Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции политических систем




Сложность типологий политических систем.

Многообразие типологий политических систем свидетельствует о многомерности политического мира, о возможности его анализа с позиций самых разных критериев. С это точки зрения каждая реальная система, существующая в той или иной стране, может характеризоваться с помощью различных показателей и иметь различные определения и классификации.

Использование вышеупомянутых критериев и типологий в анализе конкретной политической системы, конкретной страны помогает сделать этот анализ более объемным, глубже постичь сущность исследуемых явлений.

В зависимости от политического режима различают следующие политические системы:

· тоталитарные;

· авторитарные;

· демократические.

Демократические политические системы. Демократическая политическая система предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью.

Авторитарные политические системы основаны на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.

Особое место занимает марксистская трактовка политической системы. Эта особенность объясняется желанием советской политической науки дистанцироваться от западной политологии, идти своим особым путем.

В качестве основ марксистского подхода к пониманию политической системы выступают следующие положения:

· существование и функционирование политической системы обусловлено классовым обществом;

· по мере развития классового общества в бесклассовое отомрет политическая система;

· в эксплуататорском обществе политическая система выражает и защищает волю и интересы господствующего класса, а в социалистическом обществе - всего народа;

· характер политической системы определяется экономикой;

· политическая система эксплуататорского общества состоит из противостоящих друг другу элементов.

Любая политическая система многофункциональна. К ее основным функциям, относятся следующие:

· политическое руководство обществом, в том числе определение стратегических целей и перспектив общественного развития;

· консолидация общественно-политического строя на базе ценностей, идеалов, символов;

· регулятивная функция - выработка определенных правил поведения, придерживаться которых обязаны субъекты политики;

· мобилизация ресурсов. Эта функция призвана обеспечить максимальное использование ресурсов общества для осуществления поставленных целей;

· функция распределения материальных и духовных ценностей и др.

Политическая система характеризуется функциями. Функционирование политической системы отражает ее динамику, процессы и связано с вопросами власти (кто правит и каким образом). Функции политических систем могут определяться различными способами, но, в сущности, классическое определение функций принадлежит Г. Алмонду ("Политика развивающихся регионов").

Он выделяет:

· входные функции - политическая социализация, политическое рекрутирование, артикуляция интересов, агрегирование интересов, политическая коммуникация;

· выходные функции - нормотворчество, применение правил и норм; контроль за их выполнением.

Политическая социализация - приобщение членов общества к политической деятельности.

Политическое рекрутирование - заполнение индивидами свободных ячеек в политической системе.

Артикуляция (выражение) интересов - предъявление требований тем, кто вырабатывает политические решения.

Агрегирование интересов - обобщение и согласование претензий и требований, превращение их в определенную политическую позицию, придание им вида политической платформы, политического заявления, программы.

Политическая коммуникация - взаимодействие (в том числе на информационном уровне) между различными элементами политической системы, а также между политической системой и окружающей средой.

Нормотворчество - разработка законов и правил, регулирующих поведение. Применение правил и норм, введение их в действие и выполнение.

Контроль за соблюдением правил - истолкование законов, пресечение противоправных действий, урегулирование конфликтов, наложение наказаний.

Существуют и другие подходы к типологии функций политических систем. Так, на основе целевого подхода к политике выделяют следующие функции:

· определение целей, задач, программ деятельности;

· мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей;

· интеграция общества;

· распределение ценностей;

· легитимация.

Таким образом, политическая система представляет собой целостное образование, выполняет специфические функции по обеспечению и регулированию политической жизни общества.

8.Государство как основной политический институт

Государство как универсальный политический институт. Государство и гражданское общество: соотношение понятий. Место государства в политической системе. Эволюция понятия государства. Современная концепция нации-государства. Признаки государства. Суверенитет, его структура и типы. Типы государственного устройства. Унитарные и федеративные государства. Территориальная автономия, ее типы и разновидности. Федерации и конфедерации, их типы и разновидности. Формы правления. Древнейшие типологии форм правления. Распределение полномочий между органами государственной власти как основа типологии форм правления. Республика, ее типы и разновидности. Монархия, ее типы и разновидности

8)Государство как основной политический институт

Государство как универсальный политический институт.

