Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности процессного, ситуационного, системного подходов в менеджменте




Процессный подход предполагает рассматривать управление как процесс, состоящий из ряда функций. Большинство авторов выделяют четыре функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль.

Функция планирования предполагает нахождение решения о том, какими должны быть цели фирмы и что должны делать работники для достижения ее цели. Планирование должно является непрерывным процессом в связи с быстрым изменением внешней среды.

Функция организации предполагает создание структур, обеспечивающих выполнение работы.

Мотивация – это процесс побуждения себя и других в деятельности для достижения личных целей или целей организации. В древности в качестве средства мотивации могло применяться физическое воздействие, но по мере усложнения работы повышается роль сначала материального, а затем и морального вознаграждения.

Функция контроля связана с обеспечением достижения фирмой поставленной цели.

Следует выделить также подход, предложенный В.Ш. Раппортом, который выделил следующие функции управления:

¾ целее указание;

¾ нормирование;

¾ планирование;

¾ исполнение;

¾ учет;

¾ контроль;

¾ анализ;

¾ диспетчирование;

¾ регулирование;

¾ отчетность;

¾ стимулирование.

При этом учет следует понимать как фиксацию фактов. Контроль как сопоставление учетных данных с плановыми данными. Анализ как установление, причин и виновников отклонений от плановых величин. Диспетчирование- как коррекцию исполнения в целях удержания его в заданных планом границах регулирования как коррекцию планов, норм и даже целей в случае необходимости.

Системный подход представляет собой образ мышления по отношению к фирме и управлению. Система ‑ отражение в сознании наблюдателя свойств совокупности элементов и отношений между ними, выделенных с определенной целью. Элемент – это наименьшая составная часть системы с точки зрения решаемой задачи. Отношение – это ограничение свободы элементов. Среда – это совокупность всех объектов, изменение свойств, которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы.

Выделение системы из среды весьма условно, а сложный характер системы предполагает использование моделей. Фирма представляет собой открытую систему, выживание, которой во многом зависит от внешней среды, поэтому она должна постоянно приспосабливаться к изменяющимся условиям. Любая система является подсистемой для системы более высокого уровня и в свою очередь состоит из подсистем. Например, фирма является частью народного хозяйства и состоит из подразделений.

Преимущество системного подхода заключается в облегчении построения моделей сложных объектов, в том числе и математических. Один из известных специалистов в области системного управления. Рассел Акофф полагает, что фирмы и организации создаются людьми для достижения своих целей более рациональными способностями и направлены на выполнение следующих общественных функций:

5) истина заключается в стимулировании производства знаний и информации для выбора наиболее эффективных средств достижения результатов;

6) изобилие направлено на обеспечение людей физическими и духовными ресурсами;

7) добро направлено на предотвращение конфликтов между целями одного человека и конфликтов между людьми;

8) красота предполагает постоянный процесс совершенствования человека.

 

Ситуационный подход основывается на предположении, что для решения проблем фирмы в конкретный период времени не может быть универсального метода, поэтому необходимо осуществить выбор требуемого метода в конкретной ситуации. Особое внимание менеджеров должно быть сконцентрировано на отношении между внешней и внутренней средой организации. В ситуационном подходе выделяют три основных вида ограничений: технологические, человеческие, ограничения в постановке задач.

Технологические ограничения определяются типом и гибкостью средств производства организации. В случае изменения производственных систем требуются значительный капитальные затраты и длительный период времени.

Человеческие ограничения отражают способность людей благожелательно воспринимать предлагаемые решения.

Организация в постановке задач предполагает возможность использования ресурсов в различных целях. Успех или неудача ситуационного подхода в значительной степени определяется способностью менеджмента выделить основные факторы, влияющие на достижение результата.

 

8. Функции менеджмента: их содержание и взаимосвязь

Большинство авторов выделяют четыре функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль.

Функция планирования предполагает нахождение решения о том, какими должны быть цели фирмы и что должны делать работники для достижения ее цели. Планирование должно является непрерывным процессом в связи с быстрым изменением внешней среды.

