательных органов края, области и других субъектов РФ практически не отличается от республиканских. Они также формируют постоянные комитеты и комиссии, избирают председателя и заместителей и т. д. Их законодательные акты обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными лицами, организациями, предприятиями, учреждениями, находящимися на территории данного субъекта РФ.

 


22. Институт высшего должностного лица субъекта федерации: статус, правовое положение.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации — должностное лицо, представляющее субъект Российской Федерации и возглавляющее его исполнительную ветвь власти (высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации).

 

 

23. Принципы организации государственной власти в субъектах РФ. Примерная схема управления субъектом РФ.

Принципы организации государственной власти в субъектах РФ — устанавливаемые федеральным законом основные и общие для всех субъектов Федерации начала, лежащие в основе образования и функционирования их представительных и исполнительных органов государственной власти. Закон устанавливает, что государственная власть в субъекте РФ осуществляется на основе следующих принципов: государственная целостность РФ; единство системы государственной власти; разделение на законодательную, исполнительную и судебную власти в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Схема:

Систему государственного контроля образуют семь основных видов. Каждый из них имеет свой статус, свою сферу деятельности. Они отличаются спецификой проведения контрольных мероприятий и содержанием контрольных функций, объемом полномочий субъектов контроля и средствами воздействия на объекты контроля и др. В организационном плане система государственного контроля имеет вертикальные и горизонтальные структуры (органы). К ним относятся:

а) государственные органы контроля федерального значения и их подразделения, созданные в фед. округах и субъектах РФ;

б) государственные органы контроля регионального значения — комитеты, комиссии, управления и т. п., созданные в аппаратах руководителей исполнительной и представительной власти субъектов РФ.

Следовательно, государственный контроль — это контроль, который осуществляется органами власти и направлен на достижение целей государственного строительства и развития. Полномочия гос. контролирующих органов распространяются не только на государственные, но и на негосударственные и частные структуры, а также на социальные институты и общественные формирования. Важнейший элемент системы гос. контроля - президентский контроль. Ему присущ стратегический характер действий. Президентскому контролю подлежит деятельность всех министерств и ведомств, их структурных подразделений, органов исполнительной власти субъектов РФ, организаций, их должностных лиц на предмет своевременности и эффективности исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ. Для президентского контроля характерна политическая составляющая. Это выразилось в деятельности института полномочных представителей Президента в федеральных округах по укреплению вертикали исполнительной власти, а также по упорядочению законодательства субъектов РФ в части его согласования и устранения расхождений с федеральным законодательством.

Среди субъектов президентского контроля особо выделяются: а) Контрольное управление Президента РФ; б) Военная инспекция (Управление военной инспекции аппарата СовБеза РФ); в) управления — окружные инспекции аппаратов полномочных представителей Президента в федеральных округах.

К субъектам президентского контроля относятся структурные подразделения Администрации Президента РФ, реализующие контрольную функцию наряду с основной, ради которой они созданы. К субъектам президентского контроля относятся также федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять контрольно-надзорные функции, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Среди них — ФСБ, ФС по военно-техническому сотрудничеству, ФС по оборонном заказу, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, ФСИН, ФССП, ФМС и др.

Парламентский контроль осуществляют палаты Федерального Собрания РФ, их рабочие органы. Комитеты и комиссии участвуют, например, в организации и проведении парламентских (депутатских) расследований, в контроле разработки, принятия и реализации федеральных законов и др.

Счетная палата является постоянно действующим парламентским органом финансового контроля. Региональные контрольно-счетные палаты созданы практически во всех субъектах РФ. Счетная палата контролирует своевременность исполнения доходных и расходных статей федерального бюджета и внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, анализирует выявленные отклонения от установленных показателей, готовит предложения по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса в целом, проводит финансовую экспертизу проектов законов и нормативных актов, предусматривающих расходы из федерального бюджета.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и их аппараты, на федеральные внебюджетные фонды. На органы местного самоуправления, предприятия, организации независимо от форм собственности, контрольные полномочия Счетной палаты распространяются, если они получают, используют средства из федерального бюджета или управляют федеральной собственностью, а также, если они имеют предоставленные органами власти налоговые и иные льготы и преимущества.

По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата направляет органам власти, руководителям проверяемых предприятий представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, а в ряде случаев и обязательные для исполнения предписания. При неоднократном неисполнении предписаний Счетной палаты ее коллегия может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежей и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений, организаций. В случае необходимости материалы проверки Счетная палата направляет в органы прокуратуры.

Правительственный контроль есть контроль исполнительных органов государственной власти. Этот вид государственного контроля обладает широко разветвленной структурой контролирующих организаций федерального и регионального значения.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в системе Правительства РФ предусмотрено 15 федеральных министерств, 34 федеральных службы и 24 федеральных агентства. При этом определено, что федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, т. е. внешний контроль. Министерства РФ уполномочены вести контроль деятельности только находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, т. е. осуществлять внутренний контроль. Федеральные службы по контролю и надзору, как правило, имеют федеральные подчиненные им территориальные органы на уровне субъектов Федерации, районов и городов. Все нижестоящие подразделения федеральных министерств и служб являются составной частью контролирующих органов федерального значения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.