Определений и классических концептов, описывающих государство, настолько много, что невозможно свести их в одну единственную дефиницию. Конфуций видел в государстве «большую семью»; совокупность граждан (Аристотель); союз свободных людей для соблюдения права и общей пользы (Гроций); верховная власть, сосредоточенная в одном человеке (или собрании), сводящая все воли граждан в единую волю (Гоббс); машина для подавления одного класса другим (К. Маркс); земнобожественное существо (Гегель) и т. д.

В британской «Энциклопедии управления и политики» выделяется пять основных типов концептов государства:

1) правовой (или юридический) - сводит государство к системе права, основывающейся на суверенитете публичной власти. Представитель этого подхода Ганс Кельзен определяет государство как иерархию законов, скрепленных властным суверенитетом.

2) исторический - определяет государство как смену и эволюцию его органов и форм от эпохи к эпохе.

3) социально-антропологический - предлагает рассматривать государство как тип социальной организации в контексте всего общества (К. Маркс, Э. Дюркгейм, Л. Дюги, М. Вебер)

4) политологический - он, в свою очередь, распадается на более дробные концепции: плюрализма и элитизма, корпоративизма и марксизма, структурализма и инструментализма. Плюралисты (Р. Даль, Д.Трумен) главным для государства считают поиск равновесия между конкурирующими социальными группами, организацию их взаимодействия, для чего нужны полноценное разделение властей, учет интересов различных общественных движений в том числе меньшинств. Корпоративисты (Ф.Шмиттер) рассматривают государство как единое целое, где несмотря на наличие различных интересов между крупными общественными группами и объединениями (корпорациями), сильное централизованное государство удерживает решающие рычаги власти.

5) философский - отражает представления о государстве как об определенном справедливом порядке объединения граждан.

Вопрос образования государства является дискуссионным в политической науки. На этот счет выдвигались разные теории происхождения государства:

Возникновение государства является закономерным этапом в развития любого общества. Объясняется это тем, что предпосылки для возникновения государства заключены в природе самого общества, которое стремится к упорядоченности. Переход к государству связан с оформлением и легализацией аппарата насилия и принуждения, сосредоточенного в руках правящего. На ранних этапах развития это основной признак, характеризующий государство.

1. Одной из первых теорий происхождения государства была теологическая теория:

 

- происхождение и существование государства является результатом проявления божьей воли.

- государство служит воплощением божественного провидения и потому государственная власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно.

- правители действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости.

 

Теологическая теория нашла четкое выражение в сохранившихся литературных и историко-правовых памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми"";. В древнем Китае император именовался сыном неба, а фараоны древнего Египта считались богами на земле.Наиболее широкое распространение эта теория получила в эпоху средневековья (V – XVIв.) и имела главной своей направленностью обоснование превосходства церковной власти над светской.

Начиная с IХ - Х вв. формулируется так называемая теория двух мечей, согласно которой для защиты христианства богом были даны два меча - церковный и светский. Оба они передаются церкви, которая, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому он должен подчиняться церкви. Однако сторонники независимой царской власти, утверждали, что императоры получили свой меч непосредственно от бога.

Примерно в тот же период появляется и развивается учение Фомы Аквинского (1225 - 1274). По Фоме Аквинскому, процедура возникновения государства аналогична процессу сотворения мира Богом. Прежде чем приступить к руководству миром Бог решил привнести в него стройность и организованность. Для этого он и учредил государство. С помощью государства Бог управляет миром. Его активность на Земле олицетворяют монархи, поскольку их власть “от Бога”. Монархи наделяются Богом правом повелевать людьми, но сами являются лишь слугами церкви.

Плюсы:

1. отражает реальные процессы, происходившие на этапах формирования ранних государств – огромную консолидирующую роль религии. Древние люди во всех отношениях были людьми верующими.

Минусы:

1. Данная доктрина не учитывает влияние на образование государство социально-экономических и иных отношений.

2. Не позволяет проследить за счет чего, происходит трансформации государственного устройства, не дает критериев.

3. Теологическая теория в принципе недоказуема, так как построена в основном на вере.

2. Патриархальная теория трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи. Так же, как и теологическая теория, патриархальная была направлена на обоснование неограниченности власти царя, монарха, но истоки этой власти видела уже не столько в ее божественном происхождении, сколько в тех формах семьи, где существовали неограниченная власть главы семьи, патриарха.

Идеологи: Аристотель, который исходил из того, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства.

Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.).

Данная теория получила современное звучание в идее государственного патернализма, т.е. принятии государством на себя заботы о своих гражданах и подданных в случаях наступления неблагоприятной для них ситуации - болезни, инвалидности, безработицы и др.

 

Плюсы:

1. теория отражает одну из сторон общественной жизни реально существовавшую в период родового строя - концентрацию власти в руках старейшин и вождей.

Минусы:

1.По свидетельству большинства историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

2. нерешен вопрос с количеством монархов(правителей) – либо монархов должно быть ровно столько, сколько глав семей или же правитель должен быть один-единственный.

3. теория пропагандирует пассивность управляемых, идея сопротивления воли вождя отсутствует. Его решения не подлежат осуждению.

 

3. Теории общественного договора, по которой сознательная деятельность людей привела к созданию государства.

Теории разрабатывалсь в трудах блестящей плеяды мыслителей XVII—XVIII вв. Г. Греция, Б. Спинозы (Голландия), А. Радищева (Россия), Т. Гоббса, Дж-Локка (Англия), Ж.-Ж. Руссо (Франция) и др. Согласно договорной теории

 

- государство возникло в результате заключения общественного договора между каждым членом общества и государством.

- по договору люди передают часть своих прав государству, которое обязуется охранять их собственность и безопасность

 

- в результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли.

- суверенитет принадлежит народу в целом, а правители — это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.

Необходимость объединения людей диктовалась появлением общественного неравенства, породившего несправедливость и конфликты, а также целями выживания в условиях природной стихии и окружения враждебными племенами

Сторонники этой теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние общества. Оно по-разному трактовалось различными учеными. Так, Гоббс считал, что это было состояние "войны всех против всех". Руссо, напротив, исходил из того, что люди в этом состоянии обладали естественными, прирожденными правами и свободами, что это был "золотой век" человечества. Но после появления частной собственности возникло социальное неравенство.

Минусы:

1. Основной недостаток – государство рассматривается исключительно как искусственный продукт сознательной деятельности людей, не принимая во внимание объективные процессы, приводящие к его образованию.

2.Теория договорного происхождения государства не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор.

3.Отсутствует фактологический мареиал. Концепции антиисторична.

Плюсы:

договорная теория положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности, подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, их сменяемости в этом заключается ее научная ценность.

 

4. В середине ХIХ в. возникла марксистская теория происхождения государства. Ее основные постулаты изложены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса "Немецкая идеология", "Манифест Коммунистической партии", в книге Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Основными причинами происхождения государства основоположники марксизма считали раскол общества на антагонистические (непримиримо враждебные) классы с непримиримыми интересами, что было обусловлено изменениями в экономическом базисе, которые, в свою очередь, привели появлению частной собственности. Все это подорвало изнутри родовое общество. Отсюда они определяли государство как результат прежде всего социально-экономических процессов развития общества. В государстве власть начинает выражать интересы только одной части населения - экономически господствующего класса, который становится и политически господствующим классом. Государство возникает как орудие в руках имущих классов для удержания в повиновении и подавления сопротивления неимущих слоев. Эта роль государства обеспечивается созданием специальных органов принуждения (армии, полиции, суда, тюрем и др.).

Плюсы:

1. Материалистическая теория конкретно определяет причины возникновения государства, его обусловленность экономическими факторами.

Минусы:

1.Возведение в абсолют экономических, классовых факторов, не уделяя внимания сущностным характеристикам государства, например, не учитывая регулятивные возможности государства.

2.Недооценка национальных, религиозных, психологических и иных причин, влияющих на процесс возникновения государственности.

 

5. Теория насилия. Теория насилия (завоевания) возникла и получила распространение в конце XIX — начале XX вв. Ее основоположники Людвиг Гумплович, Карл Каутский, Евгений Дюринг и др. опирались на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств).

Государство, согласно этой теории, – это результат завоевания. Названная доктрина состоит как бы из двух теорий – теории внешнего насилия и теории внутреннего насилия. Авторы теории внешнего насилия – немецкий ученый К. Каутский и австрийский мыслитель Л. Гумплович. Эти философы утверждали, что государство возникает в результате завоевания одного племени (или народа) другим, навязывается обществу извне. Государство трактуется ими как организация властвования завоевателей в целях поддержки и упрочения своего господства над побежденными.

Представитель теории насилия К. Каутский утверждал, что рабство возникает из войны с чужими общинами, племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе их землю и затем принуждает побежденное племя работать на победителей, платить им дань или подати. Возникает и аппарат принуждения для управления побежденными.

Авторство теории внутреннего насилия принадлежит немецкому философу и экономисту Е. Дюрингу. По мнению Дюринга, государство возникает как результат насилия одной части общества над другой, большинства над меньшинством. Экономические же факторы здесь носят вторичный характер. Согласно такому подходу, частная собственность, классы, государство есть результат именно внутреннего насилия. Борьба рас, племен и классов выдавалась за решающее условие прогресса.

Плюсы:

1. теория подтверждена историческими фактами. Именно с помощью насилия образовались государства лангобардов, вестготов и др.

Минусы:

1.абсолютизация насилия, сведение к минимуму остальных факторов, например, социально-экономического развития.

2. тому же насилие часто являлось не причиной, а лишь ускоряющим образование государства фактором. Завоевания одного народа другим происходили в условиях уже сложившихся раннегосударственных структур.

 

6. " Ограничительная" теория Роберта Карнейро, является частным случаем теории внутреннего конфликта. По мнению, американского антрополога, генезис государства связан, главным образом, с ростом населения и конкуренцией за ресурсы, приводящей к умножению конфликтов и войн. Естественный выход из этого — введение политической иерархии, которая, с одной стороны, закрепляет господство победивших в конфликтах групп, и, с другой стороны, увеличит производство для разрешения демографических и экономических возможностей.

 

7. Психологическая теория. Психологической теории придерживались Габриэль Тард (США), английский этнограф Джеймс Фрезер (конец ХIХ - начало ХХ в.). Один из ее основоположников профессор Лев Иосифович Петражицкий объяснял появление государства особыми свойствами человеческой психики, в частности стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. Таким образом, государство и право порождены не материальными условиями жизни, как в марксистской доктрине, а особыми психическими свойствами людей, их эмоциями, переживаниями. Причиной возникновения государства является определенное состояние психики людей. Постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей язычества и колдунов, страх перед их магической силой привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно.

Плюсы:

1. В основе природа человека, исходя из которой, он поступает так, а не иначе.

Минусы:

1. Основной недостаток - ее авторы не учитывали, что человеческая психика не первична по отношению к социально-политической действительности, а, наоборот, формируется под воздействием последней.

2.отрицается естественно исторический процесс возникновения государства.

 

8. Ирригационную теорию связывают с именем немецкого ученого Карл Виттфогеля. В своей работе "Восточный деспотизм" он объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах. И действительно, в первых городах-государствах - Месопотамии, Египта, Индии, Китая происходили процессы создания мощных ирригационных систем. В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали: как поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений и др. Эти работы, по мнению Виттфогеля, требовали жесткого централизованного управления, распределения, учета и др. Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в восточных регионах, но в действительности процессы образования государства и ведения ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства было первичным, поскольку именно государство было в состоянии вести такие трудоемкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем.

Плюсы:

 

теория разработана на основе конкретных исторических фактов.

Минусы:

1. теория Виттфогеля имеет локальный характер, т. е. может служить для объяснения процесса происхождения государства только в отдельных местностях земного шара.

2. К тому же некоторые ученые полагают, что государство появилось до начала ирригационных работ и позволило организовать столь крупные и скоординированные действия населения.

 

9.Расовая теория. Основателем расовой теории считается французский ученый Ж.озеф Артур де Гобино. Большой вклад в ее разработку внес и великий немецкий философ Ф. Ницше.

Расовая теория строится на тезисе о том, что причиной возникновения государства является разделение общества на высшие и низшие расы. Первые, к которым прежде всего относятся арийцы, призваны господствовать в обществе, вторые - “недочеловеки” (славяне, евреи, цыгане и т. д.) - слепо повиноваться первым. Государство необходимо для того, чтобы одни расы постоянно господствовали над другими.

Минусы:

1.С позиций нравственных ценностей современного общества нет никаких оснований для деления рас на низшие и высшие.

2.Современная биологическая наука не видит никакой связи между расовыми различиями людей и их умственными способностями.

3. Расовая теория носит не научный, а политический характер: не случайно ее положения об изначальном неравенстве различных рас и народов использовались фашистами для обоснования права арийской расы на захват территорий других народов и уничтожение последних во время второй мировой войны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.