Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция определений и школ менеджмента




Ограничение сферы действия рыночных отношений, привело к использованию зарубежного опыта в управлении предприятием, что предполагает заимствование зарубежных терминов: “менеджмент” – во многом совпадает с термином “управление”. Однако понятие управление намного шире, так как оно применяется не только к управлению разными видами человеческой деятельности, но и к управлению техническими устройствами, объектами живой и неживой природы. Термин менеджмент имеет американской происхождение и применяется к управлению хозяйственной деятельностью в частных и общественных организациях.

Существуют различные подходы к определению понятия менеджмент:

менеджмент – это процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей;

менеджмент – это искусство получения работы, сделанной посредством других;

менеджмент – это область деятельности, которая сочетает искусство и науку.

Термин “менеджер” обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы или его подразделений.

Выделяют управляющих низового звена, среднего и высшего. Руководители низового звена управляют работниками, не имеющими подчиненных, и осуществляют контроль над выполнением производственных заданий. Представителями данной группы являются мастер, заведующий отделом, старшая медсестра. Значительную часть времени, эти менеджеры заняты общением с подчиненными и руководителями других подразделений. Руководство управляющими низового звена осуществляют руководители среднего уровня, являющиеся промежуточным звеном. Эти менеджеры являются руководителями крупных подразделений, подготавливают необходимую информацию для принятия решения на высшем уровне, а также доводят принятые решения в доступной форме для работников своих подразделений. Внедрение информационных технологий ведет к существенному сокращению количества менеджеров среднего звена.

Управляющие высшего звена отвечают за принятие ответственных решений для организаций в целом. Руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик организации. Так действие органов власти государства во многом зависит от личных характеристик руководителя. Поэтому успешно действующие руководители высшего звена ценятся очень высоко.

В своей работе менеджер должен учитывать десятки факторов: техническая вооруженность предприятия, состояние рынка, правительственные постановления, личные характеристики персонала и потребителей, исходя из своих интеллектуальных и культурных особенностей. Поэтому во многом менеджмент – это искусство, так как не все решения могут быть точно рассчитаны.

В то же время менеджмент частично является и наукой, так как уже сформированы определенные теоретические принципы управления фирмой. Развитие компьютерной техники и психологии создает хорошие условия для превращения в долгосрочной перспективе менеджмента в строгую научную дисциплину.

Без управления ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха. Однако управление как вид деятельности и как наука появилась не сразу. Как только люди стали жить организационными группами, у них появилась необходимость управления в трех сферах человеческой деятельности:

1) оборонительной (защита от зверей и врагов);

2) политической (установление и поддержание порядка в группе);

3) экономической (производство и распределение ограниченных ресурсов).

Когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком – лидером группы. По мере увеличения групп и усложнения выполняемых работ появилась необходимость в разделении труда. Египетские пирамиды, построенные за II-III тысячи лет до Рождества Христова, является ярким свидетельством не только культуры, но и управленческого искусства, так как для их создания потребовалась организация труда тысячи людей. Практика управления привела к формированию многих положений, которые актуальны в наши дни. Так Платон настаивая на разделении труда, Сократ утверждал, что главным в управлении является умение поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач. Линейная структура управления государством применялась в Римской Империи. Основной проблемой был сбор каналов. Поэтому император Диоклетиан разделил империю на сто одну провинцию, которые входили в состав двенадцати групп, а те включались в четыре географических региона. Значительные, успехи были достигнуты в управление хозяйственной деятельностью. Так Катон (старший) писал о необходимости планирования работ на фирме на целый год вперед. Он говорил об обязательном контроле над проделанной работой, о необходимости сравнения программы и результатов, о выяснении причин невыполнения планов, о рациональной организации работ.

Для древних организаций было характерно:

¾ относительно небольшое количество руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена;

¾ управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности;

¾ посты в руководстве занимали чаще всего по праву рождения или силовыми мерами;

¾ малое количество крупных организаций.

Промышленная революция привела к разрушению традиционного общества. Были созданы десятки крупных организаций, что потребовало создания теории управления, основоположником, которой считают Фредерика Тейлора.

Выделяют четыре основные школы:

1) школу научного управления;

2) административную школу управления;

3) школу человеческих отношений;

4) школу науки управления.

Первая школа исследовала, прежде всего, возможность повышения производительности труда отдельных работников. Административная школа управления известна своими работами по совершенствованию управления организации в целом. Школа человеческих отношений уделяет основное внимание изучению групповых отношений и групповых норм, психологическим мотивам поведения людей. Школа науки управления базируется на системном изучении процессов в организациях с применением математических методов и ЭВМ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.