Функция организации предполагает создание структур, обеспечивающих выполнение работы.

Мотивация – это процесс побуждения себя и других в деятельности для достижения личных целей или целей организации. В древности в качестве средства мотивации могло применяться физическое воздействие, но по мере усложнения работы повышается роль сначала материального, а затем и морального вознаграждения.

Функция контроля связана с обеспечением достижения фирмой поставленной цели.

Следует выделить также подход, предложенный В.Ш. Раппортом, который выделил следующие функции управления:

¾ целее указание;

¾ нормирование;

¾ планирование;

¾ исполнение;

¾ учет;

¾ контроль;

¾ анализ;

¾ диспетчирование;

¾ регулирование;

¾ отчетность;

¾ стимулирование.

При этом учет следует понимать как фиксацию фактов. Контроль как сопоставление учетных данных с плановыми данными. Анализ как установление, причин и виновников отклонений от плановых величин. Диспетчирование- как коррекцию исполнения в целях удержания его в заданных планом границах регулирования как коррекцию планов, норм и даже целей в случае необходимости.

ВОПР9

Принятие решений представляет собой процесс быстрого курса действий из двух и более альтернатив. Решение – это сознательный выбор характеристик поведения в конкретной ситуации.

Все решения можно разделить на программируемые и непрограммируемые. Так установление величины оплата труда в бюджетной организации представляет собой программируемое решение, которое определяется законодательными и нормативными актами, действующими в Российской Федерации.

По степени срочности выделяют:

¾ исследовательские решения;

¾ кризисно-инструктивные.

Исследовательские решения принимаются при наличии времени на получение дополнительной информации. Кризисно-интуитивные решения применяются при наличии опасности, требующей немедленной реакции.

Выделяют следующие подходы к принятию решений:

¾ по степени централизации;

¾ по степени индивидуальности;

¾ по степени вовлеченности работников.

Централизованный подход предполагает, что как можно больше решений должно приниматься на высшем уровне организации. Децентрализованный подход поощряет менеджеров передавать ответственность по принятию решений на нижний уровень управления. Кроме того, решение может приниматься индивидуально или группой.

По мере усложнения технологических процессов все больше решений принимается группой, состоящей из специалистов в различных областях научных знаний. Степень участия работника в решении проблемы зависит от уровня компетентности. Необходимо отметить, что современный менеджмент поощряет участие работников в решении проблем, например, через создание системы по сбору предположений об улучшении работы предприятия.

Процесс планирования решения может быть разбит на шесть этапов:

1) определение проблемы;

2) постановка целей;

3) разработка альтернативных решений;

4) выбор альтернативы;

5) осуществление решения;

6) оценка результатов.

Проблема заключается, как правило, в некоторых отклонениях от ожидаемого хода событий. Далее необходимо определить масштабы проблемы, например, какова доля забракованных изделий в общем объеме. Намного сложнее определить причины проблемы, например, на каком участке нарушение технологии привело к появлению брака. За определением проблемы следует постановка целей, которая будет служить основой для будущего решения, например, каким должен быть уровень брака.

Решение проблемы зачастую может быть обеспечено более чем двумя способами. Для формирования альтернативных решений необходим сбор информации из многих источников. Количество собираемой информации зависит от наличия финансовых средств и сроков принятия решений. На предприятии, как правило, вероятность достижения результатов более 90% считается хорошим показателем.

Для выбора одной из альтернатив необходимо рассмотреть соответствие между затратами и предполагаемыми результатами, а также возможность осуществления решения на практике и вероятность появления новых проблем после воплощения решений.

Осуществление решения предполагает объявление альтернативы, выдачу необходимых распоряжений, распределение заданий, обеспечение ресурсами, наблюдение за процессом осуществления решения, принятие дополнительных решений.

После осуществления решения менеджер должен оценить его эффективность, ответив на вопросы:

а) была ли достигнута цель;

б) удалось ли добиться требуемого уровня расходов;

в) не возникли ли нежелательные последствия;

г) каково мнение работников, руководителей, других категорий, причастных к деятельности предприятия лиц об эффективности решения